Олигофренопедагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие лексической стороны речи у умственно отсталых школьников 7 класса

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ РЕЧИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ 16
2.1. Психолого-педагогическая характеристика 16
2.2. Экспериментальное исследование речи 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

 

  

Введение:

 

С точки зрения таких наук, как логопедия и психология, правильная речь ребенка играет важную роль в развитии познавательной деятельности, функций и психологических процессов, в том числе мышления. Общее снижение интеллектуальной активности ребенка с задержкой развития, часто осложняющейся плохим развитием его слухового аппарата и техники речевого анализа, приводит к затруднению овладения речью. В то же время особенности этого развития проявляются не только в задержке речи, но и в характере ее формирования.
Особенности словарного запаса умственно отсталых детей, в том числе бедный словарный запас, неточность употребления слов, затрудняющих обновление словарного запаса, важнее нормы, преобладание пассивной лексики, более активной, а также нарушение организации семантического поля.
Основные причины плохого словарного запаса ребенка — это низкий уровень когнитивного функционирования, ограниченное понимание и знание окружающего мира, отсутствие интереса, сниженная потребность в контактах, а также плохая вербальная память. Полноценная речь ребенка является также средством повышения уровня социального развития его личности и, наконец, способом достижения лучшей социальной адаптации. Как средство планирования и функционирования самовыражения человека может также влиять на формирование детского поведения, способствует повышению квалификации специалистов-работников, что также существенно повышает их успешность в жизни.
Речь является средством общения, а осознание окружающего мира-необходимым условием социального и познавательного развития ребенка. Чем богаче словарный запас человека, тем шире его возможности и тем точнее и выразительнее мысль. По сути, с двухлетнего возраста ребенок начинает пользоваться правилами словообразования. Процесс развития речи у детей протекает по-разному. Общее ухудшение интеллектуальной деятельности ребенка часто осложняется плохим развитием его слухового аппарата и техники анализа голоса, приводит к затруднению овладения речью.
В настоящее время значительно возрос интерес исследователей в области психологии и специальной педагогики к проблемам раннего обучения, диагностики и профилактики нарушений развития у детей с задержкой психического развития. Этот интерес непосредственно связан с поздним началом речевой деятельности, с нарушениями письменной речи и с отсутствием речевого процесса.
У детей с умственной отсталостью школьного возраста слабое развитие речи во всех ее основных компонентах: произношение и интонация-смысл речи, лексика, синтаксическая структура, диалогическая и монологическая речь, регуляция речевой деятельности, устной и письменной речи. Этот вопрос важен и требует дальнейшего развития.
Объект исследования: развитие речи
Предмет исследования: особенности речи школьников с умственной отсталостью в 7 классе
Цель исследования: изучить особенности развития лексической стороны речи у умственно отсталых школьников 7 класса
Основные задачи исследования:
— охарактеризовать проблему развития речи в специальной литературе;
— дать психолого-педагогическую характеристику развития речи у детей;
— провести экспериментальное исследование речи у умственно отсталых школьников 7 класса.
Были использованы такие методы как теоретический анализ, наблюдение, беседа, а также моделирование и обработка полученных данных эксперимента.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ литературы показал, что проблема речевого развития детей не полностью освещена.
Изучением этой проблемы занимались многие ученые: А. Р. Лурия, Р. Е. Левина, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, М. Ф. нездилов, Г. М. Дульнев, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Дж.И. Шиф, В. В. Воронков, М. П. Феофанов, А. Н. Леонтьев,Р. И. Лалиева, Дж. Пиаже и другие. Они выявили особенности речевого развития у нормальных и умственно отсталых детей.
Разные авторы подходят к изучению этой проблемы неоднозначно. Различают несколько подходов в речевом освоении ребенка (А. Н. Леонтьев, Л. И. Белякова).
У младших школьников с умственной отсталостью обнаруживается недоразвитость речи во всех ее основных компонентах: лексико-грамматической, фонемной структуре, интонационно-экспрессивной речи, активной и пассивной лексике, синтаксической структуре, разговорной и монологической речи, письменной речи.
Многие дети не понимают обращенную к ним речь. Речевая деятельность долгое время не вызывает у него интереса. Овладение речевыми частями осуществляется в более поздние сроки, происходит нарушение произношения звука. Все это затрудняет понимание речи умственно отсталых детей. Нарушения семантического уровня грубые и настойчивые.
У умственно отсталого ребенка практика общения на момент поступления в школу составляет 4-5 лет. Разговорно-домашняя речь ребенка развивается слабо. Дети редко участвуют в разговоре, на вопросы отвечают односложно и не всегда правильно. Особая трудность-выполнение заданий и заданий, понимание инструкций. Дети обычно спонтанно прибегают к речи, чтобы выразить свои эмоции, просьбы, желания, но не сообщать слушателю о каких-либо событиях или фактах. Нехватка словарного запаса создает трудности в общении с окружающими людьми, возникают трудности в понимании обращенной речи и построении собственных высказываний. Значения используемых слов неточны, нечетки друг с другом, расплывчаты. Дети произвольно передают имя от одного объекта к другому.
Дети приближаются к цветам; отвечая на вопрос о размере объекта, они указывают его форму. Студенты не используют словесные префиксы, обозначающие направление движения. Часто смешиваются наречия, выражающие пространственные отношения.
Очень медленно происходит накопление в словаре прилагательных, обозначающих личные качества человека.
Выявляются трудности в составлении последовательной истории в сюжетном образе. Очень часто дети пропускают слова или заменяют их словами, которые не подходят для значения. Этот вид деятельности не вызывает большого интереса у детей. Стимулирующая помощь не помогает улучшить выполнение задач.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: умственно отсталым старшеклассникам нужна корректирующая и развивающая помощь специального учреждения и родителей или людей, которые их заменяют. Только комплексная и своевременная система ухода способствует лучшему развитию речи детей.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ЛИТЕРАТУРЕ

Речь-главное средство человеческого общения. Без него человек не сможет получать и передавать информацию, несущую в себе нагрузку, или воспринимать то, что не может быть увидено с помощью органов чувств. Важно отличать язык от речи. Язык — это система условных знаков, через которые передаются звуковые сочетания, имеющие значение и значение для людей. Речь — это совокупность слов или чувств, имеющих такое же значение, как и соответствующая им письменная знаковая система. Это единственный язык для всех, кто им пользуется, и говорят, что индивидуальный [3, с. 28].
Коммуникативная функция осуществляется общением между людьми посредством языка. При составлении сообщения человек указывает на тему или высказывает свое суждение по этой теме. Мотивирующая сила слова зависит от его эмоциональной выразительности [Бородкина, 2017, с. 24].
Через слово человек получает знания об объектах и явлениях окружающего мира, не имеющих с ними непосредственного контакта. Система вербальных символов расширяет возможности адаптации человека к окружающей среде, возможности его ориентации в социальном и природном мире. Благодаря знаниям, накопленным человечеством и зафиксированным в устной и письменной речи, человек связан с прошлым и будущим [Демина, 2018, с. 54].
Регуляторная функция речи осуществляется в высших психических когнитивных функциях психической деятельности. Понятие высшей психической функции было введено Л. С. Выготским и разработано А. Р. Лурией и отечественными психологами. Характерной чертой высших психических функций является их произвольная природа.
Изначально высшие функции разделены между двумя людьми. Человек оперирует поведением другого человека с помощью специальных символов («знаков»), в которых это утверждается как наиболее важное. Научившись применять к своему поведению знаки, которые используются для регулирования поведения других, человек овладевает собственным поведением. В результате внутреннего процесса внутренняя речь становится механизмом, с помощью которого человек овладевает своим произвольным действием.
В работах А. Р. Лурии и Е. Д. Хомского указывается на связь указанной функции с передним полушарием головного мозга. Указанная функция воплощается в построении семантической программы грамматики речи, структуры предложений, в переходе от построения к расширению словарного запаса. Этот процесс основан на реализации программы посредством внутренней речи. Как показывают клинические данные, это необходимо не только для речи, но и для построения различных движений и действий. Речевое функциональное программирование воздействует на переднюю область — заднюю и регулирующую область левого полушария головного мозга. [Приводится по: Ибрагимова, 2018, с. 217]
Появление речи восходит к древним временам и связано с тем, что людям приходится общаться друг с другом в процессе совместной работы. Речь — это исторически сложившаяся форма общения между людьми посредством языка. Речь является необходимой основой человеческого мышления, средством организации и контроля умственной и практической деятельности, а также выражения чувств. Вот почему вопрос речи является одним из самых важных как в общем, так и, в частности. Принято различать внутреннюю и внешнюю речь. Внешняя речь может быть устной или письменной. Ребенок учится устной речи на 2-м году жизни. Письменная речь постепенно формируется у нормально развивающегося ребенка дома, с возрастом под влиянием целей обучения.
Существует ряд однотипных родственных речей: различают внешнюю речь, которая, в свою очередь, состоит и из письменной речи, и из внутреннего голоса.
Устная речь отличается не только тем, что она выражается в звуках, но прежде всего тем, что она служит для непосредственного контакта с другими людьми. Это всегда речь к этому диалогу.
Устная речь может протекать в трех основных формах: в форме восклицания, в форме монолога (самостоятельное расширение притязаний изнутри конструкции) и в форме диалога сказанного (ответы на вопросы). Первая форма-восклицание; ее нельзя считать реальным высказыванием: это не вливание какого-либо уведомления о событии или связи через языковой код. Скажем, ропот — это не речевая реакция публики, случайно встретившейся с явлением неожиданным [Приводится по: Ибрагимова, 2018, с. 218].
1. Монолог — это развернутая речь человека, обращенная к другим людям, рассказ или развернутое высказывание — это тема. Это слова человека, инструктора или оратора, или кто-то взял на себя ответственность рассказать о реальном событии. Монологическая речь требует высокой культуры речи, в ней должна быть разработана грамматика. Человек, превративший свой монолог в обязательное, должен иметь представление о предмете монолога (о чем он должен говорить), о том, как он будет строить этот монолог, и почему он решил этот монолог исполнить. Существенным элементом монологического разговора является необходимость логической связи высказанных мыслей и подчинения людей, представленных с планом, который [2, с. 23].
Тот, кто предлагает монологи, несет ответственность за то, чтобы аудитория его понимала. Для этого необходимо учитывать все реакции, которые возникают в монологе ваших мыслей, то есть осознавать, как ваша речь воспринимается людьми, к которым он обращается.
Опытный оратор, посредством рефлексии, будет учитывать реакцию слушателей и перестраивать ход и форму их изложения на основе реакций: вводить или игнорировать детали, делать символические сравнения, усиливать, доказывать и т. д. То есть: тон, остановка, голос, повторяется

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы