Курсовая с практикой на тему Развитие крупной моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетных физкультурных занятий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРУПНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ 7
1.1. Особенности развития движений у детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Методика организации и проведения занятий с детьми по физическому развитию в средней группе 9
1.3. Возможности сюжетных физкультурных занятий в развитии крупной моторики у детей среднего дошкольного возраста 12
Выводы по 1 главе 15
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КРУПНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ 17
2.1. Методы обследования развития крупной моторики у детей среднего дошкольного возраста 17
2.2. План работы по развитию крупной моторики у детей 4-5 лет в процессе проведения сюжетных физкультурных занятий 20
Выводы по 2 главе 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 35
Введение:
Актуальность исследования данной темы состоит в том, что огромную роль в общем развитии ребенка играет крупная моторика, которая является своеобразной основой, на которую по мере взросления накладываются движения мелкой моторики.
Упражнения для крупной моторики не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают основной корсет позвоночника, развивают моторику и координацию, но, в тоже время, они обеспечивают постоянный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту, развивают моторику и координацию движений. Когда у детей слабо выражена двигательная активность, то двигательная память может омертвевать, что приводит к изменению условных связей и снижению психологической активности. Недостаточная физическая нагрузка приведет ребенка к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности, знаний, умений.
Сюжетные физкультурные занятия помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения. Удовлетворенность ребенка собственной деятельностью ведет к формированию у него потребности повторить положительные переживания радости от результата, что обеспечивает ему возможность выполнения упражнений для развития крупной моторики.
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе — и это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Физическое здоровье — основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Ряд наблюдений показывает, что дети, с которыми проводили физические упражнения, по сравнению с другими детьми меньше болеют, а также легче переносят заболевания и быстрее выздоравливают. Физические упражнения способствуют предупреждению заболеваний дыхательных путей у детей грудного возраста и, значит, являются средством борьбы с детским туберкулезом.
Физические упражнения полезны нормально развивающимся детям. Еще в большей степени они полезны детям больным, выздоравливающим и детям, отстающим в своем развитии.
Проблемой физического развития занимались такие выдающиеся ученые, как Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева, В.Г. Алямовская, В.А. Шишкина, М.А. Рунова, И. Гронец.
Активная мышечная деятельность, по данным многих исследователей (И.А. Аршавский, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Н.А. Бернштейн, Л.В. Карманова, В.Г. Фролов, Г.П. Юрко и др.), является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма.
По мнению Н.А. Виневской, дети дошкольного возраста являются пытливыми исследователями окружающего мира. Дошкольники познают его в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Задача взрослого – создавать условия для развития двигательной активности детей.
Проблемой физического развития детей дошкольного возраста занимались такие выдающиеся ученые, как Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева, В.Г. Алямовская, В.А. Шишкина, М.А. Рунова, И. Гронец, Е. Ачканова, Д. Видра, Г.Г. Лукина, М.А. Рунова, Е.Г. Сайкина, В. Кудрявцев, О.Б. Казина, И. Киргинцева, С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина, Е. Демидова и др.
С внедрением компьютерных технологий возникла необходимость в создания системы работы по сохранению и укреплению здоровья детей через формирование основ культуры здоровья [6, с.32].
Которые исходят из имеющихся условий, основывающих на современных оздоровительных технологиях.
Целью исследования является анализ развития крупной моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетных физкультурных занятий.
Объект исследования: физическое развитие детей дошкольного возраста.
Предметом исследования: особенности развития крупной моторики у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетных физкультурных занятий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты исследования значения физической культуры в развитии детей дошкольного возраста.
2. Выделить задачи и методы исследования проведения сюжетные физкультурные занятия в дошкольном учреждении.
3. Проанализировать возможности сюжетных физкультурных занятий в развитии крупной моторики у детей среднего дошкольного возраста
4. Проанализировать методы обследования развития крупной моторики у детей среднего дошкольного возраста.
5. Проанализировать план работы по развитию крупной моторики у детей 4-5 лет в процессе проведения сюжетных физкультурных занятий.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования.
База исследования: МБДОУ детский сад №27 «Берёзка» гор. Кстово, Нижегородская обл.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение:
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе — и это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Физическое здоровье — основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Физкультурное занятие как основная форма работы по физкультуре заняла прочное место в ДОУ, которая решает целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Многие педагоги творчески подходят к организации физкультурных занятий, придумывают интересные формы их проведения, содержание, методы и приемы, этим самым они обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею.
Подобрав современные педагогические технологии, методы и формы работы с дошкольниками, с целью повышения мотивации к непосредственной образовательной деятельности основывались на твердой, научно обоснованной концепции принципиальной взаимосвязи речевого, интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Эта взаимосвязь позволяет объединить в педагогическом процессе формирование здорового образа жизни и развитие познавательного интереса.
Формирование основ культуры здоровья, как педагогический процесс, в детском саду строится таким образом, чтобы создать педагогический процесс в единых требованиях к охране и укреплению здоровья, физическому и общему развитию ребенка.
Овладение детьми основами культуры здоровья происходит через самые разнообразные формы работы.
Это непосредственная образовательная деятельность, игры, беседы, экскурсии, целевые прогулки, спортивные праздники и развлечения. Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья органично вплетаются во все режимные моменты (кормление, умывание, сон и т.д.) и деятельность детей.
В правильно организованных занятиях у ребенка-дошкольника есть предпосылки развития положительных черт характера, моральных качеств (трудолюбия, честности, чувства солидарности, способности работать в коллективе, ответственности) и также для воспитания волевых качеств (храбрость, настойчивость, выносливость и т.д.).
Для сохранения и укрепления здоровья важны многие факторы: полноценное питание, закаливание и т.д. но главное – движения.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста считается основой, дающей толчок общему развитию малыша. Благодаря организованным физкультурным занятиям, свободной двигательной деятельности улучшается деятельность нервной, дыхательной и сердечнососудистой систем, укрепляется опорно-двигательная система, ускорение обмена веществ. У ребенка повышается устойчивость к развитию всевозможных заболеваний. Обусловлено это тем, что в организме мобилизуются защитные силы.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста способствует развитию у ребенка психических процессов, самостоятельности и воле. Разнообразные движения, которыми овладел ребенок, позволяют дошкольнику получить новые ощущения, задействовать иные психические процессы. Если в этот период родители упустят грамотное физическое воспитание, то в будущем наверстать пробелы будет довольно сложно.
Во время физических занятий у ребенка повышается сопротивляемость организма путем закаливания. Таким образом, оздоровительные факторы природы помогают усилить иммунную систему.
Формируется правильная осанка и крепчает опорно-двигательный аппарат. Особое внимание нужно уделить укреплению мышц голени и стопы, чтобы вовремя предупредить плоскостопие.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста способствует формированию у ребенка представления о правильной осанке. Благодаря физическим упражнениям родители могут предупредить нарушение осанки, а именно сутулость, асимметрию лопаток и плеч, сколиоз.
Детский возраст считается благоприятным для формирования интереса к физическим упражнениям. Подбор посильных заданий и успешное их выполнение будет стимулировать малышей к более высокой активности. Поощрение, оценка выполненных упражнений приведет к выработке позитивной мотивации по отношению к занятиям физической культурой.
Во время занятий нужно рассказывать детям об элементарных физкультурных знаниях, тем самым повышая их интеллект и расширяя кругозор.
В дошкольном возрасте ребенок должен научиться бегу, прыжкам и метанию. От успешности освоения этих упражнений зависит ловкость, быстрота, сила и выносливость организма. Уровень развития данных качеств в будущем позволит педагогам судить о физической готовности их подопечного.
Немаловажное значение отводится подвижным играм, так как в процессе игры происходит комплексное усовершенствование всего организма.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРУПНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ
1.1. Особенности развития движений у детей среднего дошкольного возраста
Этап жизни от 3 до 4 лет — один из самых важных в развитии детей дошкольного возраста. Именно в это время закладывается фундамент личности человека: развивается его психика, память, мышление и даже самооценка. Поэтому родителям важно понимать, какие процессы происходят в этот период в организме ребенка и помочь ему раскрыться по максимуму.
В эти несколько лет ребенок начинает открывает для себя мир за пределами семьи и становится более самостоятельным. Те самые «Почему?» и «Я сам» — как раз-таки проявления этого любопытства и инициативы. Стоит запастись терпением: таким образом ребенок исследует окружающий его мир и определяет собственные границы [12,с.43].
Основное занятие для ребенка в дошкольном возрасте — это игра. Именно в игре он примеряет разные социальные роли — например, когда играет в дочки-матери, в магазин или в школу. Кроме того, игра способствует развитию воображения и мышления, помогает развить самые первые навыки общения со сверстниками и формирует основы нравственности [15,с.23].
У детей 3-4 лет память пока непроизвольная. Они лучше запоминают то, что вызвало у них какие-то эмоции, то есть, ребенок скорее запомнит яркую картинку или привлекательный видеоролик, чем монотонные наставления.
Но уже к семи годам у детей формируется механическая память. Это помогает им запоминать что-то без осмысления — например, учить новые слова. И если в 3-4 года словарный запас ребенка составляет обычно около 1 000 слов, то к 6-7 годам это уже 2 500 — 3 000 слов.
Развитие речи и памяти связано и с развитием мышления. Если в три-четыре года малыш сперва делает что-то, потом думает, то к 5 годам уже наоборот. А в шесть-семь лет ребенок уже различает причину и следствие и способен переносить такие логические цепочки и на другие похожие ситуации.
В период от 3 до 4 лет у детей закладывается самосознание. Они учатся оценивать себя с разных позиций — насколько они добры, внимательны, старательны и послушны. И здесь огромную роль играет семья и окружение. Именно от поведения взрослых зависит, каким вырастет ребенок, поэтому важно научиться поощрять и принимать его [12,с.43].
Кроме того, растет и палитра эмоций. Помимо страха и радости ребенок может сердиться, грустить, ревновать. Эти ощущения для него непривычны, так что родителям стоит помочь ребенку — проговорить, что он чувствует и научить ребенка осознавать свои эмоции. Важно заполнить жизнь малыша яркими эмоциональными впечатлениями — дать ему больше общаться со сверстниками, чаще ходить в цирк и в театр на детские постановки, в музеи и экспериментариумы.
Физическое развитие тоже не стоит на месте: с 3 до 4 лет идет активный рост всех систем организма. Растут мышцы и скелет, органы дыхания и кровообращения, идет развитие мозга. Для такой глобальной стройки организму нужны строительные материалы — белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Поэтому важно позаботиться о правильном сбалансированном питании, чтобы ребенок получал все нужные ему элементы.
Кроме того, нужны и физические активности — активные игры на свежем воздухе и прогулки. Но чрезмерные нагрузки и профессиональный спорт могут негативно сказаться на физическом состоянии ребенка — его мышцы и скелет могут оказаться просто не готовыми к такому [6,с.42].
Поэтому родителям детей, которые уже в этом возрасте серьезно занимаются гимнастикой, фигурным катанием, танцами и другими видами спорта, важно особенно внимательно следить за здоровьем своих чад и не забывать о регулярных визитах к доктору. Сложится ли у ребенка спортивная карьера — это еще вопрос, а вот проблемы со здоровьем у него могут остаться на всю жизнь.