Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие мировоззрения у младшего школьника.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

Введение. 3

1.Глава. Теоретические аспекты развития мировоззрения у
младших школьников  5

1.1 Мировоззрение школьников. Сущность и понятия,
структура. 5

1.2. Особенности формирования мировоззрения у младших школьников. 11

2 Глава. Эмпирическое исследование развития мировоззрения
у младших школьников. 17

2.1
Диагностика уровня сформированности мировоззрения у
личности младшего  школьника. 17

2.2. Система методик, заданий и упражнений по формированию
мировоззрения младших школьников. 22

Заключение. 31

Список
использованной литературы.. 32

Приложение 1. 35

  

Введение:

 

 

 

Актуальность. Особенности социально-экономических, политических трудностей,
которые сегодня переживает Российское государство, противоречия развития нашего
общества остро повлияли на реформирование системы образования. Главной задачей
современной школы и основой всей ее научно-воспитательной деятельности является
формирование у учащихся целостной картины мира. В ФГОС НОО указано, что национальное
воспитание должно быть направлено на формирование у молодежи и детей
мировоззренческого сознания. Мировоззренческая зрелость ребенка помогает ему
самостоятельно разобраться, правильно сориентироваться в сложных событиях и
явлениях современной жизни, обеспечивает активное участие в строительстве
демократического общества. Человек в своем индивидуальном развитии становится личностью
только тогда, когда у него формируется определенное мировоззрение. Поэтому
особую актуальность, сегодня приобретает проблема формирования и динамики
развития мировоззрения младших школьников.

Проблема формирования у учащихся представлений и понятий о
мире всегда была в центре внимания ученых, педагогов-практиков. Но в
зависимости от исторических фактов, отношений в обществе, от уровня развития педагогической
теории и практики в различные периоды исследовался этот феномен по-разному.
Значительный вклад в разработку вопросов формирования мировоззренческих качеств
у учащихся разных возрастных групп сделал В.А. Сухомлинский. Педагог отмечал,
что уже младших школьников необходимо знакомить с широким кругом исторических
событий, читать им рассказы о прошлом человечестве, тогда в сознании ребенка
формируется первое понятие о добре и зле, справедливости и несправедливости,
чести и бесчестия. Он определил основные пути и методы работы, которые помогают
успешно воспитывать у учеников патриотизм, гуманизм, раскрыл роль эмоций при
формировании у детей мировоззрения.

Таким образом, все выше сказанное и определило актуальность
выбранной темы «Развитие мировоззрения у младшего школьника».

Цельвыявить особенности развития
мировоззрения у младшего школьника.

Объект исследованиямировоззрение младшего школьника

Предмет исследованияособенности использования различных методик, заданий и упражнений в процессе формирования мировоззрения
младших школьников.

Задачи исследования:

       изучить научную, публицистическую,
педагогическую и методологическую литературу по проблеме исследования
мировоззрения школьников;

       рассмотреть особенности формирования мировоззрения у младших
школьников;

       диагностировать
уровня сформированности мировоззрения у личности младшего школьника;

       предложить
систему методик, заданий и упражнений по
формированию мировоззрения у младших школьников.

Теоретическая основа. Проблемам развития мировоззрения детей младшего
школьного возраста посвящены работы таких ученых как: В.С.
Мухина,
К.Д. Ушинский, А.В. Сухомлинский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.С.
В.С. Буянов,
П.В. Алексеев, А.С. Баранова, А.П. Демиденко и т.д.

Методы исследования: теоретические – анализ, сравнение, обобщение, эмпирические –
обработка данных, анализ документов.

Структура работы. Курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы. Общий объем работы –
35 стр. Список использованной литературы составляет 26 позиций.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

 

В
самом общем виде понятие мировоззрение определяется, как система взглядов,
понятий представлений об окружающем мире. Мировоззрение в широком смысле слова
включает в себя все взгляды человека на окружающий мир: философские,
общественно-политические, естественнонаучные, этические, эстетические и т.д.

Формирование
мировоззрения у младших школьников — процесс длительный и многосторонний. Он
зависит не только от различного уровня овладения знаниями и соответствующего им
уровня выработки взглядов, убеждений и идеалов, но и от индивидуальных
особенностей учащихся. Исследования показывают, что у младших школьников
отчетливо проявляются различия в успеваемости, в глубине усваиваемых знаний, в
развитии эмоциональной сферы, которые, так или иначе, отражаются на выработке у
них взглядов и убеждений.

В соответствии с целью работы нами было проведено
экспериментальное изучение уровня сформированности мировоззрения у младших
школьников. В нем приняли участи 36 детей первого класса. Так в ходе
констатирующего эксперимента было установлено, что
высокий уровень мировоззрения был выявлен у  14,9% детей, достаточный уровень имели 32,2%
опрошенных, средний уровень присущ 33,2% детям, низкий уровень наблюдается у
19,7% младших школьников.
Таким образом, полученные результаты
свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы с младшими
дошкольниками с целью повышение уровня сформированности мировоззрения.

В качестве методических рекомендаций для организации
работы по развитию мировоззрения младших школьников
разработан комплекс заданий и упражнений,
направленный на формирование мировоззрения детей, который может быть
использован в работе учителя начальных классов, 
и родителями дома.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.Глава.
Теоретические аспекты развития мировоззрения у младших

школьников

 

1.1 Мировоззрение школьников. Сущность и понятия, структура

 

Логика нашего исследования требует выяснить сущность понятия
«мировоззрение». В систему человеческих знаний этот термин был введен немецким
философом Кантом. В толковых словарях обозначенное понятие трактуется как
система взглядов, совокупность убеждений, оценок и принципов, определяющих общее
видение и понимание мира, и место личности в нем [8,
c. 63].
По мнению известного ученого
Л.М. Потапюка, мировоззрение – это указатель каждого человека, надежный инструмент, с
помощью которого личность определяет свои ориентиры, ценности, критерии,
направления своей деятельности [18, с. 159]. В ФГОС НОО указано, что в
формировании духовности личности главное место занимает мировоззрение как
обобщенная система взглядов на мир, на свое место в нем, понимание смысла
жизни.

Характерным для школы является
практическая направленность содержания, интеграция знаний, что позволяет лучше
учесть
определяющую
особенность школьников – целостность восприятия и освоений окружающей
действительности [23].

 Успешно формировать
основы и элементы научного мировоззрения, а также
проектировать общую научную картину мира
в сознании школьника возможно только при условии правильного понимания их сути,
содержания и основных черт.

Мы выяснили, что в
философской и педагогической литературе существуют разногласия
в
использовании понятий «мировоззрение» и «общая научная картина мира».
Что касается понятия «мировоззрение»,
то следует отметить, что в определении
этого понятия нет четкости. Оно не является
общепризнанным.

В Философском
энциклопедическом словаре понятие «мировоззрение» толкуют
как систему
обобщенных представлений человека о мире и месте в ней человека, об
отношении человека к окружающей
действительности и к самому себе, а также обусловленные
этими представлениями основные
жизненные позиции и установки людей, их убеждения,
идеалы, принципы познания и деятельности,
ценностные ориентации.

В российском педагогическом
словаре понятие «мировоззрение» рассматривается как
форма
общественного самосознания человека, через которую он воспринимает, осмысливает,
оценивает окружающую действительность и
понимает свое место и назначение в нем [19,
c. 239].

В мировоззрение входят
обобщенные представления о мире и самом человеке, о направленности хода событий
в мире, о смысле
человеческой жизни, исторической судьбе человечества, а
также система убеждений,
принципов
и идеалов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы