Методика преподавания Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТРАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Характеристика понятия «Мелкая моторика» 7
1.2 Особенности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Использование нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики у старших дошкольников 14
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 21
2.1 Характеристика базы и методов исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 31
Выводы по второй главе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ

  

Введение:

 

Дошкольная образовательная организация – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Дети дошкольного возраста удивительны, оптимистичны, любознательны, подвижны, эмоциональны, любят играть и фантазировать.
В процессе функционирования Федерального государственного образовательного стандарта в сфере дошкольного образования (ФГОС ДО) предъявляются совершенно иные требования к самой организации педагогического процесса в образовании дошкольного уровня.
Достаточная двигательная активность ребёнка, удовлетворение его потребности в движении, а главное – возможность ребёнка выполнять эти движения – одно из условий полноценного развития детей. Необходимо развивать как общую, так и мелкую моторику. Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи дошкольников.
Одним из эффективных приёмов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Она глубоко волнует ребёнка, вызывает положительные эмоции, заставляет работать пальчики, развивает координацию их движений. В процессе изобразительного творчества, манипуляцией с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка, формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.
Проблемой развития нетрадиционных техник изодеятельности занимались: Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, О.В. Недорезова, В.Н. Волчкова [11] и др.
Изучением мелкой моторики как разновидности движений, регулируемых психикой, занимались такие ученые, как Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Н.А.Козленко [12], А.А.Леонтьев [15], М.М.Кольцова, Е С.Г.Шевченко, О.Н.Усанова [20], М.М.Безруких, С.П.Ефимова, А.Н.Корнев, М.Н.Звонарева, М.Монтессори [14] и др.
В то же время целый ряд проблем, связанных с развитием мелкой моторики дошкольников, еще не нашли своего полного разрешения. К ним можно отнести, в частности, использование нетрадиционных техник рисования.
Несмотря на важность и актуальность данной проблемы, возникает противоречие между необходимостью развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, и недостаточным использованием в этом процессе нетрадиционных техник рисования.
Выявленное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в определении эффективности и целесообразности использования нетрадиционных техник рисования с целью повышения уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования».
Объект исследования: мелкая моторика детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования: изучить возможности нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики у старших дошкольников
Гипотеза исследования: мы предлагаем, что нетрадиционные техники рисования будут являться эффективным средством развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1) Дать характеристику понятия мелкая моторика
2) Охарактеризовать особенности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
3) Обосновать возможности нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики у дошкольников
4) Изучить особенности мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста
5) Проанализировать развития исследования
Методы исследования: теоретические: анализ, литература, синтез, обобщение, сравнение; эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование.
Структура и объём курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по двум главам, заключения, списка литературы и приложений. Работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.
Объем работы составляет 35 страницы печатного текста, в ней содержится 3 таблицы. В списке использованной литературы 20 источников.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты использования нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
Вторая глава курсовой работы содержит организацию, проведение эксперимента.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дошкольный возраст является важным периодом для развития мелкой моторики ребенка. Развитие мелкой моторики, т. е. гибкость и точность движений пальцев рук, и тактильной чувствительности – это мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Учёные отмечают, что дети, у которых лучше развита мелкая моторика рук, имеют более развитый мозг, особенно те отделы, которые отвечают за речь, т. к. пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающие импульсы в центральную нервную систему человека.
Проблемам развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посвящены исследования Д.Б. Эльконина, В.И. Яшиной, М.М. Алексеевой, А.А. Гуськовой и др.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно — моторной координации. Для коррекции мелкой моторики рук имеют значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками: ладошкой, пальцами. Кроме того, внедрение в практику нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. С этой целью нами были определены критерии, количественные и качественные показатели сформированности мелкой моторики для детей старшего дошкольного возраста: умение выполнять упражнения на координацию движений, умение повторять фигуры «из пальцев» за взрослым, умение работать с бумагой, умение выполнять графические диктанты.
Во время проведения исследования дети были активны в работе, охотно приступали к выполнению заданий. Так при проведении всех четырех методик были получены следующие результаты: самостоятельно с этим заданием справились только двое детей (20%), с помощью взрослого двое детей (20 %), и шесть (60%) детей не смог справиться ни с одним заданием.
Таким образом, можно сделать вывод, что проведенное исследование и его результаты показывают то, что с детьми необходима специальная работа по развитию мелкой моторики, использовать нетрадиционные техники рисования, так как при рисовании пальцами дети воспроизводят различные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые воспитатель сопровождает словами одобрения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Характеристика понятия «Мелкая моторика»

В последнее время проблеме развития мелкой моторики рук у детей уделяется большое внимание. Сенсомоторное развитие – один из ведущих факторов развития ребенка.
Т.А. Власова и М.С. Певзнер определяют моторику, как совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику[6].
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость [7].
Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:
1) в связи с развитием познавательных способностей;
2) в связи с развитием речи;
3) развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают с бумагой и тканью, в отличие от младших дошкольников они уже имеют практические навыки и владеют основными техническими приёмами. Бумагу и ткань можно мять, резать ножницами с определенной целью – получить конкретную форму, используя разные приемы резания (по диагонали,

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы