Курсовая с практикой на тему Развитие мелкой моторики младших дошкольников с помощью Лего конструктора
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Развитие мелкой моторики младших дошкольников с помощью Лего конструктора 5
1.1Понятие мелкая моторика 5
1.2 Возрастные особенности детей 3-4 года жизни 10
1.3 Влияние Лего-конструктора на развитие мелкой моторики младших дошкольников 15
Глава 2. Эмпирическая часть 19
2.1. Возможности Лего-конструктора как средства развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста 19
2.2 Программа по развитию мелкой моторики дошкольников с помощью лего-конструктора 22
2.3Анализ результатов контрольного эксперимента 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Введение:
Актуальность. На протяжении многих лет, конструкторы Лего оста-ются самыми популярными и востребованными, в них влюблены дети всей планеты. Лего является самым известным конструктором в мире. Играя с конструкторским набором, каждый ребенок имеет возможность постоянно повышать свой уровень развития. Известно, что детские конструкторы по-ложительно влияют на эмоциональное развитие детей, увлеченный ребенок более спокойно на все реагирует. Усердие и старание малыша идет ему на пользу, он развивает мелкую моторику, проговаривая свои действия, учится правильно говорить, всегда находится в хорошем настроении. Конструиро-вание прекрасно учит пространственному мышлению, ребенок фантазирует, наработка навыков и приобретение новых качеств необходимы для его об-щего развития.
Противоречие. В раннем возрасте необходимо уделять значительное внимание развитию мелкой моторики ребенка, поскольку недостаточная сте-пень сформированности движений ручной моторики может впоследствии приводить к нарушениям речи и письма, негативно влияя в будущем на его успешность обучения в школе.
Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образо-вания»; представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошколь-ного образования «У ребенка развита мелкая моторика». В настоящее время такими учеными как Г. А. Каше, Е. И. Исенина, М. М. Кольцова и др. уже доказана взаимосвязь речи и деятельности рук, что в свою очередь положи-тельно влияет на развитие: «если движения пальцев развиты хорошо, то, со-ответственно, и речь ребенка будет хорошей» [38]. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста заниматься развитием мелкой моторики, потому что оно является условием речевого развития. Мелкая моторика влияет и на навыки письма, которое требует, как работы всей руки, так и мелких мышц кисти. Нужно отметить, что главной задачей в образовательной организации является не обучение письму, а подготовка ребенка к письму, что непосред-ственно связано с развитием мелкой моторики. Развитие мелкой моторики ребенка — тонких движений кистей и пальцев рук в психологии, имеет боль-шое значение, и расценивается как один из показателей психического разви-тия ребенка. Условно моторику разделяют на крупную и мелкую.
«Мелкая моторика–это способность совершать точные движения малой амплитуды. Крупная моторика–это способность выполнять крупно-амплитудные движения, требующие участия всего тела, к которым относятся бег, прыжки, бросание предметов и другие подобные физические движения» [5]. Мелкая моторика, как и крупная моторика, связана с движением. Однако в отличие от крупной моторики, мелкая моторика уделяет внимание малым и изысканным движениям рук, кистей рук и пальцев. К области мелкой мото-рики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, напри-мер, зависит почерк человека. Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. По ме-ре роста ребенка его движения совершенствуются и становятся более разно-образными. У него вырабатываются определенные навыки и умения.
Проблема исследования. В педагогической теории и практике суще-ствует необходимость современного подхода к разработке новых авторских приемов, игр, материалов, развивающих мелкую моторику детей дошколь-ного возраста. Одним из результативных средств педагогической работы по развитию мелкой моторики детей является дидактическая игра с игрушками, с предметами- заместителями, с воображаемыми предметами; конструктор. Значение Лего-конструктора для всестороннего развития и воспитания ре-бенка достаточно велико, поскольку игра в данном виде способствует его умственному и эмоциональному развитию, формирует мелкую моторику рук, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи.
Всё выше сказанное определило тему нашего исследования: «Развитие мелкой моторики младших дошкольников с помощью Лего конструкто-ра».
Цель исследования – изучение возможностей Лего-конструктора как средства развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – Развитие мелкой моторики младших до-школьников с помощью Лего конструктора.
Гипотеза исследования – процесс развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста будет успешным, если использовать в ра-боте с детьми Лего-конструктор.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследо-вания:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме ис-следования.
2. Рассмотреть развитие мелкой моторики как психолого-педагогическую проблему.
3. Рассмотреть особенности развития мелкой моторики детей млад-шего дошкольного возраста.
