Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие личностных особенностей в юношеском возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения личностных особенностей в юношеском возрасте 5
1.1 Специфика психического развития в юношеском возрасте 5
1.2 Развитие ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте 10
Глава 2. Методическое изучение особенностей развития личностных особенностей в юношеском возрасте 15
2.1 Методики выявления особенностей развития основных компонентов самосознания в юношеском возрасте 15
2.2 Экспериментальное обоснование исследования самосознания как фактора развития личностного потенциала юношей 18
Заключение 26
Список литературы 28

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

Данная работа посвящена изучению процесса развития личностных особенностей в юношеском возрасте.
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что главной характеристикой юношеского возраста является то, что в этот возрастной период осуществляется окончательный переход к зрелости личности, завершается формирование устойчивых черт личности. Если в подростковом возрасте, в котором начинается переход от детства к взрослости, преобладают, как правило, детские черты и возникают лишь первые взрослые проявления, то в юношеском возрасте детских черт уже крайне мало, и за время протекания юношеского периода эти черты в норме исчезают полностью. В течение юношеского возраста человек достигает полной личностной и социальной зрелости.
Достижение зрелости осуществляется во всех сферах и структурных компонентах личности – потребностно-мотивационной, волевой, эмоциональной, достигают максимального развития интеллект, творческие способности и т.д. Адекватное формирование ценностно-смысловой сферы является отражением психологического, социального и личностного созревания, психологического здоровья развивающейся личности, особенно это важно в юношеском возрасте.
Цель работы – выявить особенности развития личностных особенностей в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1) рассмотреть специфику психического развития в юношеском возрасте;
2) выявить особенности развития ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте;
3) рассмотреть методики выявления особенностей развития основных компонентов самосознания в юношеском возрасте;
4) дать экспериментальное обоснование исследования самосознания как фактора развития личностного потенциала юношей.
Объект исследования – личностные особенности в юношеском возрасте.
Предмет исследования – процесс выявления и развития личностных особенностей в юношеском возрасте.
В работе использованы такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, сопоставление, интерпретация.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования посвящена рассмотрению теоретической основы изучения личностных особенностей в юношеском возрасте. Во второй главе работы нами рассматриваются практические аспекты изучения особенностей развития личностных особенностей в юношеском возрасте.
Источниковую базу исследования составили материалы научной периодики, а также материалы научно-практических конференций, посвященные вопросам изучения особенностей развития личностных особенностей в юношеском возрасте, опубликованные за последние 5 лет.

 

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) Рассмотрена специфика психического развития в раннем юношеском возрасте. Сформулированы основные задачи развития. Рассмотрена роль социальной ситуации развития и ведущей деятельности в развитии личности. С этих позиций описана специфика социальной ситуации развития, рассмотрена проблема ведущей деятельности в ранней юности. Проанализированы особенности когнитивной сферы, личностные новообразования ранней юности.
2) Сделан вывод о том, что ключевая роль в юношеском возрасте принадлежит развитию самосознания. В юности складываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические). В них проявляется сущность человека. Формируется мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности. Формируется осознанное отношение к жизни. В связи с этим, в юности создаются благоприятные условия для становления смысла жизни. Отношение к личному смыслу жизни становится заинтересованным, эмоциональным.
3) Изучение особенностей развития и протекания личностных механизмов, позволяющих человеку успешно взаимодействовать с окружающим миром, является актуальной в юношеском возрасте.
Современные методики позволяют выделять и изучать особенности развития каждого компонента самосознания (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) в юношеском возрасте. Это методики выявления личностного потенциала Д.А. Леонтьева, методика Куна — тест «Кто Я? — Двадцать высказываний», методика исследования самоотношения Р.С. Пантелеева, методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан), методика выявления саморегуляции поведения и деятельности на основе требований и норм — «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой.
4) Исследование самосознания как фактора развития личностного потенциала в юношеском возрасте, позволяет сделать следующие выводы: данную категорию отличают низкие и очень низкие значения сформированности представлений о себе, что может являться косвенным свидетельством несформированности рефлексии, как таковой, либо нежелания и неумения глубокого познания себя и своих качеств; в большинстве случаев у испытуемых преобладают средние и низкие значения и негативное отношение к себе. Для опрошенных характерна внутренняя закрытость, неуверенность в собственных возможностях, стремление «списывать» неудачи на внешние обстоятельства и в них видеть источник активности; субъективное восприятие себя, как незаслуживающего уважения других. В них сочетается внутренняя конфликтность с низким самообвинением и ригидностью Я-концепции; самооценка юношей неустойчива и носит полярный характер — либо неадекватно завышена, либо занижена. Адекватная самооценка выявлена только у пятой части испытуемых; умения саморегуляции преимущественно развиты слабо, юноши полагаются на волю случая, небрежны к своим обязательствам, мало задумываются о своем будущем.
Результаты свидетельствует о том, что необходима специальная целенаправленная работа по развитию самосознания как фактора развития личностного потенциала в юношеском возрасте.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов для разработки программ развития личностных особенностей в юношеском возрасте.

 

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения личностных особенностей в юношеском возрасте
1.1 Специфика психического развития в юношеском возрасте
Юность была выделена в отдельный возрастной этап сравнительно недавно, в конце XIX в., под влиянием индустриализации и урбанизации. Сегодня юность рассматривается как самостоятельный период жизни, который имеет собственную ценность.
Хронологические рамки юношеского возраста однозначно не определены, однако большинство авторов придерживается границ от 15-16 до 21-25 лет. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет) [2, с. 41].
В российской психологии юность традиционно изучается с позиций учения Л.С. Выготского о роли социальной ситуации развития и ведущей деятельности в развитии личности. Также российским психологам близки позиции сочетания социально-психологического подхода и учета внутренних закономерностей развития [7, с. 63].
Последователи идей Л.С. Выготского — В.В. Давыдов, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др. — изучали те конкретные социальные обстоятельства, которые характеризуют юношеский возраст. Они выделили, прежде всего, изменение места юноши в обществе, смену его позиции. В юношеском возрасте молодой человек осознает себя как члена общества, осмысливает свое место в человеческом обществе и свое назначение в жизни. В этой связи юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания [10, с. 165].
Юношество является переходом от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Разнообразие индивидуальных вариантов этого перехода побудило исследователей ввести понятие «задачи развития».

 

 

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы