Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие лидерских качеств у старших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5

1.1 Понятие и типы лидерства в психологии 5

1.2 Теории лидерства 9

1.3 Особенности личностного развития старших школьников 16

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25

2.1 Выявление лидеров в ученическом коллективе 25

2.2 Методическое исследование стиля руководства и коммуникативных и организаторских способностей детей старшего школьного возраста 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

ПРИЛОЖЕНИЯ 39

  

Введение:

 

На сегодняшний день активных лидеров очень мало, а человеческие качества лидера крайне слабы. Вам нужен лидер в любой социальной деятельности: социальной, профессиональной, творческой, личной. Человек, обладающий лидерскими качествами способен вести за собой и управлять собственной жизнью.

Большинство людей достигают собственных целей и результатов, но со временем появляются те, которые им навязало общество и человек начинает воспринимать их за свои. Чаще всего человек не решает для себя, куда ему следовать и как — это навязывается ему родителями и обществом, тем самым он теряет свои лидерские качества.

Формирование человека и его самоопределение как личности происходит только с помощью взаимодействия с другими людьми, которые его окружают. Человек – социальное существо. Межличностные отношения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми крайне важно для ребенка. Данный опыт является основой для развития ребенка как личности. В младшем школьном возрасте активно происходит становление ребенка как личности, его развитие, наступает время активного общения, межличностных отношений со сверстниками. В формировании личности ребенка отводится большая роль образовательной организации.

В настоящее время среди исследователей и ученых нет единого мнения относительно того, появляются они или приобретают статус лидера со временем. Одни считают, что человек рождается с чертой, которая делает из него лидера, по мнению других – определенные условия и ситуации воспитания и развития, можно из человека создать лидера.

Часто люди задаются вопросом можем ли мы самостоятельно управлять нашей жизнью или всегда будет за кем-то следовать.

В психолого-педагогической литературе больше внимания уделяется изучению лидерства в целом, его особенностей, характеристик, структуры, но еще недостаточно надежных средств, чтобы выявлять лидеров, диагностировать и развивать лидерские качества. Эта полемика определила цель исследования, заключающуюся в выявлении эффективных и адекватных методов, направленных на развитие качеств лидера у детей старшего школьного возраста.

Целью работы является поиск методов для эффективного развития лидерских качеств у детей старшего школьного возраста.

Предметом является развитие лидерских качеств у детей старшего школьного возраста.

Объектом – уже сформированные качества лидера у детей старшего школьного возраста.

Задачи, которые мы решали при написании данной работы:

1. Анализ теоретической и практической литературы;

2. Подбор методик для выявления лидерских качеств и их развитие у старших школьников;

3. Проведение эмпирического исследования развития личностных качеств у старших школьников;

4. Методическое исследование коммуникативных способностей и стилей руководства у старшеклассников.

Теоретико – методологическая основа для исследования – работы И. П. Волкова, А. С. Чернышева, А. В. Петровского, Р. Л. Кричевского.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В нашем исследовании развития лидерства у старших школьников мы рассмотрели работы исследователей: Креч Д., Крачфилд Р., Хоманс Г. — концепция лидерства как функции группы; Ньюке Т., Хэйр А., Бейлс Р.

Лидер — это человек, который может влиять на других, чтобы они осуществляли совместную деятельность, соответствующую интересам этой группы. В каждом виде деятельности, в общественной жизни и в каждый исторический период можно различить ведущую фигуру.

Лидерство представляет собой сложный социально-психологический процесс развития группы, позволяющий развивать и дифференцировать, оптимизировать и постоянно совершенствовать групповую структуру. Неправильно противопоставлять лидера группы и лидера, а также отождествлять их.

Лидеры выделяются по определенным критериям:

— содержание деятельности;

— руководящий стиль;

— характер деятельности.

Разбор полученных результатов показывает, какие качества наиболее выражены у лидеров этого класса: показатели В, Е, I, М, Q1, Q4. К ним относятся такие характерные черты, как: доброта, нежность, зависимость, чуткость, интеллигентность, креативность, высокая мотивация в реализации, терпимость к неудобствам, критическое отношение, информативность, властность, неуступчивость, самоуверенность.

Результаты, полученные нами в ходе методики «Личностный дифференциал», показывают, что степень оценки и активности в этом классе повышен, а степень силы не сильно влияет на статус лидера. Это свидетельствует о субъективности взгляда испытуемого, а данные результаты подтверждают эмоционально-волевые качества, свойственные классным руководителям.

Четвертый и пятый уровни были распределены поровну. 24,2% участников имеют четвертый уровень и 24,2% — пятый. При четвертом уровне организаторские и коммуникативные способности проявляются высоко, а при пятом – очень высоко.

Люди данных уровней крайне быстро и легко увеличивают круг общения и друзей, при новых ситуациях и проблемах они не теряются, активно участвуют в общественной жизни и все время к ней стремятся. Такие люди инициативны и хотят удовлетворить свои потребности в организационной и коммуникативной деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Понятие и типы лидерства в психологии

Лидерство – социальный и психологический процесс, проходящий в каждом коллективе людей, и базируется на влиянии авторитетного человека на поведение коллектива. Влияние – поступки лидера, которые вносят изменения в чувства, действия и отношения коллектива. Влиять можно посредством идей, слов, взглядов, принуждений, эмоций, примеров авторитета.

Лидером видят человека, который способен влиять на других, может объединить людей для достижения групповых целей и принести пользу группе. Какую бы деятельность, общественную работы или исторический период мы не взяли, всегда и везде есть свой лидер.

В психологии существует две трактовки понятия «лидер» [4]:

— те, кто собрал в себе лидерские качества, которые помогают продуктивной и эффективной работе группы и воспринимается другими участниками как образец для подражания. [8, С.179]

— люди, которые умеют принимать решения, занимающие главенствующую роль в поддержании интересов группы, а остальные участники эту роль за ним сохраняют. Такой человек может собирать вокруг себя единомышленников в единый коллектив для достижения целей группы. Лидер отстаивает интересы группы, регулирует внутренние взаимоотношения и символизирует групповые ценности.

В психологии, политологии, социологии и прочих науках, которые изучают человека как психологическое существо широко распространено понятие «лидер».

Отечественные и зарубежные исследования (теоретические и практические) посвящены изучению понятия «лидерство» и качеств человека, которые способствуют становлению лидера.

Для разработки методик эффективного выявления лидеров и развития необходимых для этого качеств необходимо изучить само понятие «лидерство» и способы его проявления.

Определенные объективные потребности сложных организованных систем являются основанием для лидерства. Для обеспечения эффективной работы группы необходимо правильно построить ее структуру – она должна быть пирамидально – иерархическая на вершине которой находится лидер.

Для того, чтобы быть лидером нужны последователи. Основной задачей лидера является объединению вокруг себя людей и всегда есть определенная преследуемая цель. С помощью участников группы лидер добивается этой цели, решает поставленные задачи. Таким образом, можно сказать, что лидер – это элемент социальной группы, с помощью которого регламентируется взаимосвязь людей в ней.

Лидер может занимать как высокую позицию, так и низкую в группе. Насколько сильная вовлеченность и сплоченность людей в группе, настолько и высокой позиция лидера. Чем больше требований к социальной группе, тем выше потребность в лидере.

Типологий лидерства крайне много по причине множества аспектов лидерства. Самая используемая типология лидерства выделяет три роли лидера:

— деловая роль, которая характеризуется для социальных групп, возникших для производственных целей. Основой такого лидерства являются компетентность, опыт, деловой авторитет, способность решать организационные задачи лучше других.

— эмоциональная роль, возникающая в социально – психологических группах и основана на симпатиях, чувствах между участниками группы. Лидеру такого типа доверяют, ищут у него поддержку, он способен снять эмоциональную напряженность, организует комфортную атмосферу в группе.

— ситуативная роль, которая может быть как эмоциональной, так и деловой. Но ситуативный лидер является лидером именно в этой ситуации. Лидерство такого человека неустойчиво и непродолжительно. Поменяется ситуация – поменяется и лидер.

Существуют и другие классификации лидеров. Л.И.Уманский выделил шесть ролей лидера:

— организатор;

— инициатор;

— генератор эмоционального настроя;

— эрудит;

— эталон;

— мастер. [18]

Б. Д. Прыгин предлагает свою типологию: стиль, содержание, характер лидера.

Содержание лидерства:

— вдохновитель;

— организатор;

— исполнитель и вдохновитель.

Стиль лидера:

— демократический. Данный стиль руководства предпочтителен большинством лидеров. Лидеры данной категории делегируют обязанности между всеми участниками группы, стараясь создать условия для максимальной включенности каждого. Лидер находит в группе, а не возвышается над ней, как например в авторитарном стиле руководства. Лидер обсуждает проблемы со всем коллективом и вместе ищут наиболее эффективные пути решения;

— авторитарный. Лидерство с таким стилем руководства имеет монопольную власть. Лидер самостоятельно принимает решения, все контролирует, не делегирует обязанности между другими. Участники группы не могут проявлять инициативу и становятся пассивны. Лидер дает четкие указания, требования, при необходимости применяет наказания;

— либеральный. Лидер данного типа уходит от ответственности, перекладывает ее на других. Лидер старается находиться в стороне, не вступает в конфликты. Проблем, цели и задачи решают участники группы, а не лидер. Без руководства лидера скорость работы заметно падает.

Характер деятельности:

— универсальный (лидер является таковым всегда, независимо от ситуации);

— ситуативный (лидер проявляется только в определенных ситуациях).

Также можно использовать классификацию по типу лидеров, то как их воспринимают участники группы:

— «один из нас;

— «лучший из нас»;

— «хороший человек»;

— «служитель».

Эта классификация является довольно субъективной по причине того, что каждый человек может по – разному воспринимать лидера. Поэтому восприятия часто не совпадают друг с другом или могут наложиться друг на друга.

Также лидерство различно по уровню влияния, которое производит лидер на группу. Лидер в одной группе сумел поставить себя так, что его беспрекословно слушаются, а в другой группе лидера слушают только в тех случаях, когда это действие или решение не противоречит личным убеждениям, установкам участников группы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы