Курсовая с практикой на тему » Развитие математических представлений у дошкольников»возраст детей 4-5 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Значение и задачи формирования начальных математических представлений и понятий у дошкольников 5
1.2. Формы, методы и приемы обучения математике в детском саду 11
Выводы по Главе 1 20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ 21
2.1. Определение показателей первичного уровня сформированности элементарных математических представлений 21
2.2. Методика развития элементарных математических представлений средствами дидактической игры 31
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 32
Выводы по Главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А 41
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 42
Введение:
Математика как предмет изучается на основе определенной системы понятий. В этой системе успешно используются приобретенные знания и элементарные математические представления, которые были приобретены вовремя обучения дошкольников.
Развитие элементарных математических представлений дошкольников средствами математики необходимо начать с базовых понятий, особенностей математических понятий, как устроены их определения, предложения, выражающие свойства понятий.
Начальный курс математики является интегрированным. Он объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материал. Базой курса являются: понятие о натуральном числе, нуле и четырех арифметических действиях (за основу работы будут взяты две) с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов компетентностей вычислений.
Отметим, что проблема формирования элементарных математических представлений на современном этапе дошкольного образования при изучении вычислительных компетентностей является актуальной, так как существует необходимость осуществления индивидуального подхода ко всем учащимся на уроках математики.
Также актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда является систематическим, и зачастую, хочется желать лучшего. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей 4-5 лет, отвечающее современным требованиям, что и определило цель и тему работы: «Развитие математических представлений у дошкольников».
Объект исследования – процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Предмет исследования – содержание, формы и методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность и значение развития элементарных математических представлений у дошкольников средней группы.
Гипотеза исследования – организованная работа с использованием разнообразных форм и методов будет способствовать повышению уровня математического развития детей дошкольного возраста.
Достижение цели будет предполагать решение следующих задач:
1. подобрать и проанализировать научную литературу по данной проблематике;
2. определить и проанализировать теоретические вопросы развития элементарных математических представлений у дошкольников;
3. исследовать уровень сформированности элементарных математических представлений у дошкольников;
4. на основе проведенного исследования сделать соответствующие выводы.
Методы исследования:
— теоретические методы: анализ научной литературы;
— практические методы: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников. Общий объем составляет 42 страницы.
Заключение:
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Начальный курс математики – курс интегрированный курс. Он объединяет основы арифметического, алгебраического и геометрического материала. Но самое главное, что важно помнить каждому воспитателю, это то, что занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников речь не должны носить исключительно программный характер, а быть тем фундаментом, который в дальнейшем даст возможность проводить дальнейшую учебную деятельность. Поэтому очень важно направлять знакомство дошкольника с элементарной математикой в русло общего развития ребенка.
2. Исследование показало, что предложенная система работы по математическому развитию детей с учетом современных требований способствовала повышению уровня математического развития детей, что подтвердило нашу гипотезу.
Элементарные знания по математике, в соответствии с современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребенком.
Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Значение и задачи формирования начальных математических представлений и понятий у дошкольников
Проблема обучения математике в наше время приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки в связи с проникновением ее в самые разнообразные области знаний.
Опыт обучения свидетельствует о том, что развитие логического мышления у дошкольников в наибольшей степени соответствует изучению начальной математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логическая последовательность рассуждений, умение пользоваться символикой [2].
В связи с этим перестроено содержание обучения математике в школе и детском саду. Например, сравнение конкретных множеств подготавливает детей к усвоению в будущем понятия числа. Именно операции с множествами являются той основой, к которой обращаются дети не только в детском саду, но и в течении следующих лет обучения в школе. Представление о множестве формируют у детей основы понимания абстрактного числа, закономерностей натурального ряда чисел.
Хотя понятие натурального числа, а также геометрической фигуры, размера, части и целого абстрактные, все же они отражают связи и отношения, свойственные предметам окружающей действительности [1].
Анализ научных исследований (Г.М. Леушиной, А.А. Столяр и других) педагогического опыта обучения дошкольников математике убеждает в том, что рационально построенное, оно способствует общему умственному развитию детей. Рационально построенное – это своевременное, целесообразно соответствующее возрасту и интересам ребенка обучения. Кроме того, значение имеет педагогическое руководство со стороны взрослого (воспитателя или родителей). Дети получают элементарные представления о множестве, числе, отношение размеров, о простейших геометрических фигурах, учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счетом и измерением линейных и объемных размеров с помощью условной меры, устанавливающие количественные отношение между числами – целым и частью. В математической подготовке детей, развитии элементарных математических представлений важную роль играет обучение измерению как начальному способу познания количественной характеристики окружающей среды. Это позволяет дошкольникам пользоваться не обычными, а условными мерами при измерении сыпучих, жидких и других веществ. В то же время у детей развиваются навыки измерения на глаз, что очень важно для их сенсорного развития [4].
Под влиянием систематического обучения математики дети овладевают специальной терминологией и названиями:
— чисел, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб);
— элементов фигур (сторона, вершина);
— вычислительных действий (сложение, вычитание, сравнение) и тому подобное.
Занятия по математике дисциплинируют детей, способствуют формированию у них целеустремленности, организованности и ответственности. Итак, обучение математике с раннего возраста способствует всестороннему развитию детей.
Среди задач формирования элементарных математических представлений и понятий следует выделить основные, а именно [3]:
1. Приобретение знаний о множестве, числах, размер, форму, пространство и время.
2. Формирование навыков и умений из счета, измерения, вычисления.
3. Овладение математической терминологией.
4. Развитие познавательных интересов и способностей, умственное развитие ребенка в целом.
Исследования, проведенные на России и в других государствах СНГ (Г.С. Костюка, Н.В. Богдановича, О.Я. Савченко и др.), убеждают в том, что возрастные возможности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них вполне научные, хотя и элементарные, начальные математические знания [6].
Так, в средней группе детского сада (4-5 год жизни) основное внимание уделяют формированию знаний о множестве. Понятие множества является одним из основных и наиболее общих, оно проходит через всю математику. Понятие множественного числа такое широкое, что не значится, по крайней мере, на современном уровне развития математики, через другие, а вводится как изначальное и поясняется на конкретных примерах.
Все математические знания подаются во взаимосвязи. Например, формирование представлений о количестве связано с представлениями о множестве и размер, с развитием умений видеть, условно выделять размер предметов и их параметров, а также с осознанием отношений между предметами и их параметрами. Необходимо также иметь в виду, что, усваивая знания о числе, дети должны научиться абстрагировать (отделять) количественные оценки от всех других (цвета, формы, размера и т. д.).
Формирование начальных математических представлений и понятий во взаимосвязи позволяет постепенно и целенаправленно конкретизировать и уточнять каждое из выделенных понятий.
Центральной задачей обучения математики в детском саду является обучение счету. Основными способами при этом являются наложение или прикладывание, овладение которыми предшествует обучению счета с помощью слов-числительных [5].
Одновременно дошкольников учат сравнивать предметы по размеру и результаты сравнения обозначать соответствующим словом-понятием (большой, маленький, узкий, широкий), строить ряды предметов по их размеру в порядке возрастания и уменьшения (большой, меньше, еще меньше, самые маленькие). Однако для того чтобы ребенок усвоил и осознал эти понятия, надо сформировать у него конкретные представления, научить его сравнивать предметы между собой непосредственно, наложением, а затем косвенно, с помощью измерения.
Обращается внимание на формирование умения проверять правильность оценки в своей практической деятельности, применяя добавление, вычитание и тому подобное. Каждое практическое упражнение пополняет знания детей новым содержанием. Считают, что формирование элементарных математических представлений и понятий происходит одновременно с выработкой у детей практических умений и навыков [11].