Курсовая с практикой на тему Развитие лидерских качеств и инновационных способностей руководителя в сфере государственного управления
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1..Лидерские качества и их развитие………………………….7
1.1.Теоретические предпосылки формирования качеств лидера…7
1.2.Методы развитие личностных качеств лидера ………………..9
1. 3..Лидерские качества руководителя, влияющие на государственное управление……………………………………………18
ГЛАВА 2. Развитие инновационных способностей……………..17
2.1. Изучение творческого потенциала руководителей
и сотрудников. ..…………………………………………………………19
2.2. Проблемы конкурентоспособности, лидерства и инновационных способностей…………………………………………..21
Заключение………………………………………………………35
Список литературы и использованных источников. …………37
Приложение № 1 и 2……………………………………………39
Введение:
Проблеме развития лидерских качеств и развитию инновационных способностей в последние годы посвящается много работ. Эти качества связаны с повышением эффективности управленческого труда не только в коммерческих структурах, но и в государственных учреждениях.
В наше время старые принципы управления теряют эффективность. Управленческие задачи становятся сложнее, а их решение требует новых качеств от руководителей. Как организовывать работу персонала при повышении значимости креативности, творческого подхода к выполнению деятельности. Во многих случаях способности к инновациям ценятся значительно больше, чем только исполнительность.
Как ставить новые цели и добиваться желаемого результата? На эти вопросы дает ответы теория управления, которая разрабатывалась самыми опытными менеджерами всего мира, среди которых можно особо выделить Генри Форда, Томаса Эдисона, Ли Якокка, Т.Питерса и Р.Уотермена, Харви Маккея, Наполеона Хилла и других. К сожалению, отечественные руководители, которых за историю существования России огромное множество, далеко не всегда смогли поделиться своим опытом.
Новые подходы в обслуживании населения, реализация важнейших крупномасштабных проектов, решение повседневных задач, совершенствование сервиса, включение IT-технологий требуют от работников управленческого труда применения инновационных технологий, а соответственно и развития инновационных способностей.
Современные тенденции в государственном управлении свидетельствуют о понимании основных механизмов, влияющих на эффективность деятельности государственных органов. Необходимость жесткого администрирования и властных методов воздействия, характерных для ХХ века, сменилось новой парадигмой в управлении, связанной с Доктриной человеческих отношений [3, 4, 7, 9].
Понятие «лидерство» активно изучается многими исследователями. На конференциях, семинарах и в СМИ обсуждаются проблемы, связанные с совершенствованием лидерской функции и развитии качеств лидера. Много работ, которые обращают внимание на имидж лидера, особенности его формирования, причем в понятие «имидж» входят наряду внешними составляющими, внутренние и процессуальные ресурсы, а также ядро личности, которое влияет на все составляющие имиджа, и могут существенно меняться от обстоятельств, желаний человека и его способности к изменениям.
От лидеров экономики и социальных институтов многое зависит в стране. Это уверенность и благоприятное самочувствие граждан, верящих в перспективы развития страны и возможности улучшить условия жизни детей, внуков. Это законная гордость за достижения своей страны и ее положение в мировом сообществе.
Актуальность проблематики обусловлена еще и тем, что в отечественных работах остается много дискуссионных вопросов. Актуальным является и повышение уровня профессионализма современных руководителей государственных органов, поддержание и влияние на развитие людей, проявивших себя как лидеры. Несмотря на многочисленные школы резервов и большое внимание к подготовке молодых лидеров, остается ощущение того, что можно сделать еще больше, увидеть новые лица, занимающиеся народным хозяйством, образованием, здравоохранением, культурой как настоящие профессионалы высоко класса.
Наличие разного рода школ, центров и конкурсов имеет большое значение для перспективы совершенствования управления в нашей стране. К тому же с течением времени меняются и требования к качествам лидера. И этот процесс могут многие лидеры осознавать, а могут и не осознавать. Иерархия требований в личности руководителя устанавливается большой выборкой в социально-психологических исследованиях.
Теории лидерства многое дают для оценки эффективности лидерства, их характеристик, необходимых для эффективности деятельности. Но это довольно сложные виды знания, в которых трудно разобраться начинающим руководителям, не имеющим достаточного опыта в руководстве. Опытным руководителям чаще всего не до теории. Они заняты практическими делами, имеют опыт, который препятствует усвоению новых знаний.
Вопросам управления инновационной деятельностью посвящено много работ, которые входят в такой раздел и дисциплину, как инновационный менеджмент. Эта дисциплина входит в обязательную программу высшего образования при подготовке будущих руководителей и организаторов деятельности людей. А изучение инновационных способностей входят в такое направление психологии как психология управления и психология творчества. Эти дисциплины также входят в программу высшего образования в подготовке будущих руководителей. К тому же в настоящее время существует множество курсов и тренингов, на которых можно приобрести необходимые знания, умения и навыки руководителями, которые испытывают дефицит знания в этих областях [7, 10, 11].
Эти направления психологии настолько хорошо разработаны, что профессионально проведенные тренинги существенно меняют позиции и установки лидеров. Важно, чтобы сами лидеры согласны были участвовать в подобных тренингах, а также отличать квалифицированных специалистов-психологов, от дилетантов, делающих важную мину при плохой игре.
Инновационная деятельность предполагает комплекс разносторонних качеств, которые и приводят к инновациям, реформам, нововведениям. Эти качества более эффективны и современны и требуют времени и терпения на их развитие, нуждаются в поддержке, но самое главное – это желание, что, к сожалению, часто бывает в дефиците. Сложилась парадоксальная ситуация – с одной стороны довольно низкая мотивация, которая препятствует развитию лидерских качеств, а с другой огромный конкурс на государственные программы поддержки лидеров. Это свидетельствует только об одно. Таких программ поддержки необходимо создавать больше. Это позволит укрепить оптимизм у молодежи, которая еще недостаточно окрепла и не имеет устойчивой веры в свои силы. Актуальность вопроса развития инновационных способностей в государственном управлении объясняется тем, что в настоящее время инновационному бизнесу в России уделяется особое внимание. Именно в этой сфере лежит возможность прорыва в экономике и социально- экономическом развитии страны. Много говорилось о так называемых прорывных технологиях. Именно эти технологии и создают инноваторы.
Заключение:
В науке управления происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.
Все большее значение для достижения эффективного лидерства играют связи, которые реализуются путем создания сетевых структур, способствующих поддержания эффективного лидерства на должном уровне без количественного роста организации. Лидерство в классическом варианте рассматривается как особое качество, модель поведения человека или компании, обеспечивающие передовые позиции.
Концепция лидерства как системы управления еще не проработана в такой же степени, как концепция менеджмента. Но есть общее понимание, разделяемое практически всеми исследователями: лидерство, как система управления, должно стимулировать инновационное поведение сотрудников, обеспечивающее постоянное рождение и использование нового знания и новых идей на всех уровнях организации.
. Руководители компаний, которые заказывают тренинги лидерства для своих сотрудников, важно учитывать влияние стимулов, которые обеспечивают тренинги, на поведение сотрудников после прохождения ими такого тренинга? Оказывать поддержку инновационному поведению. Создавать рабочие группы или секции для сотрудников, которые вносят идеи и инновационные предложения для их реализации.
Лидеры — это люди, у кого загораются глаза от новой идеи, кто хочет «подняться над собой», кому интересна новизна деятельности. В психологии известно, что всех людей можно разделить на три основные группы – это люди, способные меняться, которые называются «динамичными». Группа людей, которые активно сдерживают изменения и не хотят этих изменений. Они называются «статичными». И есть группа, так называемых, «вариабельных», которые в каких-то случаях меняются, а в каких-то нет. Эти исследования связаны с деятельностью замечательного грузинского психолога Д.Н.Узнадзе [6, 8].
Если задать вопрос – можно ли развивать качества лидера и инновационные способности, то исходя из проделанной нами работы, мы склоняемся к оптимистичной точке зрения – способности эти можно и нужно развивать. Частая причина невозможности развития связана с конкретной личностью и мотивами ее поведения, собственно в том, хочет ли этого сам человек или нет.
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива. Руководитель всегда должен быть готовым к переоценке суждений и, если необходимо, соответствующему изменению стиля руководства.
Несмотря на актуальность проблемы лидерства, развития лидерских качеств и инновационных способностей необходимость изучения проблемы в новых современных социально-экономических и политических условиях, в научных исследованиях по вопросам по данным проблемам пока не уделяется должного внимания. До настоящего времени по этому вопросу недостаточно глубоких исследований, которые могли бы стать достоянием руководителей организаций. Следует отметить, что различные вопросы лидерства и инновационных способностей в государственном управлении освещались в научных работах. Интерес к этим проблемам достаточно велик. Целесообразно в связи с этим организовать ряд конференций и семинаров.
В нашей работе нам удалось проанализировать особенности лидера, качества, которыми он обладает, а также то, каким образом можно диагностировать особенности деятельности и личности лидера. Использование психологических методики позволило выявить, факт того, что лидеры в основном обладают более высокими показателями личностных качеств, чем сотрудники, что свидетельствует о том, что реально лидеры и более компетентны и более активно осуществляют свою профессиональную деятельность.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА
И ИХ РАЗВИТИЕ
1.1. Теоретические предпосылки формирования качеств лидера
Известно, что в любой организации ни один фактор не обеспечивает большую выгоду, чем эффективное лидерство. От лидеров, их профессиональной подготовки и психологического настроя зависит успех любого дела. Лидеры определяют цели и задачи организации, осуществляют планирование, организуют работу сотрудников, координируют их работу, обеспечивают межличностные контакты с подчиненными и выбирают оптимальные пути решения тех или иных проблем, контролируют работу подразделений, составляют сложные и подробные отчеты о деятельности подразделений.
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более эффективное и квалифицированное руководство, которое стремится к достижению основополагающих целей организации, повышению квалификации сотрудников, дружной и эффективной работе.
Постановка задач, контроль результатов, применение поощрений и наказаний — это навык «формального» управления, что не требует личностной вовлеченности навыков креативности и способности к инновациям. Руководитель может быть разочарован, когда выясняется, что кто-то из его замов или сотрудников, является более эффективным руководителем, пользуется заслуженным успехом, особенно в стрессовых и конфликтных ситуациях, при решении жизненно важных для организации проблем. Поддержка, доверие, уважение, любовь коллектива, компетентность, рассудительность подчиненного сотрудника даже высокого ранга могут подчас раздражать вышестоящего руководителя, что, по сути, является недопустимым. Но жизнь есть жизнь, и такие факты тоже известны.
Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером. Существует неформальное лидерство, при котором личность, не занимающая официальной руководящей должности, но обладающая опытом и авторитетом, становится таким реальным лидером.
В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений данного понятия, концепция и теорий, методик оценки эффективности лидера. Много работ посвящено формированию имиджа эффективного руководителя.
Рассмотрим некоторые теории подробнее, поскольку для повышения эффективности лидера и развитие его лидерских качеств необходимо опираться на более прогрессивную теорию.
Любой вид деятельности, в особенности развитие тех или иных способностей должны базироваться на определенной теории, которая показала свою эффективность в практике управления.
В истории управления насчитывается множество теорий. Многие мыслители и ученые отдали дань этой интересной проблеме. Начиная с Платона, Аристотеля, а затем Макиавелли, Вольтера, ученые всего мира ищут пути и способы эффективного управления. Однако есть две теории, отличающиеся друг от друга и которые связаны между собой тем, что одна, уступила место другой, новой. Это Школа научного менеджмента или как ее еще называют «Классической доктриной управления», и Доктрина человеческих отношений.
Возникновение школы Доктрины человеческих отношений связано с именами ученых М. Фоллетт и Э. Мэйо. Не отрицая достижения классического менеджмента, Доктрина человеческих отношений отвечала сложившейся кризисной ситуации в экономике. Ее возникновение не случайно, а вполне закономерно.
Доктрина человеческих отношений возникла как нельзя кстати. Дело в том, что классический менеджмент и административная школа управления создала такие условия жизни, при котором товаров народного потребления стало больше, чем их можно было бы реализовать. Классический менеджмент создал невиданные условия для роста производства. Был изобретен конвейер, который впервые был внедрен на заводах Генри Форда, а затем распространился и на многие другие предприятия. Предложение существенно обгоняло спрос, что стало причиной серьезного экономического кризиса. Не все организации и фирмы смогли выжить в этой ситуации. Государственные органы управления также были повержены изменениям и часто сокращали штаты, закрывая многие подразделения. Кризис ударил по многим сторонам жизни.