Курсовая с практикой на тему Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения геометрических задач
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления детей младшего школьного возраста в процессе решения геометрических задач 6
1.1. Подходы к определению понятия «логическое мышление» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности логического мышления младших школьников 11
1.3. Геометрические задачи как средство развития логического мышления младших школьников 15
Глава 2. Организация деятельности детей по решению геометрических задач, способствующая развитию логического мышления 18
2.1.Определение уровней развития логического мышления младших школьников 19
2.2. Создание педагогических условий развития логического мышления младших школьников в процессе решения геометрических задач 22
Заключение 28
Список литературы 30
Приложение 1 32
Приложение 2 33
Приложение 3 34
Приложение 4 35
Приложение 5 36
Приложение 6 37
Введение:
В соответствии с изменениями, которые интенсивно происходят в системе начального звена образования – переход от накопления системы теоретических знаний в определение их практической значимости через усвоение способов практической деятельности учеником начальных классов. Предполагается формирование тех умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, то есть обеспечивают возможность сочетание учебного материала с различных образовательных областей. Эффективное использование способов деятельности невозможно без надлежащего уровня сформированности логического мышления.
Логическое мышление лежит в основе способностей человека, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без мышления невозможна нормальная жизнь ни личности, ни общества.
Учеными доказано, что именно младший школьный возраст является наиболее чувствительным и психологически благоприятным для того, чтобы стимулировать и формировать простые, а в дальнейшем и сложные логические операции с помощью специально организованной работы.
Под логическим мышлением понимается способность и умение ребенка младшего школьного возраста самостоятельно проводить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), а также составлены логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержения как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивных или дедуктивных).
Эффективное формирование логического мышления, в частности, в начальной школе, способствует достижению творческого уровня каждым учеником при освоении основ всех учебных дисциплин; помогает ученику четко и убедительно выражать свои мысли; а также абстрагироваться от конкретного содержания и сосредотачиваться именно на структуре собственного мнения.
Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это наиболее теоретическая наука из всех изучаемых в школе. Как показывает опыт, в школьном возрасте одним из эффективных способов развития логического мышления является решение школьниками геометрических задач. Решение задач такого вида способствует формированию и проверке элементов ключевых компетенций, например: способность критически мыслить, находить различные способы для решения учебной задачи, составлять алгоритм выполнения действий, анализировать и отбирать необходимые для решения задач данные или информацию, строить связные высказывания с использованием математической терминологии, все это способствует развитию логического мышления ребенка.
Актуальность использования геометрических задач, как средства развития логического мышления детей младшего школьного возраста является неоспоримым, поскольку именно они являются основой формирования обобщенных знаний.
Недостаточная теоретико-методологическая разработанность проблемы исследования обусловила выбор темы курсовой работы: «Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения геометрических задач».
Объектом исследования является процесс развития логического мышления младших школьников.
Предметом исследования являются педагогические условия развития логического мышления младших школьников в процессе решения геометрических задач.
Целью исследования является определение педагогических условий развития логического мышления младших школьников в процессе решения геометрических задач.
В целях исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
проанализировать подходы к определению понятия «логическое мышление» в психолого-педагогической литературе;
изучить особенности логического мышления младших школьников;
рассмотреть роль геометрических задач как средство развития логического мышления младших школьников;
определить уровень логического мышления младших школьников;
предложить методику развития логического мышления младших школьников путем решения геометрических задач.
Методы исследования. Для достижения целей и решения поставленных задач исследования использовался комплекс методов, который включал: теоретический анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы, обобщение научных данных по проблеме исследования; наблюдение за учебной деятельностью учащихся 1-го класса на уроках математкики, констатирующий и формовочный психолого-педагогический эксперимент; методы математической обработки результатов исследования.
Теоретической основой исследования являются: труды Л.Ф. Тихомировой, А.А. Люблинской, А.А. Столяра, посвященные вопросам развития логического мышления детей младшего школьного возраста; общие методические положения об обучении решению геометрических задач в начальной школе Н.Б. Истоминой, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, А.А. Люблинская, А.А. Столяр и другие .
Начальные логические приемы мышления являются важными компонентами овладения научными понятиями. Поэтому, необходимость их формирования рассматривалась в работах Н.Б. Истоминой, Н.А. Менчинской, Н.Ф. Талызина, Л.Ф. Тихомировой и других.
В работах Л.Ю. Огерчук, Н.М. Михайловой, П. Лубочникова, В.В. Левитес рассматривалась специфика логического мышления, которая заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики.
Достаточно интересными в контексте формирования логического мышления являются труды выдающихся дидактов Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского и В.А. Сухомлинского, в которых указывается ценность и принципы использования жизненного опыта в время течения логических операций.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методики использования геометрических задач, способствующих развитию логического мышления у учащихся начальной школы.
Предложенная система работы и методические материалы могут быть использованы учителями начальных классов при преподавании предмета «Математика» в 1-м классе, а также в системе повышения квалификации учителей начальных классов.
Заключение:
Проблема формирования и развития логического мышления младших школьников в последнее время является основной задачей школы и становится все более актуальной. В младшем школьном возрасте дети имеют значительные резервы развития. С приходом ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.
Логическое мышление младших школьников имеет свои особенности. Это период активного развития абстрактного мышления, оно очень подвижно и пластично. Дети учатся осознанно устанавливать связи между причинами и следствиями, анализируют результаты своих действий, учатся адаптации и умению менять виды деятельности без потери концентрации внимания и эффективности.
Одним из эффективных способов развития логического мышления младших школьников является решение геометрических задач. Благодаря решению таких задач формируются пространственные представления и воображение, развивается речь и мышление учащихся, а также организуется работа, направлена на выработку важных практических навыков. Учебная деятельность, в процессе которой дети овладевают геометрическим материалом, охватывает такие варианты работ: организованное учителем наблюдение разных геометрических форм и отношений; практика детей в измерении, построении, конструировании, рисовании; практика решения задач с геометрическим содержанием. Через наблюдение начинается знакомство детей с геометрическими формами, их существенными признаками, положением в пространстве и на плоскости. Важно, чтобы ученики не только воспринимали готовые образы, которые дает учитель, но и сами воспроизводили геометрические формы в процессе моделирования, чертежа, вырезания, рисования. Поэтому центральное место при решении геометрических задач занимает практика самых школьников.
В курсовой работе определены условия организации учебно-педагогического процесса, которые обеспечивает формирование и развитие логического мышления младших дошкольников, апробированные организация, методы и приемы педагогического стимулирования учебной деятельности.
Предположив, решение геометрических задач будут наиболее способствовать развитию логического мышления младших школьников, мы подобрали четыре диагностических теста, которые помогли нам определить уровень логического развития детей до и после проведения коррекционно-развивающей работы. Всего было продиагностировано 27 учеников 1-го класса, из них 15 детей вошли в ЭГ и 12 детей в КГ.
В результате проведения диагностических тестов, был выявлен уровень развития логического мышления учеников обеих групп на начало эксперимента. Уровень логического мышления в целом соответствует возрастной норме, у некоторых детей отмечается недостаточная сформированность простейших операций мышления, из чего следуют их трудности при решении задач на логику.
Большинство детей ЭГ и КГ имели средние показатели по всем четырем методикам. Следовательно, необходимо проведение коррекционно-развивающей работы по развитию логического мышления младших школьников.
Целенаправленно подобрав геометрические задачи, и игровые ситуации, обеспечивающие математическое развитие младших школьников мы разработали и экспериментально доказали способ ускорения развития логического мышления.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные цели были достигнуты, задачи выполнены, исследования завершены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления детей младшего школьного возраста в процессе решения геометрических задач
1.1. Подходы к определению понятия «логическое мышление» в психолого-педагогической литературе
На современном этапе реформирования образования, перед школами РФ встает проблема подготовки успешной личности, который способен обучаться в течение жизни. Самообучения невозможно без умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию, формулировать логически правильно построены выводы.
Вопросы развития мышления учащихся всегда находилось в центре внимания психологов (П.П. Блонский, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн и др.) и педагогов (И.Я. Лернер, В.Ф. Паламарчук, М.М. Скаткин, В.А. Сухомлинский).
С философской точки зрения, мышление – это высшая форма активного отражения объективной реальности, которая входит в целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение объектом существенных связей и отношений действительности, в творческом создании новых идей [6, c. 74].
Если рассматривать мышление с точки зрения психологии, то это – понятийная форма психического отражения, свойственная только человеку и, которая, с помощью понятий, устанавливает связи и отношения между теми феноменами, которые познаются.
Таким образом, можем выделить существенные признаки, которые раскрывают сущность понятия «мышление».
Во-первых, мышление является высшей формой психического отражения, которое присущее только человеку. Познание мира начинается с ощущений, восприятий и представлений, но эта чувствительная картина мира не дает глубоко и всесторонне его узнать. Чтобы отобразить эти моменты бытия, необходимо переход чувственного отображение к мышлению. Ведь только мысли индивида обнаруживают взаимосвязи между предметами, событиями, явлениями, выясняет причины и последствия этого взаимодействия. Надстраиваясь над чувствами и восприятием, мышление открывает новые стороны явлений и различных объектов.
Во-вторых, необходимо отметить, что мышление опосредованно отражает действительность, то есть оно осуществляется через мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение и др., опираясь при этом на знания, которые выражаются в слове [9, c. 126].
В-третьих, мышление является обобщенным отражением действительности, то есть это процесс поиска существенных признаков, свойств предметов и явлений, связей между ними, которые лежат в основе обобщения.
В-четвертых, мышления неразрывно связано с языком и речью, которые выступают орудием формирования и способом выражения мысли.
И, пятой особенностью мышления является его социальная природа. Общественно-исторический характер мышления объясняется тем, что возникновение и развитие его обусловлены общественными потребностями
Итак, мышление – это социально обусловленный, связанный с речью психический процесс самостоятельного отражения существенно нового, то есть процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе его анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности, чувственного познания и способен выходить за его пределы.
Многочисленные исследования различных ученых посвящены проблеме формирование логического мышления.
Прежде всего, педагогические аспекты проблемы формирования логического мышления в образовательном процессе школьников нашли свое отражение в исследованиях И.Я. Лернера, В.Ф. Паламарчука, А.Я. Савченко, А.И. Федоренко.