Курсовая с практикой на тему Развитие логического мышления младших школьников через обучение игре в шахматы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Взгляды педагогов на роль шахмат в развитии логического мышления школьников 6
Глава 2. Особенности развития логики у младших школьников 9
Глава 3. Роль шахмат в развитии детей младшего школьного возраста 15
Глава 4. Опыт работы педагога по развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста, через организацию игр в шахматы 24
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Введение:
В настоящее время наше общество вышло на новый этап развития. В нравственной и социальной сферах появляются новые позиции. Для успешного развития общества требуются люди с высоким образованием, большим творческим потенциалом, с нестандартным мышлением, чтобы успешно осуществлять научно-технический прогресс.
На современном этапе следует большее внимание уделять воспитанию подрастающего поколения. Именно школа вооружает детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми в дальнейшей жизни. Уже в начальной школе ученики овладевают основными приемами логического мышления (сравнение, классификация, обобщение и др.). Именно поэтому педагоги начальной школы ставят перед собой важную задачу по формированию и развитию логики детей, которая бы дала детям возможность доказывать свои суждения, приходить к правильным умозаключениям, делать доказательные выводы, что в итоге, позволяет ученикам самостоятельно приобретать знания.
Данная исследовательская работа раскрывает теоретические и практические аспекты развития логического мышления учащихся начальной школы при обучении игре в шахматы.
Актуальность данной темы заключается в том, что учитель в виду отсутствия системы работы по использованию таких мыслительных операций, как синтез и анализ, классификация и обобщение, аналогия и абстракция, не всегда знает, как правильно способствовать развитию у учащихся способности мыслить по законам логики.
В развитии логического мышления исключительно большое значение отводится шахматам. В целом, роль шахмат в процессе обучения школьников трудно переоценить. Шахматы – средство разностороннего развития индивида. Это универсальная дисциплина игрового характера, направленная на воспитание общей культуры, в том числе логического и творческого мышления, и способная эффективно выполнить отсутствие логики в школьном обучении.
Именно поэтому, сегодня, проблеме введения занятий по шахматам в школе уделяется такое внимание со стороны правительства нашей страны.
В ближайшие два года для учеников начальных классов всех российских школ введут обязательные занятия шахматами. Как ранее сообщалось в Министерстве образования и науки, в ведомстве идет активная работа по введению в учебную программу первых-четвертых классов обязательных занятий по шахматам. Принятие этого решения стало результатом исследовательской работы, которую провело Министерство образования и науки. В результате мониторинга выяснилось, что в 40 регионах России школьники играют в шахматы, и они показывают более высокие результаты в учебе. Это связано с тем, что игра в шахматы позволяет детям лучше думать, анализировать, планировать, ставить задачи и решать, в связи, с чем повышается уровень интеллектуального развития школьников.
Изложенные выше факты определили выбранную тему: «Развитие логического мышления младших школьников через обучение игре в шахматы»
Объект исследования – процесс развития логического мышления младших школьников.
Предмет исследования – процесс организации обучения младших школьников игре шахматам как условие развития логического мышления.
Цель исследовательской работы– проанализировать развитие логического мышления младших школьников на занятиях по обучению игре в шахматы.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1.Ознакомиться со взглядами педагогов на роль шахмат в развитии логического мышления школьников;
2. Рассмотреть особенности развития логики у младших школьников;
3. Изучить роль шахмат в развитии детей младшего школьного возраста;
4. Проанализировать опыт работы педагога по развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста, через организацию игр в шахматы.
Методологическую основу исследования составляют труды психологов и педагогов: С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Н.В. Басовой, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, О.К. Тихомирова, Н.Ф. Талызиной, Н.Б. Истоминой и др. Использовались следующие методы и исследования, применяемые в ходе реализации поставленных задач: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся, изучение опыта школьных учителей, теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 4 глав, заключения и списка используемой литературы.
Заключение:
В шахматной игре заложен огромный потенциал для развития человеческого интеллекта. Целенаправленное и систематическое занятие шахматной игрой способствует развитию интеллектуальной культуры личности. В шахматной игре процесс повышения интеллектуального уровня и процесс творческой деятельности взаимно дополняют друг друга. Шахматная игра способствует развитию навыков стратегического мышления, предвидения возможных результатов и последствий совершаемых действий, навыки соединения как объективных, так и субъективных факторов деятельности. Навыки интеллектуальной и творческой деятельности, характеризующие шахматную игру, могут стать наиболее востребованными при решении задач по развитию современной интеллектуальной культуры общества, без чего немыслим переход к информационному обществу, а затем и к обществу знаний.
Актуальность проблемы обучения детей игре в том, что в настоящее время исследователи продолжают искать эффективные методы, которые будут способствовать интеллектуальному развитию старших дошкольников. Уже доказано опытным путём, что в игре в шахматы содержатся огромные возможности для интеллектуального развития детей, начиная с раннего возраста.
Один из эффективных методов обучения — дидактическая игра.
Дидактическая игра – это метод всестороннего воспитания личности ребенка, связанный с игровой деятельностью. Дидактические игры развивают память, умственные и творческие способности.
Предложенные дидактические игры можно использовать педагогу дополнительного образования на занятиях, как при изучении новой темы, так и на закреплении пройденного материала. В досуговой деятельности можно использовать интеллектуальные игры.
Во время работы в МАОУ гимназии №6 – шашечного клуба «Шахматёнок» дети стали играть в шашечные и шахматные партии. Научились понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. В свободной деятельности чаще стали проводить время за игрой в шашки и шахматы. Дети, которые овладели игрой стали обучать остальных детей, выступая в роли учителя, наставника. Повысился уровень самооценки детей. Через знакомство детей с историей шашек и шахмат, расширился кругозор детей. Кроме того, процесс обучения азам шашечной и шахматной игры развил у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). По завершению работы, по обучению игре в шашки и шахматы, дети примут участия в муниципальном этапе регионального фестиваля «Мозаика детства» в номинации «Шахматный турнир.
Всё это свидетельствует об эффективности организации шахматно – шашечного клуба «Шахматёнок»
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Взгляды педагогов на роль шахмат в развитии логического мышления школьников
О положительном влиянии шахмат на интеллект человека писал и первый чемпион мира по шахматам В. Стейниц. Как профессиональный шахматист, он подчеркивал, что результаты шахматной партии базируются исключительно на научно-логических основаниях. Исходя из того, что оба соперника находятся в одинаковых игровых условиях до начала игры, он констатировал следующее: , а значит, к развитию логических и изобразительных способностей ума.
Стейниц отмечает, что шахматы почти повсеместно признаны полезным умственным упражнением, которое, по его словам, «похоже на эффект, который физическая гимнастика оказывает на поддержание и развитие физической силы» [17]. Кроме того, чемпион полагает, что игра в шахматы также продлевает жизнь и положительно влияет на физическое здоровье шахматистов.
В подтверждение рассуждения В. Стейница о пользе шахмат для интеллекта можно упомянуть тот факт, что среди представителей интеллектуальной и творческой элиты большое количество шахматистов: «Шахматы очень разносторонние. Не случайно многие известные музыканты, художники и писатели были любителями шахмат. И все же больше всего шахматистов среди ученых» [17]. Общеизвестно, что шахматы нравятся многим видным деятелям науки. Шахматам в свободное время посвящали себя многие деятели науки: М. М. Ботвинник, П. Г. Виноградов, П. Л. Капица, Д. И. Менделеев и другие.
Помимо психологов, учителей и самих шахматистов, о пользе шахмат для интеллекта заявляли даже политики. Президент Российской Федерации В. В. Путин не забыл напомнить о положительном влиянии игры в шахматы: «Шахматы — это не только спорт. Они делают человека умнее и предусмотрительнее, помогают объективно оценивать текущую ситуацию, просчитывать действия на несколько шагов вперед.
Одним из первых в последние годы XIX и первое десятилетие XX в. известный немецкий гроссмейстер З. Тарраш выступил с предложением ввести в школе преподавание шахмат. «Шахматное обозрение» за 1903 год содержит следующее упоминание: «Нюрнбергский врач д-р. Тарраш, известный своими статьями о школьной гигиене, предложил включить шахматы в школьный предмет. По мнению Тарраша, шахматы развивают ум, учат терпению, способствуют развитию воображения и воображения, доставляют удовольствие и в целом отвечают всем требованиям соответствующей педагогики. В связи с этим Тарраш считает, что шахматы должны быть введены в гимназии как обязательный предмет.
Хотя З. Тарраш был автором идеи введения шахмат в школьную программу, никаких практических шагов не последовало. Серьезные меры в этом направлении были приняты лишь 50 лет спустя в ГДР и ГДР. Г. Клаус показал воспитательное значение шахмат [11]. В СССР особенно ценились высоковоспитательные свойства шахмат. Идея включения шахмат в школьную программу была очень популярна в советское время. Несмотря на то, что шахматы так и не стали в СССР обязательной школьной дисциплиной, шахматы имели большой успех в их распространении — открылось множество кружков в Домах пионеров, в общеобразовательных и спортивных школах, клубах и Дворцах культуры.
Развитие шахмат в Советском Союзе, а теперь и в России занимает относительно много времени. В настоящее время все еще предпринимаются попытки ввести в общеобразовательные средние школы предметы по выбору. Однако, несмотря на популярность идеи шахмат, найти примеры успешного внедрения общего шахматного образования в образовательный процесс любого региона нашей страны сравнительно сложно. Исключение составил Саткинский район Челябинской области. С конца 2003 года в Саткинском районе объявлена «Шахматная общеобразовательная школа», направленная на приобщение детей к игре. С 2004 года в Сатке стартовал проект «Шахматы для общего развития». Основная цель данного проекта – построить уроки шахмат так, чтобы они позволяли не только детям лучше играть в шахматы, но и тренировать память, действовать в уме, концентрироваться и т.д. [5].
Поскольку мы исходим из того, что интеллектуальные способности человека не меняются, не развиваются и не деградируют на протяжении всей его жизни, мы считаем, что шахматы, как игра, имеющая по своей сути рефлексивный характер, способствуют развитию человека. интеллектуальные способности, оказывает развивающееся влияние на познавательные способности и познавательные функции человека в целом. В шахматах удается проявить свой интеллектуальный и культурный потенциал, развить познавательные функции мышления и интеллекта в целом.
Игра в шахматы имеет огромный потенциал для развития человеческого интеллекта. Целенаправленное и систематическое занятие шахматами способствует развитию интеллектуальной культуры личности. В шахматах процесс повышения интеллектуального уровня и процесс творческой деятельности дополняют друг друга. Игра в шахматы способствует развитию навыков стратегического мышления, предвидения возможных исходов и последствий предпринимаемых действий, умения сочетать объективные и субъективные факторы действия [1]. Навыки интеллектуальной и творческой деятельности, характеризующие шахматы, могут стать наиболее востребованными в решении задач развития современной интеллектуальной культуры общества, без которых немыслим переход к информационному обществу, а затем и к обществу знаний.