Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
КРИТИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. . . . . . . . . . .
. . . . . 6 1.1. Сущность и содержание понятий
«мышление», «критическое мышление». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 6 1.2. Психологические особенности
детей младшего школьного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 1.3. Особенности развития критического
мышления у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности . . . . 20 ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (МБОУ СОШ № 50, г. Нижний Тагил)
. . . 30 2.1. Методы диагностики критического
мышления у детей младшего школьного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . 30 2.2. Методы обработки данных
исследования критического мышления у детей младшего школьного возраста . . . .
. . . 36 2.3. Организация, проведение
и анализ результатов исследования критического мышления у детей младшего школьного
возраста (МБОУ СОШ №, г. Нижний Тагил) 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 ПРИЛОЖЕНИЯ

  

Введение:

 

Приоритетной задачей современной школы является не овладение учащимися
определенным набором знаний, умений, навыков, а воспитание думающей, внутренне свободной
личности, способной формировать, и аргументировано отстаивать собственную точку
зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения.

Оптимальным способом решения поставленной задачи является развитие
у школьников критического мышления. Критическое мышление предполагает умение видеть
проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений, умение подвергать рефлексии
собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять
допущенные ошибки. Кроме того, данный тип мышления включает в себя готовность отказаться
от своего решения в пользу более эффективного, открытость для новых идей, умение
делать объективные выводы, что обусловливает понимание неоднозначности мира.

Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами
интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия
и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь
не только на логику, но и на представления собеседника.

Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации,
может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы на уровне ценностей, критически
мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами,
принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования
разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей. Следовательно, он
более успешно сможет адаптироваться в современной жизни.

Педагоги давно установили, что основной акцент в преподавании должен
делаться не на усвоение учащимися излагаемой информации и механическое запоминание
ими учебного материала, а на развитие мышления учащихся. Необходимо также обучать
аналитически, рассматривать изучаемую сферу, что предполагает разложение, расчленение,
исследование начал, элементарных принципов, в силу которых рассуждение принимает
доказательный характер.

Современные исследователи в области методов развития критического мышления:
Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер, М.В.Кларин, 4 С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев,
И.В.Муштавинская и др. под критическим мышлением понимают совокупность качеств и
умений, обуславливающих высокий уровень исследовательской культуры. Таким образом,
критичность состоит в умении обдуманно действовать, самостоятельно проверять и исправлять
допущенные ошибки в соответствии с объективными условиями реальности, что является
актуальным качеством для применения в современной жизни, а в особенности, в образовательном
пространстве младшего школьника.

Формирование критического мышления учащихся в процессе обучения приобретает
особенно большое значение не только в связи с новыми задачами, поставленными перед
школой в современных условиях. В личностно ориентированной педагогике способы формирования
критического мышления должны соответствовать развитию современного общества и усилению
внимания к внутреннему миру личности.

Педагогика и психология имеет достаточное представление о формировании
теоретического и практического, продуктивного и репродуктивного мышления учащихся,
существует целостная концепция проблемного обучения как средства развития творческого,
проблемного мышления в процессе усвоения знаний. Однако среди всех видов мышления,
достаточно изученных психологами и педагогами, менее всего описан такой важный вид,
как критическое мышление. Многие педагоги стремятся к поиску оптимальных форм и
методов обучения критическому мышлению, однако, и в подготовке учителя почти не
уделяется внимание формированию критического мышления. Поэтому тема курсовой работы
является актуальной.

Проблема исследования связана с поиском средств развития критичности мышления
у детей младшего школьного возраста, соответствующих их психологическим и возрастным
особенностям.

В связи с актуальностью данного
вопроса была определена тема курсовой работы:
«Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста».

Объект исследования: критическое мышление младших школьников.

Предмет исследования: процесс развития критического мышления младших школьников.

Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически выявить условия
влияния особенностей развития критического мышления у детей младшего школьного возраста
на их образовательную успешность.

Гипотеза исследования в теоретическом плане состоит в том, что развитие критичности мышления
младших школьников может быть одним из условий их образовательной успешности; в
эмпирическом плане — развитие критичности мышления детей младшего школьного возраста
может быть обусловлено:

− разработкой специального курса и
включение в содержание других дисциплин заданий, проблем, упражнений,
направленных на отработку мыслительных умений и критичности ума;

− наличием диагностических методик
определения уровня критического мышления с учетом возрастных особенностей,
способностей и жизненного опыта учащихся;

− разработанностью междисциплинарной
технологии формирования критического мышления;

− преемственностью технологий
формирования критического мышления учащихся [7].

Задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы
изучить понятие «мышление», «критическое
мышление» и ознакомиться с классификацией видов мышления, форм и качеств.

2. Изучить психологические особенности детей младшего школьного возраста
и определить особенности развития критического мышления обучающихся младшего школьного
возраста.

3. Обосновать выбор и дать характеристику диагностических методов и методик,
предназначенных для изучения видов мышления у детей младшего школьного возраста.

4. Обосновать выбор и дать характеристику методов статистической обработки
данных, адекватных цели и задачам проведенного исследования особенностей развития
критического мышления у детей младшего школьного возраста.

5. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей развития
критического мышления у детей младшего школьного возраста, обработать полученные
данные с использованием методов статистики, сформулировать выводы на основе анализа
и интерпретации результатов исследования.

Методы исследования:

— теоретические: анализ психолого-педагогической
литературы, сравнение, обобщение;

— эмпирические: тестирование,

— методы качественного и
количественного анализа результатов, включая статистические методы обработки данных,
выполненные в программе MS Excel 2010.

Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы (источника), приложений. Объем работы составляет страницы,
в ней таблицы, рисунков.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе ощущения и восприятия
человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его
отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей, не могут
отразиться в нашем сознании непосредственно.

Суть мышления — в выполнении
некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти
операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира.

Основным приоритетом развития
образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность.
Поэтому критическое мышление должно быть стратегической основой для постоянного
образования людей. Мы рассмотрели разнообразные определения понятия
критического мышления и его характеристики.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного
детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие
потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Исходя
из возрастной периодизации, в младшем школьном возрасте, когда ребенок является
субъектом учебной деятельности, он развивает возрастные новообразования —
теоретическое сознание и мышление, развивает их соответствующие способности
(рефлексия, анализ, психическое планирование), а также обучение потребности и
мотивы. Роль игр уменьшается, однако ряд исследований показывает, что эти игры
являются эффективным методом личностного развития младшего школьника.
Следовательно, в младшем школьном возрасте, с переходом ведущей деятельности с
игровой на образовательную, ребенок перестает быть предметом игры, но
автоматически не становится субъектом учебной деятельности, для этого ему
необходимо создавать условия. Благодаря тому, что активные действия являются
основой игровой деятельности, она отлично вписывается в образовательную, и
тогда младший ученик становится не просто объектом, а предметом учебной деятельности.

В младшем школьном возрасте
происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в
регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление,
восприятие, память.

Мышление ребенка младшего школьного
возраста находится на переходном этапе развития.

В этот период осуществляется переход
от мышления наглядно – образного к словесно-логическому, понятийному.
Словесно-логическое мышление формируется постепенно на протяжении младшего
школьного возраста.

Таким
образом, уровень развития сформированности критического мышления у школьников
достаточно невысок. Это показывает, что уровни сформированности качеств
критического мышления у данных групп практические на одинаковом уровне.

Согласно
полученным данным, видно, что преобладает недостаточный, а также средний уровни
развития мышления.

Учащиеся
не могут сопоставить различную информацию и сделать вывод на её основании, не
справляются с разложением целого на части и разделением общего от частного, не
различают более трёх свойств предмета с дальнейшим его обобщением и
распределением по группам. Младшие школьники с низким уровнем развития
логического мышления излагают свои мысли непоследовательно, суть которых чаще
всего не понимают сами.

Таким
образом, нами был проведен педагогический эксперимент, который показал уровень
развития мышления учащихся класса. В итоге эксперимента было выявлено, что
преобладающим уровнем являются средний и низкий.

Для
повышения уровней мышления целесообразно разработать, а также применить
методики и приемы в заданиях, которые будут соответствовать возрастным
особенностям детей.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КРИТИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Сущность и содержание понятий «мышление», «критическое мышление»

В процессе чувствования и восприятия
человек понимает окружающий мир через прямые сенсорные рефлексы. Однако
внутренний закон, природа вещей, не может быть непосредственно отражена в нашем
сознании.

Ни один паттерн не может быть
воспринят непосредственно органами чувств. Познание основано на признании
связей и отношений между вещами. Мышление — это косвенное и широкое отражение
природы реальности, отношений между природой.

Это обобщенная ориентация в
конкретной ситуации реальности. Мышление, как явление, обеспечивающее
универсальные характеристики человека в психологической структуре человека,
относится к психологическому познавательному процессу, обеспечивающему основное
отражение и понимание воздействия окружающей действительности. Традиционное
определение мышления в психологической науке обычно фиксирует две его основные
характеристики: общность и посредничество, то есть мышление-это процесс
обобщенного и посреднического отражения действительности в ее основных связях и
отношениях. Мышление-это процесс познавательной деятельности, в котором субъект
оперирует различными типами обобщений, включая образы, понятия и категории [12].

Суть мышления заключается в
использовании образов для выполнения некоторых когнитивных операций во
внутренней картине мира. Эти операции позволяют создавать и дополнять модели
постоянно меняющегося мира.

В психологической науке существуют
такие формы логического мышления: понятия, суждения, умозаключения. Понятие-это
объект или явление, которое отражается в общих и основных атрибутах сознания
человека.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы