Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие монологической речи детей путем описания работ, выполненных нетрадиционными техниками рисования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ 6
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Понятие о «монологической речи в обзоре психолого-педагогической и психолингвистической литературы 6
1.2 Формирование монологической речи в онтогенезе 9
ГЛАВА 2. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПУТЕМ ОПИСАНИЯ РАБОТ, ВЫПОЛНЕННЫХ НЕТРАДИЦИОННЫМИ ТЕХНИКАМИ РИСОВАНИЯ 14
2.1 Первичная диагностика монологической речи детей дошкольного возраста 14
2.2 Развитие монологической речи путем описания работ, выполненных нетрадиционными техниками рисования 18
2.3 Вторичная диагностика монологической речи детей дошкольного возраста 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38

  

Введение:

 

В условиях современной реальности развитие общества требует от человека овладения коммуникативными способностями, умения общаться и конструктивно сотрудничать, посредством речи устанавливать контакты между людьми, владеть монологической стороной речи в полной мере. По этой причине развитие монологической речи представляется центральной задачей речевого воспитания детей, что обусловлено не только ее социальной значимостью, но и ролью в гармоничном формировании личности. Именно в монологической речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Монологическая речь является развернутым, законченным, композиционно и грамматически оформленным, смысловым и эмоциональным высказыванием, которое состоит из логически связанных предложений. Обучение монологической речи рассматривается как цель и как средство практического овладения языком. Овладение различными сторонами речи является практически необходимым условием развития монологической речи, а развитие монологической речи, в свою очередь, дает возможность овладению ребенком самостоятельным использованием отдельных слов и синтаксических конструкций.
Сейчас перед дошкольными образовательными организациями как общего типа, так и специального назначения стоит системная задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. При этом важным условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование монологической речи детей с ограниченными возможностями здоровья.
Монологическая речь неотделима от мира мыслей: мнологичность речи – это связность мыслей. В такой речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его индивидуального речевого развития.
Проблемой развития монологической речи занимались такие исследователи как А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, Л.С. Выготский, В.Н. Глухов, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.
Монологическая речь старшего дошкольника приобретает функции установления социальных контактов и планирования, практическая реализация которых обеспечивается монологической контекстной речью и формой внутренней речи. Значительным направлением формирования монологической речи старших дошкольников является превращение ее в орудие мышления. По этим причинам проблема речевого развития старших дошкольников является довольно актуальной и значимой в прикладном отношении.
Таким образом, вышеуказанными положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования. Следует отметить при этом, что особенностей монологической речи большое количество, но в рамках данной работы существенное внимание будет уделяться исследованию навыков пересказа у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель работы — анализ развития монологической речи детей путем описания работ, выполненных нетрадиционными техниками рисования.
Для достижения цели работы были определены и конкретизированы следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности формирования монологической речи в онтогенезе.
2. Определить специфику речевого развития детей путем нетрадиционных техник рисования.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию навыков описания работ, выполненных нетрадиционными техниками рисования.
Объект исследования — процесс формирования монологической речи у дошкольников.
В качестве предмета работы выступает развитие монологической речи детей путем описания работ, выполненных нетрадиционными техниками рисования.
Проблема исследования состоит в противоречии: с одной стороны, вопросам монологической речи старших дошкольников посвящен ряд исследований, с другой стороны не конкретизированы педагогические условия развития монологической речи при описании работ, выполненных нетрадиционными техниками рисования.
При написании работы использованы методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической и научной методической литературы по проблеме исследования;
2) целенаправленные наблюдения;
3) педагогический эксперимент;
4) количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности разработки и внедрения эффективной и оптимальной практической программы развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста путем описания работ, выполненных нетрадиционными техниками рисования.
Структура работы: настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате опыта своей работы я пришла к выводу, что развитие монологической речи детей при использовании нетрадиционных ИЗО-техник сохраняется благодаря быстроте и относительной простоте получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания.
На занятиях по изобразительной деятельности я использовала нетрадиционные техники, которые учитывают характерные особенности детей 5-6 лет и способствуют более результативному обучению и развитию, а именно: пластилинография, фроттаж, торцевание, квиллинг, граттаж и многие др. Затем дети описывали свои картины.
При этом следует помнить, что для коррекции мелкой моторики рук данные техники имеют большое значение. Они требуют точности и быстроты движений, умение правильно определять силу нажима на материал или инструмент, терпения, аккуратности, внимания.
Результатом моей работы с детьми посредством использования нетрадиционных техник рисования и иных видов изобразительной деятельности, стали:
— развитие монологической речи школьников;
— улучшение координации, силы, точности, быстроты движений;
— отработка навыка выполнения действий с предметами;
— повышение умелости выполнять мелкие четко дифференцированные движения;
— сфорсированность способности к согласованным действиям двумя руками;
— развитие зрительно-моторной координации.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Понятие о «монологической речи в обзоре психолого-педагогической и психолингвистической литературы

