Курсовая с практикой на тему Развитие кругозора как элемента готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Развитие кругозора
у дошкольников как один из составляющих элементов проблемы подготовки детей к
обучению в школе. 5
1.1.Теоретические основы
развития кругозора у детей дошкольного возраста. 5
1.2.Проблема подготовки
детей к обучению в школе. 10
1.3.Основные аспекты
готовности ребенка к обучению в школе. 14
Глава 2. Практическая
организация процесса развития кругозора дошкольника в ДОУ.. 20
2.1.Методики на выявление
уровня сформированности кругозора.
у дошкольников. 20
2.2. Содержание
образовательной работы по использованию игр как средства формирования кругозора
у дошкольников. 25
Заключение. 36
Список использованной
литературы.. 38
Введение:
Важной
педагогической задачей дошкольных образовательных учреждений было и остается
решение проблемы подготовки детей к школе. Готовность детей к обучению в школе
– основа эффективного начального образования, которое, в свою очередь, служит
базой для среднего и высшего образования ребенка.
Актуальность. Проблема дошкольной подготовки ребенка к обучению
не является новой, однако в современном мире она приобретает особую
актуальность в связи с повышением требований к усвоению программы современной
школы. Развитие кругозора ребенка – одна из основных составляющих общего
интеллектуального развития личности, а именно к этому стремится современное
образования согласно ФГОС нового поколения.
Исследованием
развития интеллектуальной сферы дошкольника занимались такие известные ученые,
как Л. Божович, Л. Выготский, А. Леонтьев, Д. Эльконин и мн. др. В то же время
эта проблема остается актуальной и сегодня приобретает новое звучание, поэтому
требует дальнейшего изучения.
Цель исследования: изучить процесс развития кругозора у
дошкольников как элемента готовности к обучению в школе.
Объект
исследования: подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе;
Предмет
исследования: развитие кругозора детей дошкольного возраста.
Для
достижения цели в работе решались следующие задачи:
1.Раскрыть
теоретические основы развития кругозора у детей дошкольного возраста;
2.Рассмотреть
проблему подготовки детей к школьному обучению;
3.
Определить основные задачи процесса подготовки ребенка к школе в дошкольном
учреждении;
4.
Изучить методики на выявление уровня
сформированности кругозора у дошкольников;
5.
Подобрать примерный комплекс
мероприятий по развитию, повышению уровня кругозора у дошкольников.
Теоретико-методологической
базой исследования являются
работы академика А.В. Запорожца, а также исследования таких психологов, как
Эльконин Д. Б., Давыдов. В., Поддъяков Н.Н. и др. А среди педагогов эта работа
нашла отражение в исследованиях Нечаевой В.Г., Марковой Т.А., Буре Р.С.,
Тарунтаевой Т.В.
Основным
методом нашего исследования является изучение научно-методической
литературы, посвященной данной проблеме.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы
педагогами дошкольных учреждений в процессе подготовки дошкольников к обучению
в школе.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения
и списка использованной литературы.
Заключение:
В своей работе
мы изучили проблему подготовки детей к школьному обучению, особое внимание
уделив развитию детского кругозора, как составляющего элемента готовности.
Анализ психолого-педагогического наследия позволяет понять проблему подготовки
детей к школе, как очень широкое явление, включающее в себя три взаимосвязанных
аспекта рассмотрения данного феномена: физиологический, психологический,
социально-личностный в их взаимосвязи и взаимодействии.
Современная
дошкольная педагогика нацелена на исследование эффективных условий и средств,
обеспечивающих качественную подготовку детей к школе. Научные поиски в этом
направлении связаны с углублением подходов к пониманию феномена «готовность
современного дошкольника к школе», с разработкой содержания, педагогических условий
и технологий подготовки детей к школьному обучению.
В
современное время проблема готовности детей к школьному обучению прежде всего
рассматривается с точки зрения соответствия уровня развития ребенка требованиям
учебной деятельности. Знание особенностей психолого-педагогической готовности к
школе дошкольников позволяет конкретизировать задачи учебно-воспитательной
работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего
успешного обучения в школе.
Условием
формирования готовности к школе в ДОУ выступает развивающее педагогическое
взаимодействие воспитателя с детьми. Задача воспитателя – обеспечить условия
для развития у старших дошкольников широкой самостоятельности, интереса к
познанию и творчеству, гуманных чувств, ценностных ориентации, стремления к
школе, к новой социальной роли ученика.
Готовность
к школе является результатом образовательной работы с детьми, осуществляемой
семьей и дошкольным учреждением на протяжении всего дошкольного возраста.
Достижение высокого уровня готовности к школьному обучению является условием
успешной учебы и эмоционального благополучия первоклассника.
Вопросы
предшкольной подготовки – это не только вопросы обучения, но и всестороннего
интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития ребёнка,
формирование его личности.
Так как
готовность ребёнка к школьному обучению заключается не столько в количественном
запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов,
умении обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и
явления окружающего мира.
Готовность
к обучению определяется пониманием ребёнком смысла учебных задач, их отличия от
практических, осознанием способов выполнения действий, навыками самоконтроля и
самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать,
добиваться решения поставленных задач.
Рассмотрев
представленный опыт работы по решению проблемы подготовки детей к школе, можно
утверждать, что данная проблема требует дальнейшего исследования, выработки
рекомендаций для конкретизации задач и методов учебной работы с детьми
дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Развитие кругозора у дошкольников как один из составляющих
элементов проблемы подготовки детей к обучению в школе 1.1.Теоретические основы развития кругозора у детей
дошкольного возраста Педагог-психолог
Ю.А. Сыромятникова так определяет понятие кругозора ребенка дошкольного
возраста: «Уровень кругозора дошкольника – это объем знаний, представлений
ребенка об окружающей его действительности, способность разбираться в различных
сферах жизни человека.
Сферы,
в которых должен разбираться дошкольник на этапе завершения дошкольного
возраста:
1.
Общество и взаимоотношения (я, семья, коллектив, Родина, быт, традиции,
праздники, инфраструктура, мир профессий и т.п.).
2.
Живая природа (мир животных, растений).
3.
Неживая природа (предметный мир, свойства предметов, явлений, взаимосвязь
времен года, части суток, космическое пространство).
4.
Культура (литература, музыка, художественное творчество).
Родители
в свою очередь должны поддерживать интерес ребенка, активно вовлекать его в
различную деятельность, постоянно «давать» новую информацию для размышлений ребенка»
[Сыромятникова].
Дошкольный
возраст – важнейший этап в развитии кругозора ребенка. В его формировании одну
из основных ролей играет познавательное развитие. В дошкольном возрасте
развитие познавательного интереса ребенка, его любознательности и
наблюдательности становится приоритетным направлением педагогической теории и
практики.
Развитие кругозора оказывает важное воздействие на общее развитие
ребенка, способствует формированию его интеллектуальных и личностных