Курсовая с практикой на тему Развитие логического мышления у младших школьников в процессе обучения элементам алгебры
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития логического
мышления у младших школьников в процессе обучения элементам алгебры. 7
1.1. Нормативно-правовые аспекты деятельности учителя
начальных классов по развитию логического мышления у младших школьников в
процессе обучения элементам алгебры. 7
1.1.1. Анализ нормативно-правовых документов по вопросам
развития логического мышления у младших школьников в процессе обучения
элементам алгебры.. 7
1.1.2. Анализ образовательных программ начального общего
образования в аспекте развития логического мышления у младших школьников в
процессе обучения элементам алгебры.. 10
1.2. Психолого-педагогические аспекты развития логического
мышления у младших школьников в процессе обучения элементам алгебры. 17
1.2.1. Сущность понятия «мышление» и ее особенности. 17
1.2.2. Возрастные особенности развития логического мышления у
младших школьников в процессе обучения элементам алгебры.. 19
1.3. Методика работы учителя начальных классов по развитию
логического мышления у младших школьников в процессе обучения элементам алгебры.. 23
1.3.1. Формы работы учителя начальных классов по развитию
логического мышления у младших школьников в процессе обучения элементам алгебры.. 23
1.3.2. Методы и приемы работы учителя начальных классов по
развитию логического мышления у младших школьников в процессе обучения
элементам алгебры 25
1.4. Элементы алгебры как средство по развитию логического
мышления у младших школьников. 28
1.5. Словарь понятий. 34
Выводы по главе 1. 37
Глава 2. Содержание
деятельности учителя начальных классов по развитию логического мышления у младших школьников в процессе обучения
элементам алгебры 38
2.1. Диагностика уровня развития логического мышления у
младших школьников 38
2.2. Программа по развитию логического мышления у младших
школьников в процессе обучения элементам алгебры.. 45
Выводы по главе 2. 57
Заключение. 58
Список литературы. 61
Приложения. 64
Введение:
Актуальность темы исследования.
Младший школьный возраст определяется
важным внешним обстоятельством в жизни ребенка — поступлением в школу.
Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в
системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с
учебной деятельностью.
К концу дошкольного возраста ребенок
представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том,
какое место занимает среди людей (он, дошкольник) и какое место ему предстоит
занять в ближайшем будущем (он пойдет учиться в школу). Одним словом, он
открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих
отношений.
В этом возрасте существенным достижением в
развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом
«Я хочу».
Ребенок в начальной школе усваивает
специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать
письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и
другие виды учебной деятельности.
На основе учебной деятельности при
благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития
ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению.
В то же время учебная деятельность требует
от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом
учебных задач, контролем и организацией исполнительских действий, а также
контроль над вниманием, мнемоническими действиями, мысленным планированием и
решением задач.
Проблема развития логического мышления в
настоящее время особенно актуальна. Сегодня как никогда в стране остро
ощущается дефицит специалистов высокого уровня, способных глубоко и
самостоятельно мыслить. Только таким под силу совершить прорыв в экономике,
экологии, науке и, наконец, продвинуть наше общество вперед.
В современной методической системе
обучения наметился перенос акцентов с увеличения объема информации,
предназначенной для усвоения учащимися, на формирование у школьников обще
логических мыслительных умений, так как интеллект человека в первую очередь определяется
не суммой накопленных им знаний, а уровнем развития логического мышления. В
связи с этим уже в начальной школе перед учителем стоит задача научить детей
анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате
взаимодействия с объектами и явлениями не только действительности, но и
абстрактного мира.
Ничто так, как математика, не способствует
развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются
отвлеченные понятия и закономерности, которыми, в свою очередь, занимается
математическая логика. Безусловно, игра, в силу своих психологических качеств,
помогает развивать логику гораздо эффективнее и более непринужденно.
Все вышеперечисленное определяет
актуальность данного исследования.
Противоречие:
существует противоречие между необходимостью применения элементов алгебры в
развитии логического мышления младших школьников.
Степень изученности проблемы. Данная тема
прослеживается в работах таких психологов и педагогов как С.Л. Рубинштейн, Л.С.
Выготский, Н.В. Басова, А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров, Н.Ф. Талызина, Н.Б.
Истомина и т.д.
Объект исследования – исследование
логического мышления у младших школьников в процессе обучения элементам алгебры.
Предмет исследования – исследование
логического мышления у младших школьников в процессе обучения элементам алгебры.
Цель исследования – изучение развития
логического мышления у младших школьников в процессе обучения элементам алгебры.
Исходя из цели исследования, необходимо
решить ряд следующих задач:
1) дать определение термина «мышление», а
также обозначить его основные виды;
2) рассмотреть особенности логического
мышления у младших школьников;
3) изучить возможности использования элементов
алгебры для развития логического мышления младших школьников;
4) рассмотреть возможные приемы и методы
для развития логического мышления младших школьников;
5) исследовать уровень логического
мышления детей;
6) разработать программу по развитию
логического мышления младших школьников.
Теоретическая
значимость исследования: полученные теоретические знания могут быть
применены студентами-практикантами в своей работе в младшей школе.
Практическая
значимость исследования: полученные результаты проведенных
исследований по определенным методикам могут быть применены
студентами-практикантами в своей работе в младшей школе
Методологические
основы исследования: основные
положения теории личностно-развивающего обучения (Божович Л.И., Эльконин Д.Б.,
Бондаревская Е.В., Давыдов В.В., Калмыкова З.И., Кабанова-Меллер Е.Н., Сериков
В.В. и др.)
Методы исследования: анализ литературы, источников
сети – Интернет, наблюдение, анализ, сравнение, обобщение
Заключение:
Заключение
В младшем школьном возрасте главное значение
приобретает дальнейшее развитие мышления. Включение ребенка в учебную
деятельность, овладение системой научных понятий позволяет перейти развитию
мышления на более высокую ступень развития. С началом систематического
школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка
(Л.С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических
функций, которые под его влиянием интеллектуализируются, приобретают осознанный
и произвольный характер. Младший школьный возраст особенно важен для
процессов развития мыслительных действий и приемов. В противном случае, при
несформированности полноценной мыслительной деятельности, может возникнуть
фрагментарный и ошибочный характер усваиваемых знаний ребенка. По этой причине
возникает осложнение процесса обучения, падает уровень его эффективности.
Примером может служить ситуация, при которой ребенок не может выделять общее и
существенное, тогда возникает проблем обобщения учебного материала: пересказ
текста, деление его на части, подведение математической задачи под уже
известный класс и др.
В общем смысле мышление представляет собой
познавательную деятельность человека, являясь при это опосредованным и
обобщенным методом отражения окружающей действительности.
Результат мышления — это мысль. Мышление
противопоставляется так называемым низшим способам освоения окружающего мира,
выступающих в форме ощущения или восприятия, которые присущи также и
представителям животного мира. Большое количество философов полагали, что
мышление является сущностным свойством человека.
Мышление ребенка младшего школьного возраста стоит
на переломном этапе. Этот период характеризуется тем, что в нем совершается
переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению.
Этот фактор придает мыслительному процессу ребенка двойственность. Другими
словами, теперь конкретное мышление, которое непосредственно связано с
реальностью и наблюдением, находится в подчинении логических принципов. Но в то
же время отвлеченные, формально-логические рассуждения все еще не являются доступными
для детей.
В этом случае более показательным является мышление
учащихся первых классов. Их мышление более конкретно, производится упор на
наглядные образы и представления. Обычно понимание общих положений может быть
достигнуто в случае, когда они конкретизируются путем частных примеров. Понятия
и обобщения в своем содержании определяются в большей степени наглядно
воспринимаемыми признаками предметов.
Особенности мышления младших школьников нельзя
рассматривать без учета особенностей мышления детей дошкольного возраста.
Наглядно-образное мышление имеют, как известно, уже дети 5 – 6 лет. Старшие
дошкольники оперируют в своих рассуждениях конкретными представлениями, которые
возникают у них в процессе игры и в повседневной жизненной практике. У
дошкольника появляются зачатки словесно-речевого мышления (они уже строят
простейшие формы рассуждений и обнаруживают понимание элементарных
причинно-следственных зависимостей).
Следовательно, начальное обучение «подхватывает» и
использует ту форму мышления, которая возникла еще у детей-дошкольников.
Мышление носит в себе ряд операций: сравнение,
анализ, синтез, обобщение и абстракция. При помощи данных операций реализуется
проникновение в глубину конкретной проблемы, которая стоит перед человеком, а
также происходит рассмотрение свойств основных компонентов этой проблемы,
находится решение задачи.
Для разработки программы были выбраны игровые формы обучения: отгадывания кроссвордов,
танграмов, ребусов, занимательных задач и головоломок.
Таким образом, нами была проведена диагностика, которая
показала уровень развития логического мышления учащихся. В итоге эксперимента
было выявлено, что преобладающим уровнем являются средний и низкий. Для
повышения уровней логического мышления целесообразно разработать, а также
применить методики и приемы в заданиях по математики с элементами алгебры,
которые будут соответствовать возрастным особенностям детей.
Нами была разработана
программа. Программа
своим содержанием может привлечь внимание учащихся младших классов. Программа
направлена на развитие культуры мышления и культуры речи, развитию
интеллектуальных способностей и интуиции при решении нестандартных задач.
Изучение логики позволит учащимся научиться мыслить последовательно, судить
доказательно, строить гипотезы и опровергать неправильные выводы, а также
усвоить универсальные приемы получения знаний в самых различных сферах своей
деятельности.
Актуальность программы в потребности развития пространственного и
логического мышления современного ребенка, а также в использовании полученных
знаний и опыта исследовательской работы в будущей практической деятельности.
Проблема возможностей усвоения школьниками формальной логики как учебного
предмета имеет сегодня особую актуальность в связи с ориентацией современной
системы образования на реализацию идей и положений концепции развивающего
обучения. Одним из главных направлений этой концепции является развитие у
учащихся теоретического мышления в процессе преподавания различных учебных
предметов и, прежде всего, основ формальной логики. Справедливо считается, что
овладение знаниями в области формальной логики может в значительной степени
способствовать развитию теоретического мышления учащихся и подготавливает их к
более сложному обучению на последующих этапах школьного образования.
Педагогическая
целесообразность программы
состоит в том, что ее освоение способствует удовлетворению познавательных
интересов в различных областях деятельности человека и прививает желание
учащихся содержательно и творчески подходить к процессу обучения. Занятия
охватывают материалы смежных дисциплин: математики, информатики, а также
истории, литературы
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития логического
мышления у младших школьников в процессе обучения элементам алгебры
1.1.
Нормативно-правовые аспекты деятельности учителя начальных классов по развитию логического
мышления у младших школьников в процессе обучения элементам алгебры
1.1.1. Анализ нормативно-правовых документов
по вопросам развития логического мышления у младших школьников в процессе обучения
элементам алгебры
Анализ нормативно-правовых документов по вопросам
развития логического мышления у младших школьников в процессе обучения
элементам алгебры показал, что Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской
Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере
образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления
образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений
в сфере образования.
В соответствии со статьей 2 образование понимается как
единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым
благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также
совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта
деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального,
духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Образовательный
стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь
в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему
и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идёт,
во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: навыках
решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых,
речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию.
Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой как таковой, теперь
придётся на знакомом ему материале решать ещё и новые нестандартные задачи. Следует,
уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения,
классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих
перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления,
которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания,
логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в
конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет,
где можно в большой степени это реализовывать (7).
Развивая своё
логическое мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это
гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы.
Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего,
тем в меньшей мере он податлив к любым попыткам манипулирования им извне.
На сегодняшний день общеобразовательная школа выступает
в качестве того общественного учреждения, которое самым непосредственным образом
отвечает за качество человеческой истории. Неудивительно, что в обществах, ориентированных
на прогрессивный сценарий развития, государственные вложения в сферу образования
весьма значительны. Ибо уже и сейчас ясно, что выигрывают, и будут выигрывать в
экономическом и культурном плане те страны, которые смогут создать наиболее совершенную
систему образования, гарантирующую экстенсивное и интенсивное развитие интеллектуальных
способностей подрастающего поколения.