Все исследователи, изучавшие проблему формирования и развития монологической речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. С.Л. Рубинштейн обращал внимание на то, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль либо желание, представляется монологической речью (в отличие от отдельного зависимого слова, извлеченного из контекста речи), но формы монологическости в процессе развития меняются.
Связность собственно речи обозначает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с позиции ее понятности для слушателя или читателя. Речь, по мнению С.Л. Рубинштейна, может быть немонологической по двум основным причинам [18, с. 412]:
1) данные связи не осознанны, и не представлены в мысли говорящего человека;
2) будучи представлены в мысли говорящего, данные связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
В общем аспекте понимания и анализа монологическая речь представляет собой такую речь, которая может быть вполне понятна на основе ее собственного предметного содержания. Для того чтобы понять такую речь, нет практической надобности специально учитывать ситуацию, в которой она произносится, все в ней понятно для другого из самого контекста, т.е. это контекстная речь.
Следует отметить, что именно в монологической речи в полной мере отражается логика мышления дошкольника, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. Речь маленького ребенка сначала отличается обратным свойством: она не образует такого монологического смыслового целого. Она не образует контекста, на основании которого можно было бы её понять, поэтому и необходимо учитывать конкретную ситуацию, в которой находиться и говорит сам ребенок. Смысловое содержание речи становиться понятным в связи с данной ситуацией, что является ситуативной речью.
При этом ситуативные и контекстные моменты всегда находятся во внутренней взаимосвязи и взаимопроникновении; речь может идти лишь о том, какой из них является в каждом данном случае ведущим.
Когда у ребенка развивается монологическая контекстная речь, она не вытесняет ситуативную, и ребенок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой в зависимости от содержания, которое надо сообщить, и от характера самого сообщения.
Таким образом, к контекстной речи переходят тогда, когда требуется монологическое изложение предмета, выходящего за пределы ситуации, и это изложение предназначается для широкого круга слушателей. При этом речь ребенка носит сначала ситуативный характер, но по мере того как в процессе развития изменяются содержание и функции речи, дошкольник в процессе обучения овладевает формой монологической контекстной речи. В целом речь дошкольника сначала связана с ближайшей окружающей действительностью (зона ближайшего развития), она рождается из той ситуации, в которой он находится, и целиком связана с ней. Вместе с тем это разговорная речь, она в первую очередь ориентирована на собеседника и выражает просьбу, желание, вопрос, т.е. это ситуативная форма, которая соответствует основному содержанию и назначению [22, с. 311].
Следует отметить, что сам результат обучения монологической речи зависит от большого количества причин. Прежде всего, от социальной среды, которая обеспечивает дошкольнику речевое общение. Многочисленные исследования по данной проблеме уже не раз подтвердили тот факт, что упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные и последующие после обучения годы. По этой причине очень важно вовремя организовать развивающий потенциал окружающей среды для дошкольника, в том числе и для дошкольника с ограниченными возможностями здоровья.
В этой связи исследователь Л.П. Федоренко, изучая принципы обучения русскому языку, указывает на то, что для нормального развития речи ребенка, а, следовательно, и для развития его интеллекта и эмоционально-волевой сферы крайне необходимо, чтобы окружающая его речевая среда обладала достаточными развивающими возможностями.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы