Курсовая с практикой на тему Развитие мировоззрения у младшего школьника.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.Глава. Теоретические аспекты развития мировоззрения у
младших школьников
1.1 Мировоззрение школьников. Сущность и понятия,
структура
1.2. Особенности формирования мировоззрения у младших школьников
2 Глава. Эмпирическое исследование развития мировоззрения
у младших школьников
2.1
Диагностика уровня сформированности мировоззрения у
личности младшего школьника
2.2. Система методик, заданий и упражнений по формированию
мировоззрения младших школьников
Список
использованной литературы
Введение:
Актуальность. Особенности социально-экономических, политических трудностей,
которые сегодня переживает Российское государство, противоречия развития нашего
общества остро повлияли на реформирование системы образования. Главной задачей
современной школы и основой всей ее научно-воспитательной деятельности является
формирование у учащихся целостной картины мира. В ФГОС НОО указано, что национальное
воспитание должно быть направлено на формирование у молодежи и детей
мировоззренческого сознания. Мировоззренческая зрелость ребенка помогает ему
самостоятельно разобраться, правильно сориентироваться в сложных событиях и
явлениях современной жизни, обеспечивает активное участие в строительстве
демократического общества. Человек в своем индивидуальном развитии становится личностью
только тогда, когда у него формируется определенное мировоззрение. Поэтому
особую актуальность, сегодня приобретает проблема формирования и динамики
развития мировоззрения младших школьников.
Проблема формирования у учащихся представлений и понятий о
мире всегда была в центре внимания ученых, педагогов-практиков. Но в
зависимости от исторических фактов, отношений в обществе, от уровня развития педагогической
теории и практики в различные периоды исследовался этот феномен по-разному.
Значительный вклад в разработку вопросов формирования мировоззренческих качеств
у учащихся разных возрастных групп сделал В.А. Сухомлинский. Педагог отмечал,
что уже младших школьников необходимо знакомить с широким кругом исторических
событий, читать им рассказы о прошлом человечестве, тогда в сознании ребенка
формируется первое понятие о добре и зле, справедливости и несправедливости,
чести и бесчестия. Он определил основные пути и методы работы, которые помогают
успешно воспитывать у учеников патриотизм, гуманизм, раскрыл роль эмоций при
формировании у детей мировоззрения.
Таким образом, все выше сказанное и определило актуальность
выбранной темы «Развитие мировоззрения у младшего школьника».
Цель – выявить особенности развития
мировоззрения у младшего школьника.
Объект исследования – мировоззрение младшего школьника
Предмет исследования – особенности использования различных методик, заданий и упражнений в процессе формирования мировоззрения
младших школьников.
Задачи исследования:
— изучить научную, публицистическую,
педагогическую и методологическую литературу по проблеме исследования мировоззрения школьников;
— рассмотреть особенности формирования мировоззрения у младших
школьников;
— диагностировать
уровня сформированности мировоззрения у личности младшего школьника;
— предложить
систему методик, заданий и упражнений по
формированию мировоззрения у младших школьников.
Теоретическая основа. Проблемам развития мировоззрения детей младшего
школьного возраста посвящены работы таких ученых как: В.С. Мухина,
К.Д. Ушинский, А.В. Сухомлинский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.С. В.С. Буянов,
П.В. Алексеев, А.С. Баранова, А.П. Демиденко и т.д.
Методы исследования: теоретические – анализ, сравнение, обобщение, эмпирические –
обработка данных, анализ документов.
Структура работы. Курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы. Общий объем работы – 35 стр. Список использованной литературы составляет 26 позиций.
Заключение:
В
самом общем виде понятие мировоззрение определяется, как система взглядов,
понятий представлений об окружающем мире. Мировоззрение в широком смысле слова
включает в себя все взгляды человека на окружающий мир: философские,
общественно-политические, естественнонаучные, этические, эстетические и т.д.
Формирование
мировоззрения у младших школьников — процесс длительный и многосторонний. Он
зависит не только от различного уровня овладения знаниями и соответствующего им
уровня выработки взглядов, убеждений и идеалов, но и от индивидуальных
особенностей учащихся. Исследования показывают, что у младших школьников
отчетливо проявляются различия в успеваемости, в глубине усваиваемых знаний, в
развитии эмоциональной сферы, которые, так или иначе, отражаются на выработке у
них взглядов и убеждений.
В соответствии с целью работы нами было проведено
экспериментальное изучение уровня сформированности мировоззрения у младших
школьников. В нем приняли участи 36 детей первого класса. Так в ходе
констатирующего эксперимента было установлено, что высокий уровень мировоззрения был выявлен у 14,9% детей, достаточный уровень имели 32,2%
опрошенных, средний уровень присущ 33,2% детям, низкий уровень наблюдается у
19,7% младших школьников. Таким образом, полученные результаты
свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы с младшими
дошкольниками с целью повышение уровня сформированности мировоззрения.
В качестве методических рекомендаций для организации
работы по развитию мировоззрения младших школьников разработан комплекс заданий и упражнений,
направленный на формирование мировоззрения детей, который может быть
использован в работе учителя начальных классов,
и родителями дома.
Фрагмент текста работы:
1.Глава.
Теоретические аспекты развития мировоззрения у младших
школьников
1.1 Мировоззрение школьников. Сущность и понятия, структура
Логика нашего исследования требует выяснить сущность понятия
«мировоззрение». В систему человеческих знаний этот термин был введен немецким
философом Кантом. В толковых словарях обозначенное понятие трактуется как
система взглядов, совокупность убеждений, оценок и принципов, определяющих общее
видение и понимание мира, и место личности в нем [8, c. 63].
По мнению известного ученого Л.М. Потапюка, мировоззрение – это указатель каждого человека, надежный инструмент, с
помощью которого личность определяет свои ориентиры, ценности, критерии,
направления своей деятельности [18, с. 159]. В ФГОС НОО указано, что в
формировании духовности личности главное место занимает мировоззрение как
обобщенная система взглядов на мир, на свое место в нем, понимание смысла
жизни.
Характерным для школы является
практическая направленность содержания, интеграция знаний, что позволяет лучше
учесть определяющую
особенность школьников – целостность восприятия и освоений окружающей
действительности [23].
Успешно формировать
основы и элементы научного мировоззрения, а также проектировать общую научную картину мира
в сознании школьника возможно только при условии правильного понимания их сути,
содержания и основных черт.
Мы выяснили, что в
философской и педагогической литературе существуют разногласия в
использовании понятий «мировоззрение» и «общая научная картина мира». Что касается понятия «мировоззрение»,
то следует отметить, что в определении этого понятия нет четкости. Оно не является
общепризнанным.
В Философском
энциклопедическом словаре понятие «мировоззрение» толкуют как систему
обобщенных представлений человека о мире и месте в ней человека, об отношении человека к окружающей
действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные
жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности,
ценностные ориентации.
В российском педагогическом
словаре понятие «мировоззрение» рассматривается как форма
общественного самосознания человека, через которую он воспринимает, осмысливает,
оценивает окружающую действительность и понимает свое место и назначение в нем [19, c. 239].
В мировоззрение входят
обобщенные представления о мире и самом человеке, о направленности хода событий
в мире, о смысле человеческой жизни, исторической судьбе человечества, а
также система убеждений, принципов
и идеалов.