Курсовая с практикой Педагогика/Психология Методика преподавания математики

Курсовая с практикой на тему Развитие логического мышления на уроках математики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. Логическое мышление.
Теоретический аспект. 6

1.1 Мышление как психологический процесс. Краткая
характеристика. 6

1.2 Логическое мышление младших школьников. Особенности
развития. 10

2. Практические методы развития
логического мышления. 15

2.1 Подходы к развитию логического мышления. 15

2.2 Методы и приемы развития логического мышления. 21

3. Программа развития логического
мышления на уроках математики. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 35

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Математика и
свойственный ей стиль мышления являются частью
культуры и воспитания современного человека. На сегодняшний день
преподавание математики в школе заключается не только в усвоении учащимися
фактических знаний, но и в овладении математическими методами. Универсальные математические методы
познания способствуют всестороннему восприятию мира, помогают выстраивать
модели частных процессов и событий, а также выступают основой формирования многообразных учебных действий. Владение такими
качествами математического стиля мышления как критичность, доказательность, абстрактность, лаконизм требуются
человеку любой сферы деятельности. Не случайно Стандарт
начального общего образования в
разделе математика на первый план выдвигает задачу формирования логического
мышления и пространственного воображения учащихся.

Работа по совершенствованию логического мышления в начальных классах
имеет огромное значение. Такая значимость обусловлена тем, что начало обучения
ребенка является началом интенсивного этапа формирования мышления, которое является центральной психической функцией человека. От уровня развития
мышления зависит уровень функционирования и остальных психических функций.

Этап формирования мышления в начале обучения школьника
является переломным в процессе становления мышления как психической функции,
так как наглядно-образное мышление
сменяется словесно-логическим. В результате такой замену формируется
двойственность мыслительной активности школьника. Двойственность определяется
тем, что в основе конкретного мышления, сконцентрированного на осуществляемых
действиях и наблюдении за окружающим миром, оказываются логические принципы. Особенностью
данного этапа можно назвать отсутствие у школьника на данный момент способности
к формально-логическим рассуждениям.

Приведенная выше специфика, указывает на актуальность
исследования особенностей развития логического мышления на начальном этапе его
формирования, т.е. при работе с младшими школьниками.

Формы мышления не образуются самостоятельно. Их
развитие является основной задачей педагога
в процессе обучения. Для образования новых форм мышления педагог должен
правильно организовывать обучение, чтобы обогащая учащихся знаниями, формировать
методы мышления, способствовать совершенствованию познавательных способностей учащихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования определяет для начального образования главную

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

реализуется каждым
человеком. Уровень развития мышления определяет успешность обучения ребенка с
самых ранних этапов и в самом общем представлении определяется как способность
ребенка к анализу, выработки суждений на основе анализа с сохранением
причинно-следственных связей, логичности, корректности суждений. Согласно
научным исследованиям уровень развития мышления у детей одного возраста и
одинаковых условиях обучения может различаться, иногда существенно. Так,
например, в одном классе только часть обучаемых может владеть приемами сравнения
и т.д., тогда как другая часть учеников могут не освоить эти приемы и в старших
классах. Данный факт подтверждает необходимость проведения качественного обучения
детей именно младшего школьного возраста основным приемам мыслительных
операций.

В соответствии с задачами
исследования, в первой главе выпускной квалификационной работы был проведен
анализ психолого-педагогической методической литературы по проблемам развития
логического мышления младших школьников. Было установлено, что мышление это
опосредованный и обобщенный процесс познания (отражения) окружающего мира. В
мышлении отражаются: общие и существенные свойства предметов и явлений, включая
такие свойства, которые не воспринимаем непосредственно, существенные отношения
и закономерные связи между предметами и явлениями.

Мышление делится на три
вида и представлено: наглядно-действенным мышлением, наглядно-образным
мышлением и словесно-логическим мышлением. Развитие мыслительной деятельности
ребенка младшего школьного возраста имеет свои особенности и определяется закономерной
сменой стадий, в которой каждая предыдущая подготовляет последующие. С
возникновением новых форм мышления старые формы не исчезают, они сохраняются и
развиваются.

Школьное образование
построено таким образом, что словесно-логическое мышление получает
преимущественное развитие.

Во второй главе занялись
разработкой специальной программы на комплексное развитие логического мышления,
а также проверили ее эффективность экспериментальным путем.

С целью развития
логического мышления у детей младшего школьного возраста была составлена
программа развивающей работы с учетом психолого-педагогических условий, в которой
подобраны логические игры, упражнения, задачи, загадки. Программа создана на
базе работ по развитию логического мышления Н.Б. Истоминой, А.В. Белошистой,
А.З. Зак, В.В. Левитес, Л.Ф. Тихомирова и при обобщении практического опыта
других исследователей.

Итогом ее реализации
должно стать повышение уровня логического мышления младших школьников.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Логическое мышление. Теоретический
аспект 1.1 Мышление как психологический процесс. Краткая
характеристика Мышление – это
совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно
относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций,
образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление
заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путем анализа и
синтеза понятий [3, с.94].

Мышление – это процесс
познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным
отражением в сознании человека связей и отношений между предметами и явлениями
действительности [11].

Мышление – это функция
человеческого мозга, особая форма, где проявляется его рефлекторная,
аналитико-синтетическая деятельности, которая имеет опору во второй сигнальной
системе.

Процесс мышления реализуется
при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции,
обобщения и конкретизации, позволяющих раскрыть все важные связи и отношения
между предметами, явлениями и фактами.

Психологами были выделены
особенности мышления, как психического процесса.

Во-первых, мышление
отличается опосредованным характером. Если человеку не удается познать что-либо
прямо, непосредственно, то он может познать это косвенным образом, опосредованно:
одни свойства познаются через другие, неизвестное познается через известное.

Во-вторых, мышление
отличается обобщенностью. Обобщение заключается в объединении общих значимых
признаков в объектах

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы