Курсовая с практикой на тему Развитие мелкой моторики детей старшей группы ДОО в процессе вышивания.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДОО 5
1.1 Взгляды учёных на процесс развития мелкой моторики 5
1.2. Психофизиология мелкой моторики 10
1.3 Вышивка – средство всестороннего развития ребенка 13
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИКИ ВЫШИВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКУ У ДОШКОЛЬНИКОВ 20
2.1 Выявление исходного уровня развития мелкой моторики рук старших дошкольников. 20
2.2 Анализ и обобщение результатов экспериментальной работы 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Введение:
Актуальность.
Физическое воспитание играет важную роль в жизни дошкольника, так как физическое развитие ребенка является неотъемлемой частью его здоровья. Более 70% старших дошкольников имеют различные функциональные отклонения в развитии речи, что в большинстве случаев, обусловлено отставанием в развитии двигательной сферы [18].
Это проявляется в виде недостаточной координации сложных движений, неточности, моторной неловкости, снижения темпа выполнения движений, нарушения пластичности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции [медведева8]. Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук отстает, то чаще всего, происходит и задержка речевого развития, хотя общая моторика при этом остается в норме или может быть выше возрастной нормы [13].
М. М. Кольцова считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи − такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». У детей с задержкой речевого развития, следует стимулировать речевое развитие с помощью тренировки движений пальцев рук, что является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга [13].
Уровень психических процессов дошкольника находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Развитие речи и, следовательно, мышления будет замедленно, пока движения пальцев не станут свободными. При коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи мелкую моторику пальцев рук, моторику артикуляционного аппарата гораздо эффективнее развивать параллельно с общей моторикой. Следует использовать специальные упражнения для развития общей моторики, для улучшения координации движений, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости [17].
Проблема развития мелкой моторики занимались такие ученые как Л. В. Занков, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, М. М. Кольцовая, Б. И. Пинский, И. М. Соловьев и др.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики детей старшей группы в дошкольной общеобразовательной организации.
Предмет исследования: художественное творчество по вышиванию — как эффективное средство развития мелкой моторики рук в старшем дошкольном возрасте.
Целью исследования: проанализировать эффективность использования вышивки для развития мелкой моторики рук дошкольников.
Для достижения поставленной цели используются следующие задачи:
— на основе анализа научной и методической литературы рассмотреть взгляды ученых на развитие мелкой моторики рук дошкольников;
— охарактеризовать психофизиологию мелкой моторики;
— рассмотреть вышивку, как средство всестороннего развития ребенка;
— провести исследование эффективности использования вышивания для развития мелкой моторики рук дошкольников.
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: теоретические — анализ научной литературы, анализ и синтез, анализ правовых документов; эмпирические — педагогический эксперимент, наблюдение, теоретическое моделирование, беседа, анкетирование.
Заключение:
Подготовка к школьному обучению ребенка должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Одним из направлений выступает формирование базисных функций устной и письменной речи, где развитие мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. В связи с этим в системе обучения и воспитания предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.
Изучением закономерностей развития психики ребенка занимались М. М. Кольцова, А. Л. Леонтьев, Л.Р. Лурия, которые обнаружили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности точных и дифференцированных движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движения пальцев отстает, то можно предполагать, что и в речевом развитии имеются проблемы, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев, что должно учитываться в работе с детьми.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. В. М. Бехтерев, изучая влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи, подчеркивал, что простые движения рук помогают убрать напряжение с самих рук, с губ, снижают умственную усталость человека [5].
Речь, по мнению многих исследователей, отражает умственное и психическое развитие ребенка. Можно предположить, что для детей, у которых моторные функции кисти развиты недостаточно хорошо, специально разработанный массаж и упражнения для пальцев рук, сопровождаемые звукопроизношением или речитативом будут развивать речь, мышление и психику.
Центры, ответственные за мышление детей 5–6 лет на данном этапе развития ребенка функционально развиваются быстрее, чем зоны, ответственные за движения. Развитие умственных возможностей во многом будет зависеть от состояния эмоционально-аффективной сферы ребенка.
Активизация двигательной сферы ребенка дошкольного возраста посредством участий в занятиях по вышиванию позволяет создать условия для развития спонтанной речевой активности ребенка, что снимает страх перед речевой деятельностью. Творческие работы детей разного уровня позволяют увидеть ребенку свою успешность в разных видах деятельности и снижают болезненное отношение ребенка и его близких к проблемам в речевой сфере.
Эффективность работы можно оценить посредством получения обратной связи от родителей (анкетирование, беседы, родительские собрания), достижением позитивных изменений в речевой деятельности детей, позитивным эмоциональным самочувствием ребенка в группе, позитивными изменениями в двигательной активности ребенка, а именно – мелкой моторике.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДОО
1.1 Взгляды учёных на процесс развития мелкой моторики
Проблема изучения мелкой моторики у детей не нова. Психология накопила определенный теоретический и практический материал по изучению и развитию движений рук ребенка, который представляет интерес не только для психологов и педагогов, но и для других специалистов. Несовершенство мелкой моторики рук, недостаточная координация рук и пальцев проявляются в отсутствии или плохом формировании навыков самообслуживания (когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, молнии, шнурки).
С возрастом проблемы развития мелкой моторики проявляются в моторно-графических навыках. Отсутствие лицевых и артикуляторных двигательных навыков проявляется в неопределенности движений лица, в нечетком или неправильном произношении звуков и в целом в неразборчивой речи. Все это может свидетельствовать об отставании развития ребенка, поэтому требует детального исследования в научных кругах как педагогов, так психологов, врачей и других профессий, связанных с развитием ребенка.
Проблема развития мелкой моторики очень актуальна, поскольку именно данные занятия способствуют развитию сенсорной моторики — согласованности в работе глаз и рук, улучшении координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, исправляя мелкую моторику пальцев.
Термин моторика (лат. motus — движение) в современной медицинской литературе определяется как двигательная активность отдельных органов или всего организма; последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения определённой задачи [23, с. 69].
Обзор научной литературы по проблеме изучения мелкой моторики у детей показал, что мнения ученых различны. Так, Е. В. Губанихина, К. Д. Шикина рассматривают понятие моторики как совокупность двигательных процессов, связанных с ними психологических и физиологических явлений [8, c. 26]. А. А. Реан под моторикой понимал любые движения, совершаемые скелетно-мышечной системой [20, c. 111]. Психиатр В. А. Жмуров говорил, что вся двигательная сфера человека и есть моторика [11, c. 61].
Анализ литературы позволяет разделить моторику на общую (крупную), мелкую моторику рук, артикуляционную моторику и моторику мимической мускулатуры лица. Существует множество определений, которые позволяют уточнить понятие мелкая моторика: По мнению В. П. Дудьева, совокупность двигательных возможностей пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, трудовых, бытовых и других операций представляют собой мелкую моторику пальцев рук [10, с. 197].
Д. И. Фельдштейн отмечает, что мелкая моторика — скоординированные действия нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении точных и мелких движений кистями и пальцами рук и ног [24, c. 58]. Как отмечает В. М. Бехтерев, мелкая моторика — способность выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук, а также умения манипулировать мелкими предметами, передавать их из рук в руки [5, c. 69].
По мнению Н. В. Басова, мелкая моторика пальцев рук — совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций [3, с. 44].
Исследования научных трудов многих авторов показывают, что тренировка движений рук является стимулирующей для общего развития детей, в том числе и для речевого развития. Так, доктором медицинских наук М. М. Кольцовой, кисть руки рассматривается как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. С данной точки зрения проекцию руки можно считать ещё одной речевой зоной мозга [12. c. 113]. М. М. Кольцова особо подчёркивает, что сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем происходит появление артикуляции слогов; последующее совершенствование речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Такого же мнения придерживался Н. М. Щелованов, говоря о прямой зависимости зрелости речи ребёнка от степени подвижности пальцев рук. Поэтому он рекомендовал стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук [25, c. 6].
Анализ литературы последних лет показал, что исследователи в области моторики всё чаще стали описывать приёмы работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста младшего школьного возраста (Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова, Т. Б. Фомичева). Согласно исследованиям Л. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Е. И. Исениной и на основе проведённых опытов, а также обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту (в норме), то в пределах нормы находится и речевое развитие, если же развитие движений пальцев отстаёт, то и речевое развитие также задерживается, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы [2, с. 57].
В первой половине XIX века существенным шагом вперёд стал труд И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», в котором автор писал, что движения рук человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между осязательными, зрительными и мышечными ощущениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Русский физиолог, невропатолог В. М. Бехтерев, в своих трудах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, развивают речь, улучшают произношение многих звуков, а систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга [5, с. 61].
Научными исследованиями подтверждено, что помимо речи мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания как мышление, воображение, внимание, оптико-пространственное восприятие (координация), двигательная и зрительная память, наблюдательность. Именно поэтому, Мария Монтессори придерживалась мнения, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка.
Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев рук. Без развитой мелкой моторики, считает Т. А. Ткаченко, невозможно не только развитие познавательных способностей и речи, но и азов самообслуживания, ведь мелкая моторика задействована, когда мы застёгиваем пуговицы или завязываем шнурки на ботинках, отщипываем кусочек хлеба, пишем или перелистываем страницы, держим стакан в руках или едим ложкой [22, c.123].
Советский психолог Д. Б. Эльконин отмечал, что непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию новых свойств предметов и отношений между ними [26, c. 39].
Н. М. Щеловановым, Н. Л. Фигуриным, М. П. Денисовой и М. Ю. Кистяковской было выдвинуто предположение о том, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания и кинестетического чувства (положения и перемещения тела в пространстве).
Проведенные исследования (И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий) свидетельствуют, о том, что в процессе занятий по развитию мелкой моторики у ребенка совершенствуются умения и навыки работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами; детям прививаются такие качества, как опрятность, самостоятельность, оригинальность в решении задач, умение свободно ориентироваться в окружающем мире [14, c. 54].
Тренировка движений пальцев детей улучшает не только их двигательные возможности, но и способствует развитию психических процессов. В свою очередь, формирование движений рук тесно связано с развитием двигательного анализатора и зрительного восприятия, различных типов чувствительности, пространственной ориентации, координации движений и тому подобного. Исследования Н. А. Бернштейна доказали влияние манипуляций руками на функции высшей нервной деятельности и развитие речи.
Простые движения рук помогают снять стресс не только с рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, и, следовательно, оказывают положительное влияние на развитие речи ребенка [4, c.47]. По определению Т. Ткаченко, мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной, костной и нервной систем человека, в сочетании с зрительной системой, для выполнения небольших и точных движений руками и пальцами. В научно-педагогической литературе понятие «мелкая моторика» отождествляется с «ловкостью» [22, с. 55].
Таким образом, научными исследованиями подтверждено, что помимо речи мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания как мышление, воображение, внимание, оптико-пространственное восприятие (координация), двигательная и зрительная память, наблюдательность. Обследование большого количества детей выявило закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту (в норме), то в пределах нормы находится и речевое развитие, если же развитие движений пальцев отстаёт, то и речевое развитие также задерживается, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Мария Монтессори придерживалась мнения, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребёнка.