Курсовая с практикой на тему Развитие менеджмента в России и его особенности на современном этапе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития менеджмента в России на современном этапе 6
1.1 История развития менеджмента в России 6
1.2 Сущность, функции и роль развития менеджмента в России на современном этапе 12
Глава 2 Практические особенности развития менеджмента в России на современном этапе 18
2.1 Опыт развития менеджмента в России на современном этапе 18
2.2 Проблемы и перспективы развития менеджмента в России на современном этапе 26
Заключение 34
Список использованных источников 36
Введение:
Россия стоит на пороге больших изменений. Процесс эволюции рыночной экономики содержит в себе большое значение для нашей страны. В условиях ежедневно меняющейся внешней среды РФ пытается самоопределиться как на государственном, так и на мировом уровне. При этом в основе экономического и социально — культурного развития лежит эффективная система управления. Актуальность данной темы изучения, заключается в том, что широкомасштабные реформы, происходящие в РФ и ее регионах, привели к модификации социально — структурных отношений, перераспределению власти, появлению различных форм собственности, возрождению предпринимательства, становлению институтов рыночной экономики, в том числе и менеджмента, как принципиально другого управлению, который соответствует рыночным условиям.
Обеспечение предприятий высокопрофессиональными и ответственными кадрами актуально для любой сферы деятельности. Глобализация мирового рынка, расширение и диверсификация международных экономических отношений требует от кадрового состава профессиональной подготовки в соответствии с целями и задачами организации, степенью инновационного развития, требованиями обеспечения экономической безопасности.
Взяв во внимание специфику российского рынка, особенностью которого являются быстрые и частые изменения, как внешних, так и внутренних условий, можно констатировать, что развитие системы профессионального обучения в организации определяет не только успешность ее развития, но и выживаемость. Обучение – это важная и неотъемлемая часть системы развития персонала любой организации, понимание этого позволяет достигать организациям высоких результатов, как на внутреннем, так и на мировом рынке. В любом бизнесе люди являются главным ресурсом, без которого невозможно реализовывать повседневные задачи на пути к достижению целей организации. Мировая экономика так стремительно развивается, что любые знания устаревают и необходимо постоянно совершенствоваться.
На данный момент человечество переживает серьезные испытания, связанные с пандемией новой коронавирусной инфекции. Пандемия оказала небывалый удар по экономике всего мира: массовая безработица, банкротство компаний, удар по малому бизнесу. Люди постоянно сталкиваются с дезинформацией по поводу пандемии, были отменены важные общемировые спортивные мероприятия, закрыты границы. Заметно обострились проблемы психологического содержания: выросло число людей, страдающих депрессией и стрессом, обострилось большое количество тех заболеваний, которые можно было контролировать. Пандемия коснулась всех сфер человеческого общества: духовной, социальной, экономической и политической. В том числе пандемия не обошла стороной и менеджмент.
Среди основных изменений выделяют следующие:
1) протекционизм и локализация производственных цепей с максимальной добавленной стоимостью на национальной территории в противовес задачам экономического развития через достижение максимальной эффективности в международном товарном обмене;
2) убыстрение реальной цифровизации: по возможности перевод всего, что можно в цифровую реальность (в цифру) и ставка на удаленный формат (прогрессивные компании уже цифровизировались);
3) возможен возврат к фундаментальным правилам ведения бизнеса: это обозначает, что бизнес должен приносить прибыль, закредитованный бизнес является уязвимым и в долгосрочной перспективе ненадежным, запасы ликвидности важнее желания все оптимизировать;
4) изменения корпоративных структур, что предполагает выполнение многих задач совместными усилиями работников, трудящихся удаленно в корпоративных сетях, что повлечет за собой более «плоскую» корпоративную структуру, сокращение, вплоть до исчезновения, офисов с open space на сотни человек, исчезновение нескольких управленческих уровней, и самое главное при этом будет цениться способность руководства организации быстро вырабатывать и реализовывать решения;
5) упрочение связи бизнеса с государством: с одной стороны, прогнозируется вовлечение государства в процесс проектирования и бизнес-планирования в организациях, с другой – обеспечение поддержки государством бизнеса в экстремальных обстоятельствах как ответ на это вовлечение.
Здесь стоит отметить роль государства в борьбе с пандемией коронавируса, ведь государство выступает гарантом безопасности и благополучия своих граждан. Особенно остро проявляется роль государства в неординарных условиях, таких как пандемия. Направления государственной политики и мероприятия по ее реализации, которые применяются в ситуации с вирусом, наглядно демонстрируют государственную позицию и позволяют выявить степень ценности государства как гаранта безопасности граждан и поддержки организаций (компаний) в период кризиса.
Современная ситуация характеризуется тем, что при всей ее осознаваемости, воспринимаемости и, казалось бы, уже некой готовности к ней (к определенному состоянию нестабильности и т.д.) возможные риски для бизнеса очень трудно предсказать. Однако выход прост: специалисты советуют действовать компаниям на опережение для поддержания устойчивости бизнеса. В связи с возникшей ситуацией выделяется ряд проблем и в менеджменте: от незначительных до глобальных (некоторые авторы даже говорят о кардинальном изменении практики управления). Меняется и роль современных менеджеров особенно в условиях удаленной (дистанционной) работы.
Все вышеперечисленное предопределило выбор темы курсовой работы, его цель и задачи.
Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, возникающие в процессе развития менеджмента в России.
Предметом исследования в курсовой работе выступают организационные и социально-экономические механизмы развития менеджмента в России.
Целью курсовой работы является исследование и анализ перспектив развития менеджмента в России и его особенности на современном этапе.
Для выполнения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи курсовой работы:
— изучить историю развития менеджмента в России;
— раскрыть сущность, функции и роль развития менеджмента в России на современном этапе;
— охарактеризовать опыт развития менеджмента в России на современном этапе;
— выявить проблемы и перспективы развития менеджмента в России на современном этапе.
Теоретической основой курсовой работы являются публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии, учебная и методическая литература, нормативно-правовые акты России, а также ресурсы Интернет.
Нормативно базой курсовой работы являются положения Конституции России , федеральное законодательство РФ.
Практическая значимость курсовой работы — собранный материал и результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы предприятиями для повышения эффективности менеджмента организации, что поможет снизить текучесть кадров, и повысит производительность труда.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. История менеджмента богата и многогранна. Множество стран и людей внесли огромный вклад в развитие менеджмента и благодаря им, мы имеем огромное количество знаний, разработок и учений. Любая наука не стоит на месте и менеджмент в том числе, с каждым днем он продолжает развиваться. Эта статья помогает разобраться в истории менеджмента, проследить его многовековую историю и привить интерес к данной науке.
Феномен управления — это один из древних институтов, но свое самое активное и бурное развитие он переживал именно в XXв. Основным толчком к смене управленческих парадигм послужило начало индустриальной революции, которая повлекла за собой переход от полу ручного труда на мануфактурах к работе за усовершенствованными станками. Данный тип производства обусловил изменения в сфере управления. Во-первых, появилась необходимость управлять большими по сравнению с предыдущими эпохами коллективами. Во-вторых, состоялось научное осмысление применения различных управленческих подходов на производстве. В-третьих, состоялось размежевание различных подходов к управлению, что породило развитие независимых школ менеджмента.
Становление менеджмента как научного направления осуществлялось на протяжении продолжительного исторического периода. Каждая эпоха вносила свои поправки в науку об управлении. При этом большое число ученых и исследователей внесли ощутимый вклад в данное научное направление.
2. Менеджмент (или управление в условиях рыночной экономики) — это процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достигать цели организации. В упрощенном понимании, менеджмент- это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Менеджмент играет важную роль в организации. Управление организацией, решая разные по степени сложности задачи, представляет собой особый вид деятельности по целенаправленной координации действий персонала. Менеджмент представляет собой многоаспектное явление и охватывает происходящие в организации процессы, связанные как с ее внутренней, так и с внешней средой, которая на нее влияет. Именно поэтому роль менеджмента является решающей для организации в рыночных условиях. Его значение очень велико, поскольку успех любой организации зависит от менеджмента.
3. Российский менеджмент имеет ряд характерных особенностей. Если сопоставлять российский менеджмент с американским и японским, то можно сказать, что он сочетает в себе черты обоих, что, во-первых, отвечает особенностям рынка России, а во- вторых, позволяет бизнесу качественно функционировать в сложных, переменчивых условиях. При становлении российской системы менеджмента был выявлен ряд проблем, которые необходимо решить для эффективной национальной системы управления.
Современный российский менеджмент является продуктом переосмысления зарубежного опыта в сочетании с успешным отечественным опытом, наложенного на особенности нашей страны и нашей культуры. Его развитие будет способствовать нахождению новых подходов к решению разнообразных задач, постоянного и непрерывного процесса усовершенствования навыков управления.
Важно понимать, что менеджмент создает команду и координирует усилия всех сотрудников предприятия. За талантливым и уверенным менеджером стоит успех компании, поэтому в настоящее время актуальность квалифицированных менеджеров не теряет своей актуальности, а только набирает обороты день ото дня.
4. Основная цель менеджмента в условиях цифровой экономики — обеспечение эффективной работы сотрудников для повышения статуса компании и перемещения ее на новый путь развития. На современном этапе большинство российских компаний признают необходимость цифровой трансформации и занимаются повышением цифровых компетенций персонала различными методами. Это свидетельствует о том, что предложенные усовершенствованные методы управления персоналом уже применяются и продолжат внедряться в работу организаций в условиях цифровизации.
Таким образом, успешное развитие компаний в настоящее время в значительной степени зависит от конкурентоспособности сотрудников, которая достигается посредством их непрерывной подготовки, повышения квалификации, стратегического планирования и профессиональной ориентации. К сожалению, российский рынок образовательных услуг является несбалансированным с фактическими потребностями рынка квалифицированной рабочей силы; качество работников гораздо ниже требований международного рынка труда. Вышеизложенное позволяет утверждать, что именно в данное тяжелое для всего мира время важно уделять больше всего внимания системной подготовке и переподготовке квалифицированных специалистов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы развития менеджмента в России на современном этапе
1.1 История развития менеджмента в России
Как известно, любая научная дисциплина формируется постепенно за счет накопления определенного практического опыта и работы исследователей. Изучение генезиса развития менеджмента является очень актуальным, позволяя своевременно избежать ошибок, допущенных на ранних этапах развития науки об управлении, и использовать достижения, сделанные другими людьми в данной сфере. Как показывает анализ научной литературы, первыми менеджерами явились древние люди, применяющие разделение труда. Так, например, известно, что во времена собирательства не все соплеменники были заняты поиском пищи, кто-то приглядывал за детьми, кто-то охранял территорию и т.д.
В результате наблюдалась непрерывность определенной деятельности, которая выполнялась более эффективно, если ею постоянно занимались одни и те же люди. При этом обязательно должен существовать некий «руководитель» или управленец, который должен взять на себя организацию этой деятельности. В противном случае племя просто не смогло бы существовать, как общность. Речь в данном случае идет о вожде или старейшине, который так или иначе корректировал деятельность каждого человека в племени.
В настоящее время трудно представить деятельность компании, будь она маленькой или большой, без эффективного менеджмента, т.е. управления. Менеджмент зародился около семи тысячелетий назад, когда человек столкнулся с бережным и экономным ведением домашнего хозяйства, обращением со средствами и предметами труда, а также с оружием. Необходимость в менеджменте появилась тогда, когда возникло большое количество профессий и видов деятельности, которые нужно было упорядочить в одно целое в рамках производственного процесса.
Согласно концепции Р. Ходжеттса, менеджмент как вид деятельности сложился в результате трех управленческих революций:
1. Религиозно — коммерческая:
Возникла в Шумерии в III тыс. до н.э. Суть концепции состоит в том, что шумерские жрецы были трансформированы в менеджеров. Они отказались от жертвоприношения богам и таким образом брали дань продуктами, которые в дальнейшем обменивали. Отсюда стали осуществляться торговые сделки с помощью посредников. Менеджмент впервые стал инструментом коммерческой и религиозной деятельности, который постепенно стал превращаться в новый социальный институт.
2. Светско — административная:
Вавилонский правитель Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н.э.) создал знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством. Данный свод стал определенным этапом в развитии менеджмента.
3. Производственно — строительная:
Последняя революция связана с правлением в Вавилоне царя Навуходоносора XI (605 — 562 гг. до н.э.). Он улучшил организацию труда на текстильных фабриках и зернохранилищах.
Каждый этап революции внёс свой вклад в развитие менеджмента. Современный менеджмент продолжает развиваться интенсивно, благодаря анализу теоретических аспектов, которые были выведены из многолетней деятельности. Изучение истории менеджмента позволяет сделать определенные выводы и не допустить ошибок, которые были сделаны на ранних этапах развития управления.
Менеджмент стал считаться самостоятельной областью человеческих знаний в конце XIX — в начале XX века. К данному периоду времени сформировалось множество теорий, концепций, были изучены определенные явления и выявлены подходы. Первым из подходов, используемых в систематизации менеджмента является исторический подход. С формированием менеджмента стали развиваться школы и направления .
4. Научная школа менеджмента (1895 — 1920). Представителями этой школы стали Генри Форд и Фредерик Тейлор. Целью Тейлора было повышение производительности труда в менеджменте. Тейлором было определено 5 научных подходов к управлению. Форд так же внёс не малы вклад в развитие менеджмента, он смог заменить ручной труд машинным. Им были сформулированы основные принципы организации производства.
5. Административная школа менеджмента (1920-1950). Большой вклад в развитие данной школы внес Анри Файоль (1841-1925). Им была возглавлена крупная компания во Франции, которая находилась в шаге от разорения. С помощью выделенных им 14 принципов управления, он смог поставить компанию на ноги и сделать ее успешной.
6. Школа человеческих отношений (1930-1950). Представителем стал Элтон Мейо (1880-1949). Он изучал взаимосвязь производительности труда и морально-психологического состояния работника. В этой школе появилось определение менеджмента как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. Считалось, что чем больше начальство интересуется и заботится о своих работниках, тем сильнее увеличится производительность труда.
7. Школа количественных методов и системного подхода (1950-по сей день). Сущность школы заключалось в замене словесных рассуждений моделями. Было выделено 3 подхода к управлению: процессный, системный и ситуационный.
Менеджмент необходим для координации и кооперации работы рабочего персонала. Он помогает в эффективной организации производственного процесса и деятельности сотрудников, управлении финансовыми ресурсами организации, повышении внутренних показателей компании. Достижение таких целей как увеличение прибыли, повышение экономической конкурентоспособности и эффективного использования имеющихся ресурсов зависит от менеджеров.
В нашей стране термин «менеджмент» вошел относительно недавно — в самом конце ХХ века.
Как правило, два слова «управление» и «менеджмент» считают синонимами, то есть они имеют одинаковое или близкое значение. Однако в них есть и различия.
В англо-русском словаре можно найти такое толкование слов manage 1. руководить; управлять; manager 2. администратор, руководитель; management 3. управление, руководство .
У английского слова «management» и русского слова «управление» есть свои языковые оттенки и в различных ситуациях и контекстах имеют разный смысл и стилевое восприятие.
Управление может происходить не только предприятием, организацией, но и, например, самолетом. Термин менеджмент же употребляют по отношению к людям. Поэтому мы не говорим «я осуществляю менеджмент велосипедом».
В зарубежных работах история развития управленческой науки в России представлена обычно ограничено и поверхностно и, как правило, включают в себя только несколько имен представителей отечественной теории менеджмента, все из-за того, что их работы редко переводятся на иностранные языки. Но все же, история развития теории и практики управления в России достаточно хорошо исследована и подробно представлена в русскоязычной литературе .
В нашей стране с XVII в. большое внимание стали уделять проблемам управления. Наиболее известными представители, с кем ассоциировалось развитие и улучшение принципов отечественного менеджмента были Василий Никитич Татищев, который с 1734 по 1737 гг. был начальником Уральских, Сибирских горных заводов, отечественный экономист А.Л. Ордин-Нащокин, бравший пример с Западной Европы, анализировал их опыт в управлении, перекладывал на русский лад. Также российский государственный деятель и дипломат Артемий Петрович Волынский начиная с 1730-х годов стремился улучшить государственное управление рядом нововведений: увеличить состав Сената, назначить на все должности только дворян, уравновесить доходы и расходы бюджета, и русский учёный-естествоиспытатель Михаил Васильевич Ломоносов .
В следствии революции, которая произошла в 1917 году, советская власть первые годы своего правления искала новые методы и концепции управления. Зародились основы двух научнопрактических концепций — политэкономии социализма и науки управления социалистическим общественным производством.
Увеличились масштабы управления в результате национализации, возникли органы рабочего и народного контроля, перенимали опыт зарубежной науки в управлении, подготавливали основу постепенной подготовки управленческих кадров. Центральное место занимали проблемы улучшения эффективности работы государственного аппарата. Заметный след в истории развития менеджмента в то время оставил писатель, профсоюзный деятель, теоретик научной организации труда, поэт Алексей Капитонович Гастев. В центре его внимания была идея организации труда каждого рабочего, что профессиональную деятельность любого сотрудника можно разделить на ряд действий, функций, которым можно обучить и в конечном итоге эффективно управлять.
Он выделил следующие функций, присущих как для рабочих, так и для директора:
1. расчет;
2. установка;
3. обработка;
4. контроль;
5. учет;