Курсовая с практикой на тему Развитие мотивации учения в образовательном процессе (1-4 класс)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические основы развития мотивации учащихся
младшего школьного возраста
1.1. Возрастные особенности младших школьников
1.2. Учебная деятельность, мотивы учебной деятельности
детей младшего школьного возраста
1.3. Особенности развития мотивации учения у детей
младшего школьного возраста
Глава 2. Эмпирическое
исследование мотивации учения
младших школьников
2.1. Диагностика мотивации учения учащихся
2.2. Работа по развитию мотивации учения учащихся
начальных классов
Список использованной литературы
Введение:
За последние годы в обществе произошли
кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их
реализации. Обучение понимается как процесс подготовки учащихся к реальной
жизни, готовности занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи,
уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в
ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Результатом обучения в школе должно стать
формирование у учащихся «умения учиться», т.е. формирование у них общеучебных
навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать
различные учебные задачи. Универсальные учебные действия обеспечивают
возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения,
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их
достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее
результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Достижение «умения учиться» предполагает
полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и
операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Однако у
младших школьников вида все эти компоненты находятся на стадии сформирования,
особенно это относится к мотивации учебной деятельности.
Актуальность
темы данной
работы обусловлена необходимостью повышения учебной мотивации детей младшего
дошкольного возраста в соответствии с требованиями современной системы
образования.
Объект
исследования: мотивация учения младших школьников.
Предметом
исследования: является специфика развития мотивации учения
младших школьников в образовательном процессе.
Целью
данного исследования является выявление специфики развития
мотивации учения младших школьников в образовательном процессе.
Достижение поставленной цели предполагает
решение следующих задач:
1.
Описать возрастным особенностям младших
школьников.
2.
Дать характеристику учебной деятельности,
мотивам учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
3.
Описать особенности развития мотивации учения у
детей младшего школьного возраста.
4.
Провести эмпирическое исследование мотивации
учения младших школьников.
Теоретическая
основа исследования базируется на трудах таких ученых, как
Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Л.С. Выготский,
И.В. Елфимова, О.М. Куликова, М.В. Матюхина, А.В. Мудрик,
А.Н. Подьяков, С.Л. Рубинштейн, А.И. Савенков,
Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон и др.
Практическая
значимость исследования заключается в том, что систематизированную
нами информацию, и результаты эмпирического исследования можно использовать в
дальнейших разработках данного вопроса; а также педагогам в работе с детьми младшего
школьного возраста с целью повышения уровня развития учебной мотивации.
Структура
исследования: выпускная работа состоит из введения, двух
глав, семи параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы.
Заключение:
В процессе объективного
анализа психолого-педагогических источников об особенностях развития и
становления личности младшего школьника нами установлено, что младший школьный
возраст является особым периодом в жизни ребенка и характеризуется рядом
новообразований:
—
интенсивное развитие и качественные
преобразования всех процессов познавательной сферы: восприятия, внимания,
воображения, памяти, мышления, обогащение эмоционально-волевой сферы;
—
период формирования воли, волевые черты
характера (целеустремленность, организованность, сдержанность,
дисциплинированность, настойчивость, требовательность к себе и другим)
появляется особая волевое действие — поступок, ориентированный на интересы
окружающих людей;
—
произвольность поведения и познавательных
процессов;
—
обогащается опыт социального поведения
младшего школьника, появляются первые относительно устойчивые ценностные
ориентации, происходит развитие нравственных, интеллектуальных, эстетических
чувств;
—
формирование нравственной самооценки,
которая позволяет контролировать собственную деятельность с точки зрения
нормативно-нравственных критериев, строить поведение в соотношении с
морально-социальными гуманными нормами общества;
—
произвольность действий, внутренний план
действий, внутренняя позиция школьника и рефлексия, проявляющиеся в умении
младшего школьника ставить перед собой определенную цель и достигать ее,
формируют систему ценностных отношений к себе и окружающим людям, является
показателем успешной адаптации к условиям школьного обучения.
По результатам анкетирования, разработанного
Н.Г. Лускановой, мы можем сделать вывод, что большинство испытуемых обладает
положительным отношением к школе (20 испытуемых), максимально высокий уровень
мотивации не свойственен ученикам, хорошая школьная мотивация свойственна 6
испытуемым. Низкая мотивация обнаружена у 3 учащихся, негативным отношением к
школе обладает 1 ученик.
Результаты диагностики доминирующего типа
мотивов по А.И. Божович и И.К. Марковой говорят о том, что
большинство учащихся (55%) имеют социальную мотивацию. Познавательная мотивация
и сочетание познавательной и социальной встречается одинаково.
В результате диагностики мотивов учения по
методике С.А. Ивановой (КГУ) мы выявили, что большинство испытуемых (10
учеников) обладают широкими социальными мотивами, для 4 испытуемых свойственны
учебно-познавательные мотивы, 4 – личностные, 3 – избежание неприятностей, 9 –
смешанные.
3. Результаты формирующего эксперимента
показали, что по-прежнему большинство испытуемых обладает положительным
отношением к школе, однако их количество стало больше (21 испытуемый по
сравнению с 20 учениками в начале исследования). Максимально высокий уровень
мотивации по-прежнему не свойственен ученикам, хорошая школьная мотивация
свойственна 7 испытуемым по сравнению с 6 учениками в начале исследования.
Низкая мотивация обнаружена у 2 учащихся, негативным отношением к школе никто
не обладает.
В процессе формирования
мы отдает предпочтение игровым методам обучения, поскольку, по нашему мнению,
они наиболее подходят детям младшего школьного возраста, соответствуют
требованиям ФГОС и социальному запросу современного общества. Такое обучение
позволяет сформировать у младших школьников знания, умения, навыки
самостоятельно изучать определенные явления, процессы, пользуясь информацией.
Использование игровых методов в учебном процессе является одним из ведущих
методов, позволяющих развивать мотивацию учения и стимулировать познавательную
активность младших школьников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы развития мотивации учащихся младшего школьного возраста
1.1. Возрастные
особенности младших школьников
особенности младших школьников
Младший школьный возраст является новым этапом
развития ребенка, охватывающей период с 6-7 лет до 10-11 лет. Это время
испытания ребенком своих сил, решения сложных задач, стоящих в результате
взаимодействия с внешним средой. Обычно, с ростом детского организма происходят
качественные изменения и в психике ребенка, усложняется система ее социальных
связей, мотивов. Но главным событием этого возрастного периода является,
бесспорно, изменение социального статуса — поступление ребенка в школу.
Рассмотрение исследователями различных отраслей науки
проблемы формирования ценностей дает нам возможность подчеркнуть, что младший
школьный возраст современные отечественные педагоги, психологи (И. Бех,
Т. Буняк, К. Гуревич, В. Крутецкий, А. Никоненко,
Ж. Петрочко, В. Полищук и др.) считают этапом важных социальных
изменений в жизни человека, а также, наиболее благоприятным для развития
личностных качеств ребенка, благоприятным для начала формирования
гуманистических ценностей и потребностей учащихся в процессе обучения и
воспитания.
Наблюдается дисгармония в нервно-психическом и
физическом развитии детей, в результате чего временно ослабляется нервная
система. Возникает беспокойство, повышенная потребность в движении и
утомляемость. Также у детей данной возрастной категории интенсивно развиваются
двигательные функции. Именно в возрасте 7-11 лет отмечен самый важный прирост
по таким показателям моторного развития, как пространственная ориентация
движений, мышечная выносливость, зрительно-двигательная координация [Выготский 2000, с. 99].
Самым главным событием этого возрастного периода
является, бесспорно, изменение социального статуса, социальной роли —
поступление ребенка в школу, когда происходят качественные изменения в психике
школьника, усложняется система его социальных связей, мотивационной
деятельности.
Однако по мнению известного психолога советского
периода С.Л. Рубинштейна [Рубинштейн
2000, с. 286],
меняется не только социальная роль, но и восприятия собственного статуса,
поскольку ребенок выступает в новой роли – роли ученика. Начало школьной жизни
– серьезное испытание для большинства детей, которые приходят в первый класс. В
этой ситуации, учебная деятельность становится ведущей по отношению к
дошкольному возрасту, когда ведущей была игровая. Они должны привыкать к новому
коллективу, новым требованиям, к повседневным обязанностям, режима. Обучение
становится важной общественно-оценочной деятельностью.
На пути своего становления как личность ребенок
проходит несколько этапов психического и физического развития, которые создают
предпосылки формирования и воспитания у нее различных качеств и свойств,
развитие способностей и интересов, в которых она является наиболее сенситивной
(наиболее восприимчивой). Такой подход в воспитании значительно облегчает
взаимопонимание родителей и детей, облегчает ребенку обучение и усвоение
навыков, способствует достижения лучших результатов в учебе и стимулирует к
дальнейшему саморазвитию.
Исследователи проблем детей младшего школьного
возраста И. Агафонова, А. Никоненко [Цит. по: Петровская 1999] утверждают, что изменение социальной
роли ребенка, появление новых обязанностей сказывается на его отношениях со
сверстниками, учителями, родителями, так как ученики по-разному реагируют на
начало школьного обучение, поэтому успешность их приспособления к новому
социальному статусу существенно зависит от деятельности учителя начальных
классов и поддерживающего отношения родителей. При благоприятных условиях
начала обучения ребенка в школе в ее психике формируется первое психическое
новообразование возраста – внутренняя позиция школьника, является показателем
успешной адаптации к условиям школьного обучения.