4. Изучить средства развития мелкой моторики рук детей дошколь-ного возраста.
5. Использовать возможности Лего-конструктора как средства раз-вития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ, обобщение литературных источников, психодиагностические методы, методы обработки данных.
Заключение:
Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».
Ученые пришли к выводу, что примерно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого вытекает сле-дующий вывод: развитие речи ребенка и развитие мелкой моторики — два взаимосвязанных и неразрывных процесса. Отметим также, что к сфере мелкой моторики относится огромное разнообразие всевозможных движе-ний. Это и примитивные жесты, такие как захват различных объектов, это и очень мелкие движения, от качества которых зависит почерк человека. Вязание — это один из ярких примеров действий мелкой моторики. Про-цесс развития мелкой моторики происходит естественным путем на базе развития общей моторики человека. Развитие моторики проходит слож-ный путь, начиная с хватания предмета ладошкой целиком, затем совер-шенствуется в процессе перекладывания предмета из руки в руку, а уже к двум годам ребенок может не только правильно держать ложку и кисточ-ку, но и рисовать. Процесс совершенствования моторных навыков активно происходит в дошкольном и раннем школьном возрасте. Ребенок все чаще выполняет более сложные действия, требующие согласованных действий обеих рук.
Педагоги рекомендуют начинать заниматься развитием мелкой мо-торики малыша уже с восьмимесячного возраста путем активной трени-ровки пальцев ребенка. Существует несколько результативных способов развития мелкой моторики:
-дидактические игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т. д.);
— пальчиковые игры;
— лепка;
— массаж пальцев и кистей.
В соответствии с задачами мы изучили: — теоретическую проблему по развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в психоло-го-педагогической литературе, — условия необходимые для развития мел-кой моторики рук у дошкольников в условиях ДОО, — влияние лего-конструирования на развитие мелкой моторики у дошкольников, -разработали программу по дополнительному образованию «Юный инже-нер» с применением лего-конструктора для детей 3-4 лет, направленную на развитие мелкой моторики рук у детей. В ходе поисковой деятельности мы подобрали и диагностический материал и провели диагностику уровня развития мелкой моторики рук у детей. На основании полученных резуль-татов, а также анализа, обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, была создана программа «Юный инженер».
При разработке программы учитывались следующие подходы: — личностно — ориентированный подход — создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склон-ностей с учётом признания уникальности личности, её интеллектуальный и нравственный свободы, права на уважение. Личностно-ориентированный поход позволяет концентрировать внимание педагога на целостности ре-бёнка и учёт его индивидуальных особенностей и способностей; -индивидуальный подход к воспитанию и обучению детей — комплекс дей-ствий педагога, направленный на выбор методов, приёмов средств воспи-тания и обучения в соответствии с учётом индивидуального уровня подго-товленности и уровнем развития способностей воспитанников; -проблемный подход — педагог не сообщает знаний в готовом виде, а ставит перед детьми проблемные задачи, побуждая искать пути и средства по их решению.
Анализ предполагаемых результатов данного кружка показал, что уровень развития мелкой моторики рук у дошкольников повысился. Это позволило сделать вывод о том, что разработанная программа по лего-конструированию с целью развития мелкой моторики рук у детей доста-точно эффективны.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Развитие мелкой моторики младших дошкольников с помощью Лего конструктора
1.1Понятие мелкая моторика
Все формы движения, свойственные человеку (от простейших двига-тельных реакций до сложных двигательных действий и различных умений и навыков), объединяются в понятие «моторика». Различные по степени слож-ности движения, осуществляемые кистями и пальцами рук, называют тонкой или ручной моторикой [2, с.87].
Моторика (англ. motus — движение) — двигательная активность орга-низма или отдельных органов. Под моторикой понимают последователь-ность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения ка-кой-либо определённой задачи [6, с.65].
Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определён-ных органов. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей. Развитие также в целом движется сверху вниз. Первое, что обычно ребенок учится контроли-ровать — это движения глаз. Крупная моторика является основой, на кото-рую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нерв-ной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
Дошкольный возраст — период интенсивного формирования всех орга-нов и систем организма. Именно в дошкольном возрасте формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Подробно рассмотрел становление движений руки в ходе эволюции человечества, а также в онтогенезе Н.А. Бернштейн. Он ука-зывал, что психика формируется в движении. Действительно, трудно пере-оценить роль движений в жизни человека. Двигательный анализатор имеет обширные связи со всеми структурами центральной нервной системы, при-нимает участие в их деятельности и имеет огромное значение в развитии функций мозга [6, с.90].