Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольное образование

Курсовая с практикой на тему Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста как основа интеллектуальной готовности к школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ 5
1.1. Основные параметры интеллектуальной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе 5
1.2.Особенности интеллектуального развития старшего дошкольников 10
1.3. Уровень интеллектуального развития старших дошкольников 13
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 17
2.1. Особенности развития восприятия старших дошкольников 17
2.2. Особенности развития внимания старших дошкольников 18
2.3. Особенности развития памяти старших дошкольников 20
2.4. Особенности развития мышления старших дошкольников 21
2.5 Особенности развития воображения старших дошкольников 24
3. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНОЕ КАЧЕСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
3.1 Любознательность, особенности проявления у детей дошкольного возраста 26
3.2. Психолого-педагогические условия развития любознательности у дошкольников 29
3.3. Использование современных педагогических технологий в развитии любознательности старших дошкольников 32
4. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 34
4.1. Диагностические методики интеллектуальной готовности к школе 34
4.2. Диагностические методики изучения любознательности детей дошкольного возраста 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема интеллектуального развития и интеллектуальной готовности старшего дошкольника к школе на современном этапе приобретает особое значение. Актуальность этой проблемы обусловлена новыми задачами, которые выдвинуты на всех этапах общей образовательной работы требованиями общественного развития.
Среди важных задач дошкольного образования видное место занимают становление личности ребенка, обеспечение ее физического и психического здоровья, развитие умственных и творческих способностей, любознательности, познавательной активности, подготовки детей к школе.
В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначены целевые ориентиры: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Профстандарт педагога среди трудовых действий обозначает «формирование психологической готовности к школьному обучению», в состав которой входит интеллектуальная готовность дошкольника к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность ребёнка к школе – это способность будущего школьника к овладению такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; в процессе учебной деятельности ребенок должен научиться устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия. Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления, речи, познавательного интереса и любознательности.
Любознательность – это внутренняя заинтересованность в получении новой информации с целью удовлетворения познавательной потребности.
На сегодня эффективность системы образования и воспитания подрастающего поколения заключается не только в обеспечении его определенным объемом знаний, но и в создании оптимальных условий для развития любознательности, формирования познавательной активности как основы интеллектуальной готовности старших дошкольников к школьному обучению.
Объект исследования – интеллектуальная готовность старших дошкольников к школьному обучению.
Предмет исследования – развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста как основа интеллектуальной готовности к школе.
Цель исследования – изучить и обосновать значение любознательности в интеллектуальной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы сути интеллектуальной готовности к школе.
2. Дать характеристику особенностям развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть сущность понятия любознательности как личностного качества детей дошкольного возраста.
4. Описать диагностические методики интеллектуальной готовности и любознательности старших дошкольников.
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ, синтез, обобщение;
2) эмпирические: тестирование, изучение продуктов деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Этапы исследования:
I этап – анализ литературных источников по теме исследования;
II этап – выбор диагностических методик для решения поставленных задач и достижения цели исследования;
III этап – описание методик и диагностик уровня интеллектуальной готовности и любознательности старших дошкольников;
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка литературы (51).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Интеллектуальная готовность старшего дошкольника предполагает способность к быстрому выбору нужной информации, умение выделить главное, связать известное с неизвестным и тому подобное. Эти качества формируются только в результате самостоятельных умственных усилий, которые проявляются в системной работе мышления, обусловливаются познавательными процессами и развитием любознательности.
Для развития любознательности учитывая индивидуальные особенности ребенка и используя игровые технологии необходимо научить ребенка правильно воспринимать и точно выполнять указания педагога, быстро включаться в работу и работать в определенном темпе; уметь планировать и контролировать результаты; предполагать, что нужно для выполнения задачи, определить последовательность действий. Воспитатель должен стимулировать догадки и воображение детей, способности, овладение логическим мышлением, то есть вооружение умениями строить систему рассуждений, в которой хранится логическая последовательность и обоснованность. Любознательность способствует интеллектуальному развитию ребенка.
Таким образом, любознательность детей развивается не в результате действия какого-то одного эффективного дидактического средства, а является закономерным результатом совершенной системы обучения и воспитания дошкольников на занятиях, направленных на всестороннее развитие самостоятельной мысли, воображения, внимания, памяти. Если в дошкольном возрасте будет сформирована интеллектуальная готовность к обучению, то познавательная активность и умственное развитие ребенка в школе будут значительно выше.
Перспективы дальнейших исследований, по нашему мнению, могут быть связаны в разработке уровней готовности ребенка к поисковой деятельности с целью их диагностики.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
1.1. Основные параметры интеллектуальной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Необходимость изучения готовности детей к школьному обучению возникла в 80-х годах ХХ в. в связи со снижением сроков обучения. Специалисты разных профилей (педагоги, психологи, физиологи, врачи) еще в период первого опыта обучения детей с 6 лет отмечали особую роль дошкольного детства, поскольку именно в этом возрасте, по мнению Д.Б. Эльконина, происходит интенсивное ориентирование ребенка в социальных отношениях между людьми, в трудовых функциях людей, общественных мотивах и задачах их деятельности. На этой основе к концу названного периода у детей возникает тенденция к совершению серьезной, общественно значимой деятельности, которая оценивается. Именно это имеет определяющее значение для готовности ребенка к школьному обучению: социальная зрелость, а не технические умения создает такую готовность [5, с. 62].
Теоретический анализ готовности ребенка к школьному обучению берет начало в произведениях классиков отечественной психологии Л.С. Выготского, Г.С. Костюка, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева. Понятие «готовность к школьному обучению» впервые был предложен А.Н Леонтьевым [24, с. 4-15]. Автор связывал его с развитием у детей способности управлять своим поведением. В свою очередь, Л.И. Божович отмечала необходимость сформированности такого новообразования, как «внутренняя позиция школьника». Более того, по ее мнению, этот показатель является основным критерием готовности ребенка к школе, что облегчает его обучение.
Важным элементом в структуре готовности ребенка к школе Л.И. Божович считала достаточный уровень развития мотивационной сферы дошкольника, мотивов, побуждающих к учебной деятельности. Речь идет о познавательных интересах школьника, потребности в интеллектуальной активности, в овладении умениями, знаниями и навыками, а также мотивы, связанные с «потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений» [6, с. 23].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы