Курсовая с практикой на тему Развитие логических универсальных учебных действий младших школьников в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы развития
логических УУД обучающихся начальных классов………………………………………………………………………………………………. 6
1.1.
Характеристика логических универсальных учебных действий………….6 1.2. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования
логических универсальных учебных действий у младших школьников………………….. 13
Глава 2. Практические аспекты развития
логических УУД младших школьников………………………………………………………………………………………………………… 18
2.1. Возможности уроков в начальной школе для развития логических
УУД 18
2.2.Задания на развитие умения устанавливать причинно-следственные
связи 26
Заключение………………………………………………………………………………………. 32
Список использованной литературы………………………………………………….. 34
Приложение……………………………………………………………………………………… 37
Введение:
Разработка концепции развития универсальных учебных действий
в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования
становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся,
обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование универсальных учебных действий (УУД). Сформированность
универсальных учебных действий является залогом профилактики школьных
трудностей [13].
Каждые десять лет объём информации в мире удваивается.
Поэтому знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и
нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в
виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из
этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования определил необходимость
развития универсальных учебных действий.
Концепция развития универсальных учебных действий (УУД)
разработана на основе системно-деятельностного подхода, который основывается на
теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н.
Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности
процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности обучающихся
с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. На
важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К.
Бабанский, JI.C. Выготский, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский,
С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования
рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др.
Программа, формирующая общеучебные умения и навыки
обучающихся, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В.
Давыдовым, Л.Е. Журовой, B.В. Репкиным, Г.А. Цукерманом и др.
Подходы к формированию универсальных учебных действий обучающихся
активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A.
Карабановой и др.
Логические линии, направленные на решение вопроса
формирования способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные
учебные действия, четко выстроены в Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования
второго поколения. Значимость развития личности учащегося, его логических и
созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных
знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной
ответственности также подчеркивается в "Концепции федеральных
государственных стандартов общего образования" [4,с.54].
Среди УУД выделяют логические. Особая роль в формировании
логических УУД должна принадлежать урокам
математики.
В ходе изучении психолого-педагогической и методической
литературы нами было выявлено противоречие
между необходимостью формирования логических универсальных учебных действий у
детей младшего школьного возраста и недостаточным освещением в методической
литературе способов решения данной задачи.
Анализ противоречия позволил сформулировать проблему: определить, какие методы и
приемы будут способствовать развитию логических УУД у обучающихся начальных классов.
Объект исследования: развитие логических УУД младших школьников.
Предмет исследования: развитие логических
универсальных учебных действий младших школьников на уроках в начальной школе.
Цель исследования: выявить методы и приемы развития логических универсальных
учебных действий младших школьников на уроках в начальной школе.
Заключение:
Овладение учащимися логическими УУД способствует не только
формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами
окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и
передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе,
но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему
школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в
проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты
деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть логическим,
эмоционально устойчивым.
Современная школа должна подготовить человека думающего и
чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти
знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель
заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых
ситуациях. Овладение коммуникативной компетентностью – необходимое условие
формирования социально активной личности. Научиться ясно, и грамматически
правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные
мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными
средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться – необходимо
каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения
обучающихся является развитие логических способностей.
В результате исследования гипотеза, о том, что если учитель
проводит систематическую работу по формированию логических УУД у младших
школьников, то подготовка обучающихся межличностные отношения, уметь
сотрудничать и работать в группе будут значительно выше.
Результаты исследования показали, что:
1. Работа по формированию логических УУД должна проводиться
систематически.
2. Содержание уроков должно включать разные виды организации
учебного процесса: игры, работу в парах, групповую работу.
3. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные
особенности обучающихся.
4. Использовать технические средства обучения, для обогащения
словарного запаса, организации дискуссий, развития устной речи.
5. Учить осуществлять самоконтроль, редактировать устные и
письменные тексты свои и товарищей, давать советы по их улучшению.
6. Учить выражать свою точку зрения, доказывать её
правильность, вести диалог.
7. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать,
делать выводы для создания речевого высказывания.
8. Учить внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы
полным ответом, чётко и ясно выражать мысли.
9. Шире использовать диалоговую технологию, разнообразные
упражнения по интерпретации и созданию текстов; специальную систему
ситуативных, или логических, упражнений; игровые и интерактивные формы обучения.
Фрагмент текста работы:
Характеристика
логических универсальных учебных действий Теоретические основы проблемы формирования
логических универсальных учебных действий у младших школьников позволяют
говорить о необходимости создания специальных условий, способствующих ее
разрешению.
Работать над
формированием логических умений у учеников младшей школы нужно начинать с
первых уроков, для начала использовать рисунки предметов либо сами предметы,
которые они хорошо знают и могут выделить сходства и отличия. Умение анализировать позволяет
разделить целое на части и детально исследовать его каждую часть отдельно. Синтез – это умение объединять выделенные анализом компоненты целого.
Анализ и синтез всегда между
собой взаимосвязаны. При анализе необходимо выделить элементы одного объекта,
его признаки, свойства. Синтез – это воссоединение в одно целое различных
элементов. Анализ и синтез не могут существовать друг без друга, они дополняют
друг друга. Синтез осуществляется через анализ, а анализ через синтез [4,с.54].
Программа формирования универсальных учебных действий
на ступени начального общего образования (далее — программа формирования
универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к
личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования, дополняет традиционное содержание
образовательновоспитательных программ и служит основой для разработки
примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин.
Программа формирования универсальных учебных действий
направлена на обеспечение системнодеятельностного подхода, положенного в
основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала
общего образования, развитию системы универсальных учебных действий,
выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей
школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных
знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного
присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки
рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных
действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с
активными действиями самих обучающихся. Качество усвоения знаний определяется
многообразием и характером видов универсальных действий [16,с.76].
Программа формирования универсальных учебных действий
для начального общего образования:
· устанавливает
ценностные ориентиры начального общего образования;
· определяет
понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в
младшем школьном возрасте;
· выявляет
связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
· определяет
условия, обеспечивающие преемственность про
граммы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе
от дошкольного к начальному и основному общему образованию.
В ходе изучения любого
учебного предмета, в частности, , происходит формирование у обучающихся логических
действий двух видов: специфических и общелогических [16,с.76].
Специфическими
действиями при изучении являются: умения распознавать части речи,
выделять части слова, находить главные и второстепенные члены предложения и
т.д. Общелогическими действиями
выступают анализ (умение анализировать заданный объект, выявлять его
признаки), сравнение объектов по их
признакам; классификация, основанная на
закономерностях варьирования признаков в совокупности однородных
объектов; выдвижение гипотез, их доказательство или опровержение.