"Современные методы и технологии обучения детей дошкольного возраста": Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности 7

1.1 Характеристика процессов овладения математическими навыками у детей младшего дошкольного возраста 7

1.2 Формы организации работы по формированию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста 10

1.3 Игровая деятельность как средство развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста 13

Выводы по главе 18

Глава 2. Эмпирическое исследование по развитию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста 19

2.1 Методы и организация исследования 19

2.2 Анализ результатов диагностического обследования 22

2.3 Методические рекомендации по использованию игр в процессе обучения математике детей младшего дошкольного возраста 25

Выводы по главе 32

Заключение 33

Список литературы 35

  

Введение:

 

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Основной задачей работы педагогов дошкольного учреждения является развитие личности дошкольника, готовности его к школьному обучению.

Проблема развития ребенка, сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательного интереса и познавательной деятельности у дошкольников.

К моменту появления на свет мозг малыша полностью сформирован, но нервная система еще не развита. После рождения начинается интенсивное совершенствование сети нервных волокон, которые помогают ребенку овладеть речью, движениями и т.д. Идет активная подготовка мозга ребенка к мышлению, освоению новых знаний, умений и навыков. Таким образом, процесс развития ребенка начинается с момента рождения и его качество во многом зависит не только от действий родителей.

У каждого ребенка свои нормы биологического созревания и в процессе роста малыш получает свой жизненный опыт. Конечно, большую роль в формировании личности дошкольника играют природные качества и методы воспитания, условия в которых происходит рост и развитие ребенка.

В это же время закладываются основы учебной и трудовой деятельности, именно в это время взрослые должны оценивать труд дошкольника, но не в категоричной форме, а советом, как достичь лучшего результата. Это поможет ребенку научиться слушать взрослых и действовать по образцу, что очень пригодится ему в дальнейшей жизни – при обучении в школе и прочих учебных заведениях.

Для полноценного развития ребенка дошкольного возраста следует знать особенности его развития, для того, чтобы эффективно осуществлять познавательное развитие дошкольника.

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети младшего дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего.

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах. Главная форма организации деятельности – игра, исходя из этого, именно в игровой деятельности следует формировать математические представления у детей младшего дошкольного возраста.

Следовательно, тема нашей работы является актуальной на сегодняшний день.

Объект исследования: математические представления у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: игровая деятельность как средство развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить особенности развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1) Дать характеристику процессов овладения математическими навыками у детей младшего дошкольного возраста.

2) Определить формы организации работы по формированию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

3) Рассмотреть игровую деятельность как средство развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

4) Провести эмпирическое исследование по развитию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

5) Предложить методические рекомендации по использованию игр в процессе обучения математике детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предположили, что процесс развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным, если в обучении и воспитании использовать различные виды игры.

Для решения поставленных цели и задач нами были использованы следующие методы работы:

— теоретические методы – анализ педагогической, психологической и научно-методической литературы; изучение социально-педагогического опыта по проблеме исследования; синтез основных идей, сравнение, моделирование;

— эмпирические методы: педагогический эксперимент, наблюдение, методы математической обработки результатов исследования.

Методологической основой нашей работы являются основные положения, разработанные классиками русской и советской педагогики К.Д.Ушинским, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко и также положения отечественной педагогики, сформулированные в трудах А.П.Усовой, Е.И.Радиной, З.М. Богуславской, А.И.Сорокиной.

Новизна работы заключается в следующих позициях:

– анализ и обобщение отечественных и зарубежных работ последнего

десятилетия по вопросам игровой деятельности дошкольников;

– проведение исследования по теме и определение рекомендаций по работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Практическая значимость: данная работа, результаты исследования, предложенные рекомендации предназначены для развития детей младшего дошкольного возраста. Могут быть использованы в педагогической работе студентами и воспитателями детских садов.

Работа включает в себя введение, две главы, в которых раскрываются основные вопросы, касающиеся особенностей познавательного развития детей младшего дошкольного возраста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, изучив литературу по теме нашей работы, мы выяснили, что в дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения.

К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума. И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.

Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Повысить эффективность усвоения ребёнком математических знаний из этой области помогут различные игры.

Существует огромное количество игр и заданий для дошкольников, которые призваны помочь упражняться в этих умениях.

Во второй главе нашей работы мы осуществили эмпирическое изучение математических способностей у детей младшего дошкольного возраста.

После проведения исследования уровня развития математических способностей у детей старшего дошкольного возраста мы выяснили, что большинство детей имеют высокий уровень развития математических навыков и умений. Данные дети оперируют практическими действиями (способами познания) свойств и отношений как отдельных предметов, так и групп по форме, величине, количеству, массе.

Некоторая часть детей получила результаты, характеризующие средний уровень умений и навыков. Это проявилось в том, что детям требовалась подсказка педагога, или же дети выполняли задание верно, но объяснить ловами вои действия, связи, выводы не могли.

Несколько человек показали низкий уровень в одном из заданий, это проявилось в наличии большого количества ошибок, непонимании сути задания.

Исходя из полученных результатов, мы можем сказать, что педагогу следует проводить определенную работу по повышению результативности обучения, а именно использовать различные методы обучения воспитания, расширять материал, который дается детям, обогащать его.

В пункте 2.3 мы представили методические рекомендации по использованию различных игр для развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы

развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

1.1 Характеристика процессов овладения математическими навыками у детей младшего дошкольного возраста

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков [8, с.47].

Под математическим развитием следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций – сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования, анализа, синтеза, классификации, систематизации, аналогии, сериации [10, с. 4].

Математические навыки сводятся к следующим категориям: количество, величина, форма, время, пространство, их свойствам отношениям [25, с. 7].

Формирование математических навыков – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой, но и всестороннее развитие личности.

С детьми младшего дошкольного возраста начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений постепенно. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей.

Работа с детьми двух-трех лет, по развитию элементарных математических представлений в основном направлена на развитие представлений о множестве. Ребят учат сравнивать два множества, сопоставлять элементы одного множества с элементами другого, различать равенство и неравенство групп предметов, составляющих множество.

Детей знакомят с развитием первоначальных представлений у дошкольников о величине предметов, контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте, толщине, объему (больше, меньше, одинаковые по величине).

Первые сведения о геометрических фигурах дети получают во время игры. На основе накопленного опыта детей знакомят с названиями плоскостных геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник). Учат выделять, различать и называть эти фигуры.

Пространственные представления в группе детей четвертого года жизни целесообразно развивать, используя повседневную жизнь, режимные моменты, дидактические, подвижные игры, утреннюю гимнастику, музыкальные и физкультурные занятия.

Ориентировка во времени предусматривает обучение детей умению различать части суток и называть их: утро, вечер, день и ночь.

Развитие дошкольника происходит благодаря его участию в соответствующих возрасту видах деятельности.

Все математические представления, доступные ребенку, он извлекает из жизни, в которой принимает деятельное участие, из наблюдений за окружающим его вещественным миром. Такие понятия, как форма и величина, время суток и направление движения, являются наглядными и легко усваиваются детьми, в то время как количественные представления требуют методичного обучения [24, с.98].

По словам Белошистой А.В. математические способности – это и аналитические, и дедуктивные, и критические, и прогностические способности. Занимаясь математикой, ребенок научится обобщать и находить роль частного, в общем. Научится анализировать разные ситуации и делать выводы. Научится находить закономерности, грамотно и четко формулировать мысли. Так же разовьёт навыки планирования, научится просчитывать на несколько шагов вперед. Кроме того, решая задачи и примеры, мы заставляем наш мозг работать, мыслить в конкретном направлении, поэтому математику и называют гимнастикой ума [1, с. 67].

Демьянова Ю.Г. отмечает, что математика отнюдь не сводится к умению складывать, вычитать, умножать. Это всего лишь маленькая ее составляющая – арифметика. Математика же гораздо шире. Она включает в себя и способность ориентироваться в пространстве, и представление о геометрических фигурах, и умение сравнивать, анализировать, и еще множество других элементов, которые необходимо освоить ребенку в самом раннем возрасте. И все это совершенно не скучно для малыша, если подойти к процессу творчески [7, с. 45].

Современные требования к дошкольному образованию диктуют необходимость использования новых форм его организации, при котором синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Создание условий, обеспечивающих развитие детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач государства и общества.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе обучения с самого раннего возраста.

Если говорить более подробно и оперировать конкретными навыками, то математика поможет ребенку развить следующие интеллектуальные способности:

• Умение обобщать. Рассматривать частное событие в качестве проявления общего порядка. Умение находить роль частного, в общем.

• Способность к анализу сложных жизненных ситуаций, возможность принимать правильное решение проблем и определяться в условиях трудного выбора.

• Умение находить закономерности.

• Умение логически мыслить и рассуждать, грамотно и четко формулировать мысли, делать верные логические выводы.

• Способность быстро соображать и принимать решения.

• Навык планирования наперед, способность удерживать в голове несколько последовательных шагов.

• Навыки концептуального и абстрактного мышления: умение последовательно и логично выстраивать сложные концепции или операции и удерживать их в уме.

Особенно математика важна для развития ребенка дошкольного возраста. Она задает стандарты правильного, рационального мышления на всю жизнь вперед. Дает огромный толчок для умственного развития.

1.2 Формы организации работы по формированию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Полноценное математическое развитие детей обеспечивается организованной, целенаправленной деятельностью воспитателя, в ходе которой продумываются познавательные задачи, подбираются наиболее эффективные пути и способы их решения.

Занятия являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы