Курсовая с практикой на тему Развитие логического мышления у первоклассников на уроках математики.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Мышление: определение и виды 5
1.2 Особенности развития мышления младших школьников 7
1.3 Математика и ее потенциал в развитии младших школьников 10
2.МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1Приемы и методы формирования логического мышления средствами математики
15
2.2Исследование начального уровня логического мышления первоклассников
18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Список учащихся» 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Опросник по методике Э.Ф. Замбацявичене» 32
Введение:
Проблема развития логического мышления в настоящее время особенно актуальна. Сегодня как никогда в стране остро ощущается дефицит специалистов высокого уровня, способных глубоко и самостоятельно мыслить. Только таким под силу совершить прорыв в экономике, экологии, науке и, наконец, продвинуть наше общество вперед.
В современной методической системе обучения наметился перенос акцентов с увеличения объема информации, предназначенной для усвоения учащимися, на формирование у школьников обще логических мыслительных умений, так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а уровнем развития логического мышления. В связи с этим уже в начальной школе перед учителем стоит задача научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами и явлениями не только действительности, но и абстрактного мира.
Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми, в свою очередь, занимается математическая логика. Безусловно, игра, в силу своих психологических качеств, помогает развивать логику гораздо эффективнее и более непринужденно.
Все вышеперечисленное определяет актуальность данного исследования.
Степень изученности проблемы. Данная тема прослеживается в работах таких психологов и педагогов как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.В. Басова, А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров, Н.Ф. Талызина, Н.Б. Истомина и т.д.
Цель исследования – изучение развития логического мышления у первоклассников.
Исходя из цели исследования, необходимо решить ряд следующих задач:
1) дать определение термина «мышление», а также обозначить его основные виды;
2) рассмотреть особенности логического мышления у младших школьников;
3) изучить потенциал использования математики для развития логического мышления младших школьников;
4) рассмотреть возможные приемы и методы математики для развития логического мышления младших школьников;
5) исследовать на примере первого класса уровень логического мышления детей;
Объект исследования – исследование логического мышления младших школьников.
Предмет исследования – исследование логического мышления младших школьников на уроке математики.
Методы исследования: анализ литературы, источников сети – Интернет, наблюдение, анализ, сравнение, обобщение.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключены в том, что полученные теоретические знания, а также результаты проведенных исследований по определенным методикам могут быть применены студентами-практикантами в своей работе в младшей школе, в частности в первом классе обучения.
Заключение:
В итоге исследования можно обозначить основные выводы, перечисленные ниже.
Мышление представляет собой основополагающий процесс, которые протекает в сознании человека с целью изучения и понимания окружающего мира, проведения различного рода логических операций и действий.
Многие исследователи занимались вопросами исследования мышления младших школьников, однако больше всех выделяют работы таких исследователей как Истомина и Волков.
Также было изучено, что мышление представляется многообразием видов, а именно оно бывает наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое и др.
Логическое мышление младшего школьника характеризуется набором задач таких как:
— обогащение знаний об окружающем мире;
— понимание и принятие закономерностей, которые объединяют предметы и явления;
— способность выделять общие и ключевые признаки каких-либо объектов.
Так же в ходе исследования был проведен педагогический эксперимент для учащихся 1-го класса с целью изучения уровня логического мышления на уроке математики. Способом исследования была выбрана методика Э.Ф. Замбацявичене.
Цель исследования была достигнута путем решения ряда задач, а именно удалось рассмотреть основные теоретические аспекты мышления, его виды, особенности мышления младших школьников, а также изучены методики и приемы исследования логического мышления младших школьников и изучение их уровня путем экспериментального исследования.
Фрагмент текста работы:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Мышление: определение и виды
В общем смысле мышление представляет собой познавательную деятельность человека, являясь при это опосредованным и обобщенным методом отражения окружающей действительности.
Результат мышления — это мысль. Мышление противопоставляется так называемым низшим способам освоения окружающего мира, выступающих в форме ощущения или восприятия, которые присущи также и представителям животного мира [30, c.147]. Большое количество философов полагали, что мышление является сущностным свойством человека. Например, по утверждение Декарта гласит: «Я мыслю, следовательно, я существую».
Согласно В.В. Петухову, мышление требует разных психологических определений. Поэтому психология применяет определение мышления в широком смысле, то есть мышление — это активная познавательная деятельность субъекта, которая необходима ему для полноценной ориентации в окружающем мире [6]. При решении наиболее специализированных задач, исследовании психологических явлений, мышление в узком смысле определяют, как процесс решения задач. Узкое понимание мышления было предложено впервые в вюрцбургской школе «психологии мышления» [9].
По мнению О.К. Тихомирова, мышление предполагает собой процесс познавательной деятельности, результаты которой могут быть охарактеризованы обобщенным и опосредованным отражением действительности [19].
Мысли отличаются от образов ощущений, восприятия и свойств обобщенного и опосредованного отражения:
1) содержание предполагает собой совокупность признака, явлений либо предметов, которые нашли свое отражение в понятии;
2) объем понятий предполагает собой совокупность предметов либо явлений, принадлежащих признакам отражённых понятий.
Психология выделяют несколько основополагающих видов мышления, которые будут перечислены ниже.
Наглядно действенное мышление представляет собой вид мышления, который характерен для маленьких детей. В этом случае ребенок наблюдает за действиями взрослого и пытается их повторить. Этот вид мышления помогает в обучении новыми навыкам путем копирования увиденного. Другими словами, этот вид мышления предполагает непосредственное следование примеру старшего человека [15, c.88].
Предметно-действенное мышление предполагает, что человек не просто копирует действия других людей, но и самостоятельно может манипулировать конкретным предметом. Чаще всего такой вид мышления наблюдается в детском восприятии действительности.
Образное мышление полагает усовершенствование навыка восприятия окружающей среды. В данном случае человек при произношении определенных слов вкладывает в них конкретный смысл. Это происходит благодаря тому, что образ складывается в голове человека. Этот вид мышления основывается на субъективном восприятии.
Словесно-логическое мышление способствует формированию чувства общности с другими людьми. При взаимодействии людей друг с другом, опора производится на логику и здравый смысл. Взрослый человек должен последовательно излагать свои мысли, аргументировать ответы и привносить ясность в процесс разговора. При беседе люди произносят слова, надеясь быть понятыми для собеседника. Человек делает выводы, основываясь при этом на какие-либо суждения, строит свои предположения. Все перечисленное помогает понять цель разговора [11, с. 256].
Творческое мышление характерно для неординарных и талантливых людей. Не каждый человек может думать над всем окружающим, созерцать реальность и глубоко мыслить о происходящих в ней изменениях [17, c.96].
Таким образом, психология предлагает несколько типов мышления, которые необходимы человеку в повседневности. Переходя от более простого типа к наиболее сложному, протекает процесс реальной ситуации. Все виды мышления связаны исходя из форм. Каждый вид мышления объединен логической цепочкой. Ключевые типы и формы мышления — это единая целостность. Задачей человека выступает стремление к развитию и построению будущих планов, а также реализация имеющихся возможностей.