Курсовая с практикой на тему Развитие координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение …………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические подходы к воспитанию координационных способностей учащихся на уроках физической культуры ….………… 3
6
1.1. Сущность и значение координационных способностей: классификация, средства и методы воспитания координационных способностей ………………………………………………………………..
6
1.2. Характеристика современных методик развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры…………………………………
10
1.3. Особенности физического развития учащихся среднего школьного возраста ………………………………………………………….
13
Глава 2. Организация и методы исследования ……………..…………. 16
2.1. Методы исследования ………..…………………………..…… 16
2.2. Организация исследования ……….…………………………… 19
Глава 3. Анализ методики воспитания координационных способностей ………………………………………………………………………………….
3.1. Анализ исходного уровня развития координационных способностей у учащихся 7 класса на начальном этапе эксперимента…
20
20
3.2. Комплексы упражнений, направленные на воспитание координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста ………………………………………………………………………
21
3.3. Сравнительный анализ результатов начального и итогового этапов исследования …………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………..
Литература………..……………………………………………………………
24
26
29
Введение:
Актуальность исследования. Реализация физического потенциала детей школьного возраста – это одна из важнейших задач уроков физической культуры в средней школе. Однако зачастую педагоги ограничены рамками имеющихся типовых программ, многие из которых устарели и не позволяют в полной мере оптимально развивать физические возможности детей.
Среди двигательных способностей одно из центральных мест отводится координационным способностям. Координационные способности выражаются в способности человека точно, быстро, экономически целесообразно решать двигательные задачи. Только рациональное, физически близкое к совершенству движение позволяет максимально проявлять силовые способности, выносливость, особенно это актуально во время комплексного их проявления в гимнастике, спортивных и подвижных играх и единоборствах. Это позволяет выделять координационные способности как одно из важнейших физических качеств, особенно на этапе формирования двигательных действий.
Исследователи отмечают, что средний школьный возраст является оптимальным возрастом для развития координационных способностей. В этом возрасте приобретаются основные знания, умения и навыки, которые послужат своеобразным фундаментом для выполнения упражнений на координацию.
Поскольку координационные способности играют такую важную роль в жизни человека, то они достаточно давно являются предметом изучения различных исследователей. Структура двигательных действий отражена в трудах таких ученых, как В.К. Бальсевич, Н.А. Бернштейн, Ю.Д. Железняк, Л.П. Матвеев, И.М. Туревской, В.П. Филин, Н.А. Фомин. По мнению В.И. Лях, данные способности развиваются у детей школьного возраста от 7 до 18 лет. Исследования В.В. Зайцевой, С.П. Левушкина, С.Н. Блинкова показывают, что у школьников существуют предпосылки для успешного развития всех двигательных способностей.
Анализ школьной программы и литературных источников по данной тематике позволяет сделать вывод о том, что развитию координационных способностей не уделяется достаточного внимания ни во время школьного урока, ни в большинстве спортивных секций.
В связи с вышесказанным можно констатировать наличие проблемы, которая характеризуется, с одной стороны, необходимостью повышения координационных способностей детей среднего школьного возраста, с другой, отсутствия оптимальной методики по развития данного физического качества.
Объектом исследования выступает процесс физического воспитания детей среднего школьного возраста.
Предметом исследования являются комплексы упражнений развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: предполагается, что применение комплекса специальных упражнений повысит эффективность процесса развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста.
Цель работы заключается в обосновании, разработке и внедрении комплекса упражнений для развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
1) изучить психофизиологические особенности организма детей среднего школьного возраста, а также определить начальный уровень развития координационных способностей детей;
2) разработать и обосновать комплекс упражнений для развития координационных способностей детей среднего школьного возраста в процессе обучения;
3) оценить уровень развития координационных способностей детей, участвующих в эксперименте.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, контент-анализ, синтез, систематизация, обобщение, наблюдение, анализ опыта работы, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость. Разработанная методика может быть использована в физическом воспитании детей среднего школьного возраста в общеобразовательных учреждениях.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Итак, в ходе выполнения работы были получены следующие результаты:
1. Были изучены психофизиологические особенности организма детей среднего школьного возраста. Определили понятие координационных способностей, которыми можно назвать совокупность характеристик у человеческого организма, проявляющиеся в процессе разрешения двигательных задач различной координационной затруднительности в соответствии с уровнем построений передвижений и обусловливающих успех в управлении двигательным передвижением. Различные проявления координационных способностей обладают своеобразной возрастной динамикой биологического развития. Однако самые высокие темпы естественного роста наблюдаются в препубертатном возрасте.
Воспитание и совершенствование навыков учащихся и школьников происходит за счет систематического выполнения физических упражнений. Для развития координационных способностей сегодняшних школьников используются различные методы: соревновательные, специальная подготовка, общеподготовительные. Также можно использовать игровой метод, визуальные методы, вербальные методы и практические.
Каждый возраст обладает своими характеристиками в физическом развитии. Исходя из вышеперечисленного, выделим основные особенности физического развития учащихся среднего школьного возраста: увеличивается объем костной ткани, увеличивается рост конечностей как верхних, так и нижних. Увеличение длины позвоночного столба. Прирост мышечной массы, за счет увеличения длины мышечных волокон. Но мышцы же, в свою очередь еще не способны к выполнению длительных физических нагрузок. Педагогу по физической культуре, во время уроков, необходимо особое внимание уделять отдыху между выполнением упражнений. Диспропорциональность сердечно — сосудистой системы. Сердце, как и вся мышечная ткань, увеличивается в размерах, сосуды же продолжают рост в прежнем темпе. Именно из-за возникающей диспропорции в этом возрасте велик риск приобретения или установления заболеваний сердечно — сосудистой системы. Нередки случаи функциональных нарушений организма во время занятий спортом — головокружение, головная боль, потемнение в глазах, обмороки. Повышенная возбудимость нервной системы. Склонность к аффектам. Также отмечается интенсификация активности гипофиза и щитовидной железы.
Был определен начальный уровень развития координационных способностей детей на основе проведения опытно-экспериментальной работы. В опытно-экспериментальной работе принимали участие дети среднего школьного возраста. Первая группа учащихся 7 класса контрольная – 10 человек, вторая группа – экспериментальная – 10 человек. Экспериментальное развитие координационных способностей проводилось в экспериментальной группе. Цель опытно-экспериментальной работы – проверка эффективности комплекса упражнений по развитию координационных способностей. Этапы опытно-экспериментального исследования: констатирующий этап; формирующий этап; контрольный этап.
На начало проведения экспериментальной работы исходный уровень развития координационных способностей у учащихся 7 класса в контрольной и экспериментальной группе находится на одном уровне. Далее на формирующем этапе используются комплексы упражнений, направленные на воспитание координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста в экспериментальной группе.
2. Разработан и обоснован комплекс упражнений для развития координационных способностей детей среднего школьного возраста в процессе обучения. Были подобраны комплексы упражнений для использования в тренировочном процессе:
наклоны головы вперед, назад, в стороны: стоя на месте, в ходьбе и беге, в прыжках;
повороты в ходьбе, в беге, в прыжках (на заданное и максимальное количество градусов; серийные);
вращения в ходьбе, в беге, в прыжках;
акробатические упражнения (всевозможные кувырки, перекаты и т.п., в том числе с закрытыми глазами);
прыжковые упражнения;
стойки на неустойчивой опоре.
3. Дана оценка уровню развития координационных способностей детей, участвующих в эксперименте, на окончание опытно-экспериментальной работы. Уровень развития координационных способностей в экспериментальной группе оказался значительно выше, чем в контрольной. Мы объясняем значительный прирост результатов в экспериментальной группе тем, что применение дополнительного комплекса упражнений в данной программе обучения в экспериментальной группе для повышения уровня развития координационных способностей позволили добиться лучших показателей, чем в контрольной группе, в которой обучение проводилось по типовой программе.
Таким образом, цель работы достигнута, а задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические подходы к воспитанию координационных способностей учащихся на уроках физической культуры
1.1. Сущность и значение координационных способностей: классификация, средства и методы воспитания координационных способностей
Слово «координация» имеет латинское происхождение. Оно означает последовательность, единство, упорядоченность. Координацией можно назвать некоторые человеческие возможности по рациональному координированию собственных движений и движений части тела в процессе решений конкретных двигательных движения. Координацию можно описывать в качестве способности человека уметь контролировать собственные передвижения.
В свою очередь, Л.П. Матвеев определяет координационные способности как:
в первую очередь, способность направлять передвижения (координироваться, подчиняться, организовываться в обще целом) в процессе построения и воспроизведения нового двигательного действия;
во вторую очередь, способность по регулировке направления движений, в ходе данной потребности изменять характеристики освоенного действия либо в процессе переключения на иное действие в соответствии с требованиями изменяющихся условий [22].
Несомненно, что в процессе внедрения нового определения «навыки координации» авторы использовали интерпретацию термина «мастерство» [24]. Основа подвижности – навыки координации.
Так, по данным Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, ловкость понимается как комплекс координационных способностей, к которым относятся быстрота освоения нового движения, другая – быстрой регулировки двигательной активности на основе требований произвольно изменившейся ситуации [29].
Согласно В. И. Лях, способность к координации – это способность человека, определяющая его готовность к оптимальному контролю и регулированию двигательной активности [20].
Можно отметить, что многие авторы, используя что-то вроде «способности к координации», дав свое определение, использовали интерпретацию термина «ловкость». Между тем, описывал именно А. Н. Бернштейн в своих работах существенные различия между рассмотренными концепциями [5]. Как отмечается данным автором, качества ловкости могут проявлять себя в каждом двигательном действии, исполняя которое игрок находится в необычной для себя обстановке и с нежданными для себя переменами. Данное качество заключается в довольно высоком уровне гибкости, и адекватном реагировании на меняющиеся внешние условия. Также данный автор указывает на то, что способность к координированию движения проявляется при любой двигательной активности.
Очевидно, что существует, по крайней мере, два подхода к определению термина «навыки координации». Таким образом, некоторые авторы рассматривают способность координации как способность к управлению. Другие считают, что навыки координации являются компонентом физических возможностей. Так, Л.А. Карпенко координационных способностей определяется как способность организма согласовывать отдельные элементы движения в единое смысловое целое, чтобы решить определенную моторное проблема [17].
Особенно ценным для определения сущности координационных способностей утверждение Н.А. Бернштейн, что движения доставляют каждом уровне определенные характеристики человеческого тела. Иными словами, ключевым понятием в процессе определения механизма по координации можно принимать во внимание не класс двигательной задачи, а специфику организма, обеспечивающую их разрешение [5].
Основываясь на вышесказанном, представляется следующее определение понятия «координационная способность» как осмысленного и отражающего сущность явления. Координационными способностями можно назвать комплекс некоторых характеристик у организма человека, которые проявляют себя в ходе разрешения двигательной задачи разной трудности координации в соответствии с уровнем движения и определяющая успешность двигательных управляющих воздействий [7].
Теоретико-экспериментальные данные по многим исследования предоставляют возможности по установлению типов координационных способностей: специальный тип, специфический тип и общий тип.
Специальный вид координационных способностей относится к группам двигательных движений, однородных по психофизиологическим системам и сгруппированных в соответствии с возрастающим уровