Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1 Влияние развития мелкой моторики на развитие речи 5

1.1 Психолого-педагогические аспекты развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста 5

1.2 Мелкая моторика как средство развития речи 14

2 Игры и упражнения на развитие мелкой моторики 21

2.1 Выявление уровня сформированности мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи 21

2.2 Содержание и организация работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи III 30

Заключение 38

Список использованных источников 40


  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи актуальны в современном мире. Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи положительно сказывается на функционировании речевых отделов головного мозга. За счет этого формируются зрительно-моторная координация пальцев, речевая деятельность и развитие графических навыков.

Психологи и педагоги в стране и за рубежом отмечают взаимосвязь между речью и мелкой моторикой. В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, М. М. Кольцова изучали развитие мелкой моторики рук у дошкольников с недоразвитием речи. Ученые заметили, что у детей с речевыми нарушениями снижен уровень развития координации движений пальцев. В пальцах каждой руки имеется большое количество рецепторов, посылающих импульсы в мозговые центры, контролирующие развитие речи и координацию движений пальцев. В результате дошкольники с недоразвитой мелкой моторикой с трудом выполняют простые и даже примитивные движения, которые могут использовать другие дети.

Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из основных показателей готовности ребенка к школе. Дети с нарушениями речи испытывают трудности с письмом. Навыки письма требуют работы всех мышц руки и координации движений пальцев. Недостаточное развитие мелкой моторики пальцев рук может привести к проблемам в игровой, а затем и учебной деятельности, вызвать переутомление и рассеянность детей, привести к ошибкам в выполнении целей и заданий.

Таким образом, дети с нарушением мелкой моторики негативно относятся к учебному процессу из-за недостаточно сформированного изобразительного навыка.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить возможность развития мелкой моторики пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи III степени.

Объект исследования: процесс развития мелкой моторики пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи III степени.

Предмет исследования: игры как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи III степени.

Научно-исследовательские цели.

1. Изучить влияние развития мелкой моторики на развитие речи.

2. Составить игры и упражнения на развитие мелкой моторики.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы исследования; психолого-педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных данных.

Теоретическая основа исследования:

– исследование взаимосвязи движений рук и речи у дошкольников (В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, И.М. Сеченова);

— исследование закономерностей речевого развития детей с различной речевой патологией (Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);

— исследования прямой зависимости мелкой моторики от степени сформированности тонких движений пальцев рук (О.В. Правдина, И.И. Панченко, М.Ф. Фомичева);

– исследования влияния эффективной работы с пластилином на мелкую моторику у детей (Комарова Т.С., Сакулина Н.П.).


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

У дошкольников активно развиваются двигательные механизмы пальцев. Это очень сложный процесс, требующий от ребенка сильной воли и постоянной сосредоточенности. Для достижения высоких показателей работоспособности в речевой деятельности детей необходимо особое внимание уделять развитию мелкой моторики рук, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Но в этом возрасте мелкие мышцы пальцев и кистей не всегда полностью сформированы, а нервно-мышечная регуляция только развивается.

В результате пальчиковой тренировки совершенствуются двигательная активность, психические и речевые функции. Это улучшает пространственную ориентацию, координацию движений и развивает различные виды чувствительности. Филичева Т.Б., Жуков Н.С. и Мастюкова Е.М. разработали полезные методики совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушением мелкой моторики. Для правильного формирования можно использовать нетрадиционные приемы – лепку.

На этапе выявления выявлен уровень развития мелкой моторики рук у детей с ОНР. Применяются диагностические методики по отдельным характеристикам мелкой моторики: способности координировать движения в системе «глаз-рука», умение рисовать прямые и зигзагообразные линии, умение ориентироваться в двухмерном пространстве, усилие различения пальцев, умение рисовать прямые линии, возможность контролировать нажим карандаша.

По результатам методики диагностики уровня развития мелкой моторики руки у детей с ОНР III можно сделать вывод о том, что дети находятся в системе «глаз-рука», у них затруднено прямолинейное рисование и зигзагообразные линии; дети находятся в двухмерном пространстве; ориентироваться в пространстве нелегко; они не могут сказать, насколько тверды их пальцы; они не могут провести линию, не отрывая карандаша от бумаги.

На основании анализа результатов этапа детерминации и на основании теоретических исследований проведено теоретическое исследование развития мелкой моторики пальцев рук у детей с ОНР III степени путем моделирования, и была определена логика экспериментального этапа формирования:

— содержание типового сюжета определяется тематикой лексики календарного плана коррекционной работы подготовительной группы по развитию речи;

— организована совместная деятельность педагогов и детей по лепке, направленная на развитие навыков различения и контроля силы пальцев;

— предметная среда развития группы обогащена материалами для лепки (разные виды пластилина, природные материалы, инструменты).


 

Фрагмент текста работы:

 

1 ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

1.1 Психолого-педагогические аспекты развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста

Большое внимание ученых сегодня уделяется психологическому и физическому развитию дошкольников. Этот возраст явно является переходным от раннего детства к зрелому дошкольному возрасту. Поэтому этот период является наиболее благоприятным, с предпосылками для качественного умения ребенка правильно говорить и писать. Но многие отмечают, что этого психофизического качества не всегда бывает достаточно для детей со слаборазвитой моторикой рук и пальцев. Поэтому вопрос развития мелкой моторики рук актуален для современного общества и требует внимания специалиста и родительского сообщества.

Нельзя не упомянуть, что развитие здорового поколения и защита ценностей детства являются приоритетами на национальном уровне, поэтому данный вопрос нашел свое отражение в различных нормативно-правовых источниках, таких как: Конвенция о правах ребенка. (Общее собрание, 20 ноября 1989 г., № 44/25), Семейный кодекс Российской Федерации (29 декабря 1995 г., № 223-ФЗ), Закон Российской Федерации об образовании (29 декабря 2012 г., № № 273-ФЗ) и другие нормативные акты, директивы и документы.

Так, например, статья 54 Семейного кодекса Российской Федерации гласит: «Ребенок имеет право на обеспечение своих интересов и всестороннего развития». Однако основным документом, регламентирующим обязательность развития способностей детей дошкольного возраста, являются Федеральные государственные образовательные стандарты, утвержденные Минобрнауки России приказом № 1155 от 17 октября 2013 г. В стандарте указаны следующие требования: обеспечение: «Правильного формирования опорно-двигательного аппарата

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы