Курсовая с практикой на тему Развитие морфологической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ОНР III УРОВНЯ 5
1.1 Особенности формирования морфологической стороны речи у детей в норме 5
1.2 ОНР 3 уровня у детей: особенности, причины 6
1.3 Развитие морфологической системы речи в онтогенезе 9
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕМ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ 15
2.1 Методика формирования морфологической стороны речи у детей 15
2.2 Упражнения, направленные на совершенствование морфологической стороны речи у детей с ОНР III уровня 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 31
Введение:
ОНР III уровня – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Правильная детская речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, потому что именно на основе устной речи формируется письменная. Дети, которые отстают в развитии фонематических процессов вероятнее всего в школе будут испытывать трудности с овладением чтением и письмом, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе. Поэтому наиболее актуальной задачей, стоящей перед дошкольным учреждением, является развитие детской речи, которое включает в себя умение четко произносить звуки, уметь различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно составлять предложения и уметь грамотно выразить свои мысли.
Уже в дошкольном возрасте есть возможность выявить и предупредить возникновение ОНР III уровня. Его преодоление достигается за счет целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Поэтому и работа по предупреждению и устранению ОНР III уровня должна начинаться в дошкольном возрасте, еще до начала обучения ребенка грамоте.
Поэтому вопрос о выявлении детей с ОНР III уровня в дошкольном возрасте и коррекция нарушений речи в условиях общеобразовательной группы детского сада является актуальным вопросом на сегодняшний день.
Цель – разработать систему занятий по формированию морфологической стороны речи у детей с ОНР.
Объект исследования – речевая деятельность дошкольников с ОНР III уровня.
Предмет исследования – развитие морфологической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.
В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1) рассмотреть особенности формирования морфологической стороны речи у детей;
2) ознакомиться с ОНР III уровня у детей;
3) изучить методику формирования морфологической стороны речи у детей с ОНР III уровня;
4) разработать систему занятий, направленны[ на совершенствование морфологической стороны речи у детей с ОНР III уровня.
Методы исследования:
1) изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
2) моделирование.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная система занятий по формированию морфологической стороны речи у детей с ОНР III уровня может пригодиться в работе студентам, логопедам и родителям.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
В ходе работы было установлено, что в логопедии под термином «общее отсутствие речи» понимают различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается продуцирование всех компонентов речевой системы, а именно звуковой стороны (фонетики) и семантической сторона (лексика и грамматика). Различают 3 уровня недоразвития речи.
У детей с ОНР III уровня недостаточный словарный запас; делают лексические ошибки в речи, не согласовывают слова в роде; испытывают трудности с овладением связной речью; их звукопроизношение отстает от возрастной нормы. Следовательно, помимо многих недостатков в развитии связной речи, у детей с ОНР III уровня речевого развития страдают все компоненты речевой функциональной системы: фонетико-фонематический, лексико-грамматический, семантический.
Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в целенаправленной коррекционной работе. Успешная работа по преодолению III уровня ОНР у детей возможна только при синтезе усилий логопедов и родителей. Сегодня для комплексной коррекции разрабатываются различные пособия с упражнениями, которые помогают в работе с детьми специалистам и родителям.
Преодоление нарушений развития морфологической стороны речи требует целенаправленной логопедической работы в рамках специально организованного занятия с использованием специальных коррекционных упражнений и заданий. Только в результате такого обучения дети с ОНР III уровня могут приблизиться к показателям нормально развивающихся детей по уровню развития языковых навыков. Развитие морфологической стороны речи должно осуществляться комплексно, на основе систем языковой ориентации. В процессе коррекционно-логопедической работы важно обращать внимание на развитие двигательных, коммуникативных, интеллектуальных, ритмо-символических способностей и перенести их аналогично на языковой материал.
Использование предложенных игровых приемов позволит значительно повысить интерес детей к речевому общению и сформировать осознанное восприятие языковых процессов. Все это благоприятно скажется на развитии морфологической стороны речи у детей с ОНР III уровня речевого развития.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ОНР IIIУРОВНЯ
1.1Особенности формирования морфологической стороны речи у детей в норме
Некоторые особенности грамматического строя речи дошкольников и дошкольников изучались в психологии; в физиологии стабилизировалась условно-рефлекторная основа грамматической стороны их речи. Грамматический строй ребенок усваивает самостоятельно, подражая ему, в процессе различных речевых упражнений. В живом языке дети замечают постоянные значения грамматических морфем. На этой основе создается обобщенная картина соотношения важных элементов в словах и словоформах, что приводит к механизму построения аналогии, являющемуся основой языковой интуиции, особенно интуиции грамматического строя языка.
Уже трехлетний ребенок использует такие грамматические категории, как род, число, время, лицо и др., он использует простые и сложные предложения. Думается, что достаточно обеспечить ребенку богатое словесное общение, идеальные образцы, самостоятельно указать на знакомые отношения с уже усвоенной грамматической формой, хотя лексика будет новой. Однако это не так [1].
Постепенное овладение грамматической структурой объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматического строя русского языка, особенно морфологического.
Русский язык имеет множество исключений из общих правил, которые необходимо иметь в виду, для чего необходимо выработать частные единичные динамические стереотипы речи. Например, ребенок усвоил функцию предмета, обозначаемого окончанием -ом, -ем: шар, камень (действительный падеж). По этому типу они образуют и другие слова («палка», «игла»), при этом не зная, что есть и другие склонения, имеющие другие окончания. Взрослый исправляет ошибки, подкрепляет употребление правильного суффикса -ой, -ей.
Установлено, что количество грамматических ошибок значительно увеличивается на пятом году жизни, когда ребенок начинает использовать общеупотребительные предложения, увеличивается его активный словарный запас и расширяется сфера общения. Ребенок не всегда успевает запомнить вновь усваиваемые слова в новой для него грамматической форме и, пользуясь общим предложением, не успевает проверить его содержание и форму.
На протяжении всего дошкольного возраста наблюдаются несовершенства морфологической и синтаксической сторон детской речи. Только в восьмилетнем возрасте можно говорить о полном усвоении грамматического строя речи ребенка. Уровень владения родным языком в школьном возрасте очень высок. К этому времени ребенок уже в такой степени овладевает всей сложной системой грамматики, включая тончайшие законы синтаксического и морфологического порядка, действующие в русском языке, а также твердое и безошибочное употребление ряда отдельных явлений. что выделяется, что усвоенный русский язык становится для него действительно естественным. И ребенок в ней получает совершенный инструмент для общения и мышления [5].
Овладение грамматикой как наукой реализуется в школе. Уже в базовые годы определяется задача осознанного усвоения основных грамматических правил и законов. Учащиеся формируют ряд грамматических терминов (словосостав, виды слов и др.), запоминают и понимают определения (существительные, союзы и др.), а их активный словарный запас содержит грамматические термины. Появляется новое отношение к его речи.
В формировании морфологической стороны речи можно выделить следующие направления: предупреждение морфологических ошибок у детей, особенно в сложных случаях морфологии и словообразования, эффективное исправление ошибок, имеющихся в детской речи, совершенствование морфологической стороны речи, развитие чуткости и интереса к речи.