Курсовая с практикой на тему Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы развития детей 4-5 лет с задержкой
психического развития. 5
1.1.
Психофизиологическая характеристика детей с ЗПР. 5
1.2. Общая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития. 8
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития
мелкой моторики у детей 4-5 лет с задержкой психического развития. 18
2.1. Диагностика мелкой моторики у детей 4-5 лет с задержкой
психического развития 18
2.2. Рекомендации по развитию мелкой моторики у детей 4-5
лет с задержкой психического развития. 26
Заключение. 33
Список
использованной литературы.. 34
Введение:
Введение
Актуальность исследования.
Многие исследователи, изучающие детей
с задержкой психического развития (ЗПР), отмечали сложность и разнообразие дефекта,
затронутость различных сторон психической деятельности (Т.А. Власова, М.С. Певзнер,
К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова и др.) ,
Исследования психики детей с задержкой психического
развития не новы в российской психологии. Эта проблема привлекла внимание исследователей
еще в прошлом веке. Т.А. Власова, Б.С. Любовский, И.Ф. Марковская, Г.Е. Сухарева,
У.В. Ульенкова и др. изучили причины умственной отсталости, выявили особенности
познавательной и эмоциональной сфер у детей с ЗПР.
Проблема умственной отсталости и трудностей в обучении
этих детей является одной из важнейших психолого-педагогических проблем. Психолого-педагогическое
изучение возможностей умственного развития детей с задержкой психического развития,
по мнению В.И. Лубовского, «их важнейшей целью должно состоять не только в установлении
факта недоразвития, но и в раскрытии личности проявления этого отставания".
Ряд исследователей (А.М. Прихожан, Б.П. Пузанов,
В.А. Лапшин и др.) считают, что состояние эмоциональной сферы и поведения детей
с умственной отсталостью соответствует предшествующей возрастной стадии развития.
В условиях обучение ребенок с ЗПР впервые
начинает осознавать несостоятельность в связи с неудачей. Это приводит к возникновению
и развитию чувства неполноценности, которое он пытается компенсировать в других
сферах. В результате возникают трудности с социально-трудовой адаптацией во «взрослой»
жизни и межличностным взаимодействием.
Важно отметить связь трудностей в межличностном
взаимодействии у человека с наличием у него эмоциональных проблем.
Деятельность детей с задержкой психического
развития характеризуется общей дезорганизацией и отсутствием сосредоточенности.
Также отмечается слабость его речевой регуляции. Эти особенности создают дополнительные
трудности в процессе усвоения учебного материала и определяют необходимость коррекционной
работы.
При коррекции этих отклонений необходимо
учитывать особенности детской деятельности, проявляющиеся во время уроков по любому
предмету школьного курса. Во время работы дети указанной категории допускают дополнительные,
не всегда адекватные операции, не пытаются найти рациональные методы работы. Дети
с ЗПР затрудняются адекватно выразить словами выполненные действия и точное выполнение
предложенных речевых инструкций.
Это приводит к тому, что дети продолжают
совершать предыдущие ошибки. Их интерес к заданию быстро исчезает, особенно когда
возникают трудности в работе, которые они не стремятся преодолеть.
Объект исследования: дети с задержкой психического развития.
Предмет
исследования: особенности
развития мелкой моторики у детей 4-5 лет с задержкой
психического развития.
Цель
исследования: изучить развитие мелкой моторики у детей
4-5 лет с задержкой психического развития.
Задачи
исследования:
1. Рассмотреть
теоретические основы изучения проблемы развития мелкой моторики у детей с
нормой и при ЗПР
2. Проанализировать особенности развития
мелкой моторики у детей 4-5 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической
литературы, практические методы: Методика «Домик» (Н. И. Гуткина), Проба на
перебор пальцев (А. Л. Сиротюк), Проба пальцевого гнозиса и праксиса (А. Л.
Сиротюк), Тест
Заключение:
Детям задержкой
психического развития свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать
помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации.
Отмечается недостаточность
обобщенности, предметности и целостности восприятия, негативно отражается на формировании
восприятия, негативно отражается на формировании зрительно-пространственных функций.
Восприятие детей данной категории фрагментарное и нецеленаправленное. Скорость выполнения
перцептивных операций у детей с задержкой психического развития значительно снижена.
Дошкольники с задержкой психического развития с трудом выполняют задания по образцу.
При выполнении работы некоторые дети не
следовали инструкции, располагали фигуры на листе неверно, это еще раз
подтверждает то, что ребенок с ЗПР не может ориентироваться в своей работе на образец,
он не может четко следовать инструкции и контролировать свои действия.. Тест
показал низкую школьную зрелость и готовность ребенка к обучению в школе.
У 100 % детей наблюдается низкий уровень
развития мелкой моторики рук. Итак, в ходе эксперимента, мы изучили
теоретический аспект о развитии мелкой моторики у дошкольников с ЗПР, выявили
их особенности.
На основании проведенной первичной
диагностики можно сделать вывод, что у детей с ЗПР имеют различные степени
нарушения развития мелкой моторики рук. Отмечается неточная координация и общая
недостаточность движений, дети часто оказываются не в состоянии правильно
держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить
ровные линии. Из этого можно сделать следующий вывод: для коррекции всех
недостатков необходима постоянная работа по развитию мелкой моторики, что
фактор развития мелкой моторики является важнейшим фактором развития
графомоторных навыков, которые в свою очередь определяют готовность к школе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы развития детей 4-5 лет с задержкой психического развития
1.1.
Психофизиологическая характеристика детей с ЗПР
Термин «задержка
психического развития» впервые предложил советский психиатр Г. Е. Сухарева в 1959
г. Понятие «задержка психического развития» у потребляется по отношению к детям
со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы органической и
функциональной. [4]
Для осуществления
помощи детям с задержкой психического развития необходимо глубоко понимать специфические
особенности их психологического развития на разных возрастных этапах. Клинические
состояния данного нарушения являются схожими с умственной отсталостью, общнм недоразвитием
речи и педагогической запущенностью.
Задержка психического
развития может возникнуть под влиянием различных неблагоприятных факторов. К ним
относятся инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы, внутриутробные
поражения центральной нервной системы, тяжёлые роды, неблагоприятное социальное
окружение в котором воспитывается ребёнок, перенесённые ребёнком травмы в раннем
возрасте. [4]
У детей с задержкой
психического развития когнитивные процессы, развитие мышления, памяти, внимания,
речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно и с отставанием
от сверстников на 2 – 3 года.
Задержка психического развития проявляется в неустойчивости
эмоций, несформированности произвольной регуляции поведения и целенаправленной деятельности,
повышенной истощаемости. У рассматриваемой категории детей отсутствуют специфические
нарушения анализаторных систем и грубые повреждения мозговых структур.
Детям задержкой психического развития свойственна
пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить