Курсовая с практикой на тему Развитие личности ребенка в системе коллективных взаимоотношений младшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения личности ребенка 6
1.1. Понятие личности в отечественной психологии 6
1.2. Возрастные особенности личности младшего школьника 9
1.3. Сущность понятия «коллективные взаимоотношения» младших школьников 14
Выводы к Главе 1 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния детского коллектива на формирование личности младшего школьника 19
2.1. Формы влияния детского коллектива на развитие личности младшего школьника 19
2.2. Результаты исследования 24
Выводы к Главе 2 26
Заключение 27
Список использованной литературы 30
Введение:
Актуальность работы. Согласно требованиям ФГОС НОО: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы НОО должны отражать: развитие самостоятельности и личной ответственности за поступки; умение самостоятельно выбирать интересную литературу».
На протяжении младшей школы отношения со сверстниками претерпевают значительные изменения. В первом классе восприятие школьника, обычно, опосредованно отношением к нему педагога и уровнем успеваемости, а выбор друга определяется внешними обстоятельствами (сидят за одной партой или живут рядом).
К 10-11 годам личностные качества ребенка начинают приобретать свою значимость. Это самостоятельность, внимательность, честность, уверенность в себе, его организаторские способности.
В педагоге для ребенка воплощаются нормативные требования с наибольшей определенностью, нежели в семье, так как в первичных условиях общения ребенку сложно выделить себя и достаточно четко оценить характер своего поведения.
Лишь педагог, который неукоснительно предъявляет требования к ребенку, оценивает его поведение, создает условия для социализации его поведения. Потому в начальной школе ребенок принимает новые условия, которые предъявляют им учителем, и стараются следовать правилам. При этом «ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него – наиболее эффективный стиль воспитания».
В возрасте 7-11-ти лет дети начинают осознавать, что они представляют собой некую индивидуальность, подвергающуюся некоторым социальным воздействиям.
Самосознание у них интенсивно развивается, наполняется новыми ценностными ориентациями. В школе в ходе постоянного общения со сверстниками дети начинают ценить доброжелательное к себе отношение, которое выражается в том, как к ним обращаются.
В том числе главным считается развитие в личности ребенка стремления получать одобрение своих достижений, которые отвечают социальным ожиданиями. Это притязание на признание заново перестраивает мотивационно-потребностную сферу, а это находит свое отражение в отношениях детей со сверстниками и взрослыми
Степень разработанности темы исследования. Теоретические основы научного исследования проблемы выбранной нами темы были заложены в трудах Бреслав Г.М., Волжениной Т., Оганесян Р.В., Выготсклшл Л.С. и многих др.
Объект исследования – процесс развития личности ребенка.
Предмет исследования – коллективные взаимоотношения в младшем школьном возрасте.
Цель исследования – изучить особенности развития личности ребенка в системе коллективных взаимоотношений в младшем школьном возрасте.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность понятия личности в отечественной психологии;
2. выявить возрастные особенности личности младшего школьника;
3. определить сущность понятия «коллективные взаимоотношения» младших школьников;
4. провести опытно-экспериментальную работу по изучению влияния детского коллектива на формирование личности младшего школьника.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения, анкетирование.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
Таким образом, младший школьный возраст, т. е. возраст от 6-7 до 9-11 лет – это новая ступень развития. Переход на данную ступень приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. В первую очередь он характеризуется появлением нового социального статуса – статуса школьника.
Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Как говорил психолог Н. С. Лейтес: «…для этого возраста характерна повышенная готовность усваивать, доверчивое подчинение авторитету, вера в истинность всего, чему учат…»
Данные особенности являются залогом успешного обучения и воспитания. Т. е. ребенок младшего школьного возраста сензитивен к учебной деятельности. В т. ч. к усвоению нравственных норм, правил и требований. Дети психологически готовы к пониманию их смысла, к их соблюдению.
Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований, которые происходят с личностью ребенка. Поэтому так важен уровень достижений, который осуществляется каждым ребенком на этом возрастном этапе.
Если в данном возрасте дети не почувствуют радость познания, не приобретут уверенность в собственных возможностях и способностях, сделать это в будущем (за рамками сензитивного периода) будет довольно сложнее и потребует неизмеримо более высоких физических и душевных затрат. Чем больше позитивных приобретений будет у детей младшего школьного возраста, тем легче они справятся с предстоящими сложностями подросткового возраста.
Потому, перед педагогами и школой возникает сложнейшая задача создания условий для формирования в личности ребенка положительных, с точки зрения. нравственности, качеств. Основная трудность заключается в том, что поступки человека и их правильность невозможно разъяснить при помощи правил и формул. Потому в школе необходимо организовывать деятельность ученика, которая дает возможность почувствовать собственную значимость и ценность, которая помогает обрести себя, раскрыть индивидуальность.
Для детей младшего школьного возраста характерны повышенная активность, активное отношение к окружающей действительности, готовность к действиям. Но младшие школьники быстро устают, что вызывает необходимость разнообразия видов деятельности и возможности их изменения.
Детям данного возраста присущи конкретность и образность мышления, эмоциональность, быстрая смена настроения. Недостаточность жизненного опыта и знаний компенсируется фантазией. Образность мышления, эмоциональность, отсутствие стереотипа, эстетическое отношение к окружающей действительности – эти качества присущи всем младшим школьникам и свидетельствуют о высоком уровне творческих способностей возрастной категории в целом.
Основная особенность восприятия младшего школьника, как показывает Кичук Н. В., заключается в его незначительной дифференциации, т. е. он лучше воспринимает второстепенные, несущественные детали в том, что наблюдает. Младшие школьники «смотрят», но не «видят».
Как полагает Немов Р. С., внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, однако еще довольно долго сильным остается непроизвольное внимание детей. Переключение внимания в данном возрасте даже выше, нежели у взрослых.
По мнению Крутецкого В. А., к возрастной особенности внимания относится его сравнительно маленькая устойчивость и слабость произвольного внимания. Произвольное внимание развивается вместе с развитием общественно значимых мотивов обучения, роста осознания собственной ответственности за успех учебной деятельности. На данной основе педагог обязан формировать у младших школьников умение организовать и регулировать собственное внимание, сознательно управлять им.
Под влиянием обучения осуществляется постепенный переход от познания внешней стороны событий к познанию их сущности. При определенном содержании и условиях обучения у детей младшего школьного возраста можно сформировать довольно высокий уровень абстракции и обобщения, что подводит их к овладению знаниями научного, теоретического характера.
Как полагает Эльконин Д. Б., благодаря переходу мышления на новую, наиболее высокую ступень происходит перестройка всех остальных психических процессов, память становится мыслящей, а восприятие – думающим. Это приводит к тому, что и восприятие, и память становятся существенно более управляемыми, впервые становится возможным выбор средств для решения специфических задач мышления и памяти.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения личности ребенка
1.1. Понятие личности в отечественной психологии
Личность – это индивид, обладающий определенным набором психологических свойств, в соответствии с которыми он совершает свои поступки и действия, имеющие значение для окружающего социума.
Личность – это индивид, обладающий определенным набором психологических свойств, в соответствии с которыми он совершает свои поступки и действия, имеющие значение для окружающего социума. Кроме того, под личностью принято понимать определенное внутреннее отличие одного индивида от других. Сущность личность заключается в том, что она представляет собой социальное и относительно устойчивое образование человека.
В отечественной психологии личность рассматривается с двух точек зрения. В соответствии с первой личность исследуется как «продукт» определенной деятельности человека и его межличностных взаимоотношений с другими людьми. В соответствии со второй точкой зрения, личность представляет собой активный субъект.
Кроме того, ряд отечественных исследователей рассматривают личность как системное качество человека, которое определяет его включенность в общественные взаимоотношения и формируется в ходе совместной деятельности с другими людьми или в процессе общения с ними. То есть, личность включает в себя всевозможные качества индивида, которые возникают как непосредственно, так и опосредованно, укрепляются на протяжении всей его жизни в рамках того социума, в котором существует человек .
Кроме того, личностью принято называть индивида, обладающего определенным набором системных качеств, которые он проявляет в процессе своей жизнедеятельности, в совершаемых поступках, действиях, поведении и взаимодействии с другими людьми.
Таким образом, личностью является человека, который представляет собой конкретного представителя человеческого общества, имеющий свою индивидуальную позицию, отличающую его от других членов общества.
По мнению Л.С. Выготского, формирование личности человека является процессом культурного развития. В соответствии с данным мнением, в настоящее время между развитием личности ребенка и его культурным развитием ставится знак равенства.
Личность формируется в ходе определенного исторического развития, в этой связи Л.С. Выготский, рассматривал природу личности как историческую. Показателем сформированности личности является оптимальное соотношение в ней высших психических и натуральных функций. Чем больше в человеке имеется культурного, тем выразительнее у него представлен процесс овладения собственным поведением и окружающим миром, тем значительнее является личности для окружающего социума .
В соответствии с концепцией А.Н. Леонтьева, который продолжил свои исследования на основании теории Л.С. Выготского, детерминантом развития личности является ее социальная роль.
В соответствии с мнением А.Н. Леонтьева, личность представляет собой внутренний момент совершаемой человеком деятельности. В качестве примере А.Н. Леонтьев приводит пример того как меняется личностный смысл человека на разных этапах его жизнедеятельности. Так, для студента чтение представляет собой основной и осознанной целью.
Таким образом, А.Н. Леонтьев рассматривал личность как исключительно социальную сущность индивида. В этой связи характер, темперамент, знания и способности человека не были включены А.Н. Леонтьевым в состав его личности в качестве одной из ее подструктур, они рассматривались лишь как составляющие условия успешного формирования личности и ее адаптации в окружающем социуме.
Еще один отечественный исследователь занимался изучением личности и ее структуры. Так, С.Л. Рубинштейн, выделял в качестве основного элемента личности ее характер, темперамент, направленность, способности и самосознание. То есть, данная точка зрения разительно отличается от взглядов на личность, которые были выражены А.Н. Леонтьевым в его исследованиях.
Отечественные концепции личности, при наличии определенных вариаций, сходятся в следующих общетеоретических пунктах:
1. Биологическая концепция личности. Каждая личность содержит в себе элементы биологического, которые развиваются и совершенствуются в рамках социального. Так, органические (природные) характеристики, которые заложены в человеке от природы, являются основой для формирования личностного и всей личности в целом.
2. Концепция активности личности. В соответствии с данной концепцией активная личность развивается успешнее, так как она менее обращает внимание на разнообразные ограничения, присущие каждой конкретной жизненной ситуации. Так, препятствия и ограничения на пути к достижению собственной цели побуждают человека на определенную специальную деятельность, которая направлена на их преодоление.
3. Концепция, рассматривающая личность как определенное системное качество, которое приобретается человеком в социуме. В соответствии с данной концепцией, личность все время развивается и совершенствуется, постепенно происходит «надстройка» над врожденными субъектными и индивидными свойствами человека.
4. Концепция А.Н. Леонтьева, в соответствии с которой, личность может быть понята только при условии рассмотрения ее в системе устойчивых межличностных связей. Данная концепция основана на базовых положениях психологии, которая рассматривается межличностные связи опосредованно. Особое значение имеет содержание, смысл и ценности совместной деятельности и межличностных связей людей.
5. Постулат максимализации, который был сформулирован А.В. Петровским: «личность рождается из стремления человека максимально персонализироваться».
Таким образом, основным источником развития личности, по мнению ряда отечественных исследователей, выступает возникающее в системе межиндивидных отношений противоречие между потребностью в персонализации и заинтересованностью включающей индивида конкретной группы принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют групповым задачам, нормам и условиям функционирования.
Личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях ее онтогенеза. Характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она включена (интегрирована).