Курсовая с практикой на тему Развитие мелкой моторики рук посредством художественно-эстетической деятельности детей 3-5 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 5
Глава 1 Методические и теоретические основы проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в процессе художественно – эстетической деятельности 7
1.1. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в детском саду 7
1.2 Художественно-ручной труд как средство развития мелкой моторики дошкольников 11
1.3 Методика организации и руководство художественно- ручным трудом с целью развития мелкой моторики дошкольников 13
Глава 2 Экспериментальное исследование эффективности развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста посредством художественно – ручного труда 18
2.1 Характеристика выборки. Выявление уровня развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста 18
2.2 Эксперимент работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством ручного труда 26
2.3 Анализ полученных данных 30
Заключение 36
Список использованных источников 38
Приложения
Введение:
Введение
Актуальность исследования. Дошкольная образовательная организация – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Дети дошкольного возраста удивительны, оптимистичны, любознательны, подвижны, эмоциональны, любят играть и фантазировать.
Художественно-эстетическое развитие — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование — процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Изучением мелкой моторики как разновидности движений, регулируемых психикой, занимались такие ученые, как А.В. Артемьева [2], М.И. Лисина [13], В.С. Мухина [18], Т. А. Ткаченко, Д.Б. Эльконин [30], Е.А. Янушко [31]и др.
В то же время целый ряд проблем, связанных с развитием мелкой моторики дошкольников еще не нашли своего полного разрешения. К ним можно отнести, в частности, использование большего количества художественно – ручного труда в развитии мелкой моторики дошкольников.
Исходя из вышеизложенного, проблему исследования, мы определили следующим образом: каковы содержание, формы, методы и условия развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе использования художественно – ручного труда.
Это послужило выбором темы исследования: «Художественно ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально доказать возможности художественно-ручного труда как средства развития мелкой моторики детей дошкольного возраста
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: художественно- эстетическая деятельность как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие мелкой моторики детей будет более успешным при условии, если:
– учтены возрастные особенности развития личности ребенка;
– изучены и использованы возможности применения художественно – ручного труда в развитии мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста;
– организована планомерная, целенаправленная работа по развитию мелкой моторики дошкольников в процессе художественно – ручного труда.
Исходя из цели исследования, сформулированы задачи:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Подобрать методы, методики, экспериментальную базу и контингент участников для исследования особенностей развития мелкой моторики. Провести констатирующее исследование.
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить систему работы по развитию мелкой моторики дошкольников средствами художественно – ручного труда.
Методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, анализ документации ДОУ, анализ предметно-развивающей среды, моделирование.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение МБДОУ «Волшебная сказка» города Заинск. В исследовании принимали участие дети средней группы «Соловьи» и средней группы «Звёздочки» по 20 детей в каждой.
Заключение:
Дошкольный возраст является важным периодом для развития мелкой моторики ребенка. Развитие мелкой моторики, т. е. гибкость и точность движений пальцев рук, и тактильной чувствительности – это мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка. И всё это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
Художественно — ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных умений и навыков. Развитие творческих конструктивных способностей идёт с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка, что способствует развитию мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений. Воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Проведенное нами исследование позволило определить уровень развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста. На основании полученных результатов диагностики, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, была выстроена программа действий по успешному развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством организации художественно – ручного труда в экспериментальной группе. Развитие мелкой моторики у дошкольников осуществлялось в ходе организации художественно – ручного труда, образовательной деятельности, совместной деятельности педагогов, детей и родителей, в процессе организованного обучения и самостоятельной деятельности детей. Разработанный комплекс мероприятий может успешно функционировать и развиваться в результате обеспечения комплекса педагогических условий: повышение компетентности педагога в вопросах развития мелкой моторики дошкольников, единство требований к детям от педагогов и родителей в вопросах развития мелкой моторики, организации предметно-развивающей среды.
Комплекс мероприятий направленный на повышение уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе занятий художественно – ручным трудом оказался эффективным, что подтверждают позитивные изменения контрольного этапа исследования в сравнении с констатирующим этапом.
Исследование позволило выявить особенности художественно – ручного труда как приёма обучения, его влияние на развитие мелкой моторики дошкольников. Практическая значимость исследования заключалась в разработке научно – обоснованных рекомендаций по использованию художественно – ручного труда в развитии мелкой моторики у дошкольников, которые положительно оценены в ходе практической работы по данному вопросу.
Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что вопрос развития мелкой моторики детей дошкольного возраста является актуальным. Дошкольное детство – это период, когда формируется личность ребёнка, раскрываются творческие, познавательные способности. И, конечно, развивается мелкая моторика. Важно в этот период применить все имеющиеся методы и приёмы для развития мелкой моторики. Художественно – ручной труд – оптимальный приём для работы с детьми.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Методические и теоретические основы проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в процессе художественно – эстетической деятельности
1.1. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в детском саду
В настоящее время в условиях современного гуманистически ориентированного образования личность ребенка определяется как центральная фигура образовательного процесса, особое внимание уделяется необходимости накопления опыта творческой деятельности, определяющемуся гармоничным объединением личностных новообразований, посредством которых ребенок может реализовать ценностно-смысловые ориентации, в свою очередь формирующие культуру его личности. На данный момент рассматриваются моменты полноценного личностного саморазвития ребёнка в образовательной среде, и не последнее место в этой дискуссии занимает вопрос художественно- эстетического развития дошкольников. Сегодня, как никогда, в процессе изменения подходов к целеполаганию в образовательном процессе дошкольного образования, актуальна проблема сохранения целостности личности в связи с гуманизацией образования. [1. c. 76]
Центром аспектов реализации содержания дошкольного образования во всех его аспектах выступает взрослый, призванный осуществлять обучение, воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста. Для дошкольника педагог является образцом, носителем культуры, организующим взаимодействие дошкольника с культурным содержанием, которое проектируется исходя из компетентности взрослого, а так же личностного социокультурного опыта и направлений развития ребенка в этот момент.
В условиях введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования очевидно то, что проблемы художественно-эстетического образования дошкольников смогут успешно разрешиться при соблюдении следующих условий: повышение качества научно-методического сопровождения образовательного процесса в ДОУ; развитие и совершенствование личности педагога в плане компетентностного подхода к своей педагогической деятельности.
Воспитателей детских садов иногда затрудняет работа по изобразительной деятельности с детьми раннего возраста, и они механически переносят педагогические приемы и методы работы, приемлемые для более старших возрастов, при этом не учитывается специфика развития и возрастные особенности детей.
Н. А. Ветлугина пишет: «Прекрасное доходит до ребенка отнюдь не одним лишь путем созерцания. Значительно интенсивнее проходит процесс его освоения в условиях активных действий ребенка – посильных, понятных, привлекательных. У ребенка возникает желание действовать радостно, творчески». Исходя из этого подбор методов должен быть направлен на развитие у ребенка эстетического восприятия; на развитие способности отражать в лепке, рисунках, аппликации окружающую действительность, воплощать художественные замыслы; на поиски детьми способов изображения, формируя умение оперировать этими способами во время занятий.
Развитие эстетического восприятия будет осуществляться гораздо успешнее и плодотворнее, только в том случае, если индивидуально подобранные приемы формирования художественных навыков будут связаны с практической деятельностью: в процессе воспитательно-образовательного процесса дети формируют умение рассматривать и оценивать рисунки, лепку, аппликацию, находить наиболее красочные выразительные работы среди предложенных.
В зависимости от выбранного вида художественной деятельности и от целей и задач занятия педагог использует наиболее эффективную комбинацию словесных и наглядных методов, что позволяет существенно повысить практическую ценность деятельности детей. Например, на занятиях рисованием, воспитатель стремится как можно ярче передать образ с помощью художественного слова. Благодаря этому, у детей возникает эмоциональный отклик, чувство радости, эмпатии, и они с интересом передают ритмом мазков листья, капель, снежинки и так далее. В другом случае, используя демонстративные методы и объяснения, воспитатель формирует у детей умение рисовать замкнутую форму, которую дети неоднократно повторяют на листе бумаги.
Для формирования у детей способов самостоятельных действий педагог использует метод творческих заданий, в процессе реализации которых он применяет приемы развития замыслов, помогает малышам выбирать цветовые сочетания, форму, композицию, художественные материалы. В таком варианте реализации замысла процессы обучения и формирования предпосылок творчества находятся в тесной взаимосвязи.
При подборе творческих заданий на основе личностно-ориентированного подхода, основное внимание следует уделить образному характеру этих заданий. Окружающая действительность может и должна служить для дошкольника источником эстетических переживаний, а также способствует формированию выразительного образа. Так, ритм природы придает неповторимость каждому процессу и важно показать красоту падающих листьев, снежинок, дождевых капель. Природные явления имеют временную последовательность в определенном ритме, и эта сменность явлений в окружающей действительности способствует пробуждению у детей различных чувств. Непрерывное наблюдение за этими явлениями не только накапливает у дошкольников жизненные впечатления, но и обогащает сенсорный опыт.
В изобразительной деятельности явления окружающего мира ребенок передает доступными ему средствами изображения: ритмом мазков, штрихов, контрастностью цветовых пятен, наклеиванием готовых форм.
В образовательном процессе дошкольников особое место занимает совместная деятельность ребенка и взрослого (педагога) – сотворчество.
Воспитатель демонстрирует детям способы выполнения заданий на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией. Действуя совместно с педагогом, дети легче и быстрее осваивают изобразительные навыки и умения. В то же время, выполняя задания на закрепление ранее изученного, дети могут выполнять задания самостоятельно. Сотворчество помогает действовать детям коллективно[6. c. 316]
В творческих процессах рисования, лепки, аппликации, подчиняясь общему ритму, дети с удовольствием выполняют коллективные задания на одном большом листе или лепят предметы для общей композиции.
Методы и приемы подбираются в соответствии с индивидуальными способностями детей и спецификой возраста. Педагог обязан изучить каждого ребенка, умело используя индивидуальный подход к детям. С учетом особенностей каждого ребенка в.группе применяются задания разной трудности, способствующие художественному развитию каждого ребенка.
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования художественно-эстетической культуры. Эстетическое воспитание призвано активизировать деятельность самого дошкольника, поскольку важно сформировать его умение воспринимать прекрасное и создавать его своими руками. Приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер, развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает к эстетическим ценностям.
Эстетическое развитие ребёнка в детском саду – это ежедневный кропотливый труд во всех видах творческой деятельности как самого дошкольника, так и окружающих его взрослых, специалистов разного уровня (воспитатель, музыкальный руководитель и т. д.). Кроме совершенствования природных способностей в области различных видов художественной деятельности, перед ребёнком открываются перспективы всестороннего развития личностных качеств, расширяется круг его познаний о мире и природе, облагораживаются мысли и чувства.