Теория и технологии языкового и литературного образования младших школьников Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие логического мышления у младших школьников при обучении словообразованию

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ 6
1.1. Специфика развития логического мышления у младших школьников 6
1.2. Педагогические условия развития логического мышления у младших школьников 10
1.3. Методические аспекты обучения младших школьников словообразованию 18
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ 26
2.1. Диагностика развития логического мышления младших школьников 26
2.2. Конспект урока русского языка, направленного на развитие логического мышления при обучении словообразования 32
Выводы по второй главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41

 

  

Введение:

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) включает в себя требования, необходимые для реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями. Стандарт ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
Реализация данных характеристик в определенной степени будет зависеть от развития мышления младших школьников. Процесс развития мышления ведет к формированию способности ребенка самостоятельно усваивать новые знания, умения и навыки, в том числе умение учиться. В этом отношении развитие логического мышления происходит за счет образовательного процесса, а также является необходимым условием усвоения полученных знаний, умений и навыков.
К различным аспектам проблемы развития логического мышления вообще и в процессе обучения в частности обращались и продолжают обращаться многие отечественные и зарубежные исследователи в области психологии, педагогики, логики (Дж. Брунер, Л. С. Выготский, А. Д. Гетманова, С. И. Гин, Д. П. Горский, В. В. Давыдов, М. Доналдсон, А. А. Ивин, А. З. Зак, Л. В. Занков, В. Ф. Паламарчук, Ж. П. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, О. К. Тихомиров, М. Н. Шардаков, Д. Б. Эльконин и др.). Методисты рассматривают пути развития логического мышления учащихся в ходе изучения различных дисциплин (О. В. Алексеева, Г. А. Бакулина, М. А. Екимова, Н. Д. Есипова, Н. В. Калягина, Е. Н. Полякова и др.).
Вместе с тем, несмотря на теоретическое осмысление данной проблемы, на важность развития логического мышления, на требования программ о необходимости формирования логических умений в процессе обучения, проблема развития логического мышления учащихся еще не получила должного разрешения в практике современной начальной школы. Об этом свидетельствуют результаты сравнительно недавно проведенных исследований уровня развития логического мышления младших школьников. Они показывают, что логическое мышление у большинства учащихся начальных классов находится на недостаточном уровне развития (Х. К. Бардединов, В. С. Егорина, Н. Д. Есипова и др.).
Среди причин сложившейся ситуации следует отметить недостаточную освещенность данного вопроса в методической литературе. Обычно предпочтение в выборе специфического материала для развития логических умений отдается математике. Однако каждый школьный предмет может внести свой вклад в развитие логического мышления учащихся. Большими возможностями в этом процессе располагает русский язык. Прежде всего это объясняется тем, что речь и мышление тесно взаимосвязаны друг с другом. Взаимосвязь развития логического мышления с изучением языка, а также с развитием речи отмечается многими известными учеными-методистами (Ф. И. Буслаев, Н. Ф. Бунаков, А. И. Власенков, В. А. Добромыслов, М. Р. Львов, Н. С. Рождественский, К. Д. Ушинский и др.). Особая роль в развитии логического мышления на уроках русского языка принадлежит изучению синтаксиса и, в частности, такой синтаксической единицы, как предложение, поскольку предложение, по мнению отечественных языковедов (Н. С. Валгина, В. В. Виноградов, П. А. Лекант, Е. С. Скобликова, И. А. Фигуровский и др.), является главным средством формирования, выражения и сообщения мыслей.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка при изучении словообразованию.
Цель исследования: изучить особенности развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка при изучении словообразованию.
Объект исследования: процесс развития логического мышления у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка при изучении словообразованию.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность логического мышления.
2. Охарактеризовать педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка.
4. Выявить уровень развития логического мышления младших школьников.
5. Разработать конспект урока по русскому языку по теме: «Роль суффиксов в словообразовании»

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе проведения исследования развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка были сделаны следующие основные выводы.
Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Логическое мышление является высшей ступенью развития мышления. Под логическим (словесно-логическим) мышлением следует понимать высший вид мышления человека, имеющий дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими этими предметами, явлениями или образами. Словесно-логическое мышление полностью протекает во внутреннем, умственном плане.
Основными операциями логического мышления являются анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, классификация, систематизация.
Словообразование является благодатным материалом для решения задач развития логического мышления учащихся. Недооценка обучения словообразованию приводит к тому, что орфографический навык, не подкреплённый знанием приставок и суффиксов, существующих в языке, умением оперировать ими в речи для создания новых слов, закрепляется слабо.
Рассмотрев приемы в работе со словообразовательными моделями, можно сказать, что владение словообразовательными моделями позволяет расширить словарный запас учащихся, вооружить их активным способом понимания значения новых слов, а для учителя – это эффективное средство объяснения значения производных слов, встречающихся в тексте на уроках чтения.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что по всем показателям сформированности логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, суждение, умозаключение) у школьников наблюдался средний уровень сформированности логического мышления.
Исходя из полученных результатов, констатирующего этапа был сделан вывод, что с детьми необходимо проводить занятия, направленные на формирование логического мышления в целом.
Проведенное исследование не исчерпывает полностью все аспекты освещаемой нами проблемы. Дальнейшее исследование проблемы может быть связано с созданием вариативных программ, направленных на формирование логического мышления младших школьников или исследованием формирования логического мышления других возрастных групп.
Таким образом, задачи, поставленные в начале нашего исследования, были решены, цель исследования достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ

1.1. Специфика развития логического мышления у младших школьников

Мышление – это высший познавательный психический процесс, сутью которого является приобретение ранее не известного знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление является особым психическим процессом, оно несет в себе ряд непростых характеристик и признаков, таких как отражение действительности и опосредованное познание объективной реальности.
В работах А. Н. Леонтьева мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно возникают перед людьми. Решение задач всегда должно дать человеку новые знания. При поиске решения той или иной задачи иногда бывает очень трудно, поэтому мыслительная деятельность, как правило — деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения [14].
А. В. Петровский определяет мышление как социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и открытия чего-то нового, раннее неизведанного, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает при помощи практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы [19].
С.Л. Рубинштейн [27] трактует мышление как обобщенное и опосредованное познание объективной реальности.
Человек, при решении поставленной задачи использует логические рассуждения, таким образом он задействует логическое мышление.
Е.И. Аленьтьева называет логическим мышлением, то, которое происходит в форме рассуждений, является обоснованным, последовательным и не имеющем противоречий [1].
Логические формы мышления, такие как понятие, суждение и умозаключение, изучает такая наука, как логика – это наука о правильном мышлении, которая исследует общезначимые формы и средства мысли.
Понятие – это мысль, которая отражает общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности. [21]. Необходимо уметь различать общие и единичные понятия. К общим понятиям можно отнести те понятия, которые объединяют целый сектор однородных предметов и явлений, которые несут одинаковые названия.
Например, понятие «стол», «помещение», «простуда» и др. В общих понятиях будут отражать те признаки, которые свойственны всем предметам, которые объединены соответствующим понятием. Единичные же понятия – это понятия, которые обозначают какой-то один предмет. Под единичными понятиями подразумевается совокупность знаний о каком-то одном предмете, но при этом отражают еще те свойства, которые могут быть охвачены каким-то другим, куда более общим понятием. Например, в понятие «Байкал» входит то, что это озеро, которое расположено на территории Российской Федерации [24].
Содержание тех или иных понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме — устной или письменной, вслух или про себя. Суждение – это такая форма мышления, в которой отражаются связи между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения разделяются на три составляющие, такие как: общие, частные, единичные.
В общих суждениях обычно мы что-то утверждаем или наоборот отрицаем, относительно всех предметов этой группы или этого класса, например: «Все птицы умеют летать». В частных суждениях утверждение или отрицание уже будет относиться не ко всем, а только к определенным предметам, например: «Некоторые ученики в школе хорошисты»; в единичных суждениях — только к одному, например: «Этот ученик плохо выучил домашнее задание» [18].
Мышление – это процесс производства умозаключений с логическими операциями над ними [4].
Умозаключение – это такая форма мышления, которая позволяет человеку делать выводы из ряда суждений. Иначе говоря, на основе анализа и сопоставления тех суждений, которые мы имеем, впоследствии высказывается новое суждение [25]. Умозаключение бывает трех видов — индукция и дедукция и аналогия.
Понятие «индукция», прежде всего, относиться к эмпирическому методу. Данный метод предполагает движение мысли от частного суждения к общему выводу. Понятие «дедукция» относиться уже к логическому методу, который предполагает движение мысли уже не от частного к общему, а, наоборот, от общего вывода к частному суждению [12]. Также есть понятие «аналогия» — это такой способ рассуждения, в котором выражается подобие предметов или явлений в каких либо свойствах, признаках или отношениях [2].
Люди осуществляют мыслительную деятельность благодаря мыслительным операциям, таким как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация. Данные мыслительные операции являются опосредовательными, т.е. раскрывают все более существенные объективные связи и отношения между предметами, явлениями и фактами.
Такие мыслительные операции, как анализ и синтез тесно взаимосвязаны между собой.
Анализ – это мысленное разложение предмета или явления на части.
Синтез – это мысленное объединение частей в единое целое [12].
Абстракция – это мысленное выделение одних признаков и отделение от каких-либо других [24].
Обобщение – это такое мысленное объединение всех предметов по каким-либо признакам или явлениям.
Понятие «сравнение» — процесс качественного или количественного сопоставления предметов и явлений, цель которого нахождение сходства и различия между ними.
Конкретизация – это процесс обратный абстрагированию, тесно связанный с ним, иначе говоря, это мысленное представление чего-то, что определяет какое-либо понятие или общее положение [12].
Психолог Л.Ф. Тихомирова провела ряд исследований, ориентированных на психолого-педагогические основы обучения в школе, и сделала такой вывод, что логика мышления человеку не дана от рождения. Учащиеся ей овладевает на протяжении всей жизни, в обучении. Изучение точных наук имеет большое значение при воспитании логического мышления у ребенка. Были выделены общие положения организации данного воспитания [29]:
-длительность процесса воспитания культуры мышления, осуществление его каждый день;
— ни в коем случае не допускаются погрешности в логике изложения и обосновании;
— привлечение детей в систематическую работу по самосовершенствованию мышления, которая была бы для них личностно значимой задачей;
— внесены в содержание обучения системы определенных теоретических знаний, знаний о способах ориентировки и выполнении умственных действий.
Таким образом, логическое мышление – это вид мышления, суть которого состоит в оперировании суждениями, понятиями, умозаключениями на базе законов логики. Их сравнение и соотнесение с действиями или же совокупность умственных логических достоверных действий или же операций мышления, объединяющих друг друга причинно-следственными закономерностями, которые позволяют согласовать имеющиеся знания с целью описания и преобразования объективной действительности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы