Курсовая с практикой на тему Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание Введение. 6
1. Типы проектов и этапы работы над ними. 8
1.1 Исследовательские, приключенческо-игровые, ролево-игровые и нформационные
проекты.. 8
1.2.
Практикоориентированные и монопроекты.. 9
1.3. Этапы проведения проектов. 10
2 Методические основы проектной деятельности в
системе обучения. 12
2.1 Реализация проектной деятельности. 12
2.2 Содержание и анализ проектной работы.. 14
2.3. Опытно-экспериментальная работа по применению
проектной деятельности 16
Заключение. 32
Список литературы. 34
Введение:
Необходимость формирования проектной деятельности зависит
от потребностей современного общества и производства. Современные люди должны рассматривать
образование как средство реализации своих собственных образовательных, профессиональных,
культурных и жизненных планов, а также как способ формирования критического потенциала
для обеспечения успеха всей человеческой жизни.
Актуальность темы исследования. Изменения, происходящие
в современном обществе, требуют разработки новых методов обучения, направленных
на личностное развитие педагогических приемов, творческое вдохновение, развитие
навыков самостоятельной навигации в информационной сфере. Формирование ключевых
компетенций, в том числе проектных компетенций, должно стать одним из плодов общего
среднего образования, а проектно-проектная деятельность-новым содержанием. В современной
педагогике проектный подход рассматривается как личностно-ориентированная методика
обучения, интегрирующая проблемный подход, групповой подход, рефлексивный подход,
презентационный подход, исследовательский подход, поисковый подход и так далее.
Степень изученности темы исследования. Проблема использования
проектной деятельности при обучении учащихся начальной школы была отражена в трудах
таких педагогов как П.Р. Атутов, П.П. Блонский Ф. Каптерев, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко
и др.
Тема исследования: «Развитие младших школьников в
процессе проектной деятельности».
Проблема исследования: каковы возможности проектной
деятельности в развитии младших школьников.
Цель исследования – проанализировать развитие младших
школьников в процессе проектной деятельности.
Объект исследования – проектная деятельность в
процессе развития младших школьников.
Предмет исследования – реализация проектной
деятельности при развитии младших
школьников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические
аспекты проблемы.
2. Провести опытно экспериментальную
работу по применению проектной деятельности.
Гипотеза исследования: использование проектной деятельности
при обучении учащихся 3-х классов способствует повышению познавательного интереса
детей.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы,
классификация, обобщение, методы количественного и качественного анализа, беседа,
наблюдение.
База исследования: МОАУ СОШ №2 г.
Ясный Оренбургская обл.
Теоретическая значимость исследования заключается в том,
что полученный материал может быть использован в качестве теоретического
источника.
Практическая значимость заключается
в том, что полученные результаты могут быть использованы учителем в работе.
Методологическая основа исследования: А.А. Сергеев,
М.Б. Романовская, Н.А. Семенова, Н.М. Казачкова.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, разделенных
на параграфы, заключения и списка литературы.
В введении обозначена актуальность исследования,
тема, проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методы, база,
теоретическая значимость, практическая значимость, методологическая основа
исследования.
В первой главе изучены теоретические основы исследования.
Во второй главе
рассмотрены практические основы исследования, в заключении сделаны общие
выводы.
Заключение:
Подводя итоги исследования, можно отметить следующее.
Проектная деятельность насчитывает долгую историю. Ранее проектная работа
заключалась в основном в так называемом общественном труде школьников и воспитанников
различных учреждений. Главная цель проектной работы заключалась в воспитании трудолюбивого
и самостоятельного человека. Однако сегодня проектная деятельность носит больше
творческий характер, ее используют при обучении учащихся различных возрастных категорий.
Так было определено, что проектная деятельность – это учебно-познавательная деятельность
школьников, основанная на мотивационном достижении сознательно поставленной цели
по созданию творческого продукта путем осуществления последовательных действий с
обязательным предъявлением результата.
Таким образом, были рассмотрены основные типы проектов. К ним относятся:
· исследовательские;
· творческие;
· приключенческо-игровые;
· ролево-игровые;
· информационные;
· практикоориентированные;
· монопроекты;
· межпредметный (интегрированный);
· индивидуальные;
· групповые.
Каждый проект имеет свою структуру, цели и этапы. Ключевыми этапами проектной
деятельности являются:
· подготовка;
· планирование;
· исследование;
· выводы;
· представление (защита) проекта и оценка его
результатов.
Также в ходе исследования был проведен анализ УМК начальной школы по литературному
чтению, в частности возможности применения проектной деятельности в процессе обучения.
Так было определено, что авторы учебников предлагают небольшое количество проектов
по литературе, в основном это создание собственных сказок или рассказов, заполнение
альбомов, создание разного рода творческих журналов, выступления с интересными сообщениями
по темам и др. В процессе исследования была проведена опытно-экспериментальная работа,
включающая в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На первом
указанном этапе при помощи выявленных методик был исследован уровень развития познавательного
интереса у учащихся. После чего для повышения познавательного интереса, согласно
предложенной гипотезе, были предложены работы по литературному чтению для учащихся
3-х классов, включающие в себя проектную деятельность. Затем были измерены повторно
показатели познавательного интереса учащихся 3-х классов. Данные результаты показали
повышения уровня познавательного интереса, о чем и говорилось в предложенной гипотезе,
а именно: проектная деятельность способствует повышению познавательного интереса
учащихся как в общем виде так и к уроку литературного чтения.
Таким образом, цель исследования была достигнута путем решения поставленных
задач, а именно удалось дать определение понятия «проектная деятельность», рассмотреть
историю развития данного вида обучения, выявить виды проектной деятельности, провести
анализ содержания УМК по литературному чтению, провести опытно-экспериментальную
работу, направленную на изучение влияния проектной деятельности на познавательный
интерес младших школьников.
Фрагмент текста работы:
1. Типы проектов и этапы работы над ними 1.1 Исследовательские, приключенческо-игровые, ролево-игровые и
нформационные
проекты Рассмотрим основные типы проектов.
Исследовательские проекты имеют четкую продуманную
структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования:
актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие
из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты;
обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты — одна
из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и
лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения и т.д. Творческие
проекты не имеют
детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся — она только намечается
и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата.
Это может быть стенная газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат,
школьный журнал интересных дел и т.д. Творческий проект предполагает
максимально свободный авторский подход в решении проблемы [7, c.202].
Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной
работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации.
Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые
игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают
на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью
решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие
социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями [20, c.117].
Информационные проекты направлены на сбор информации
о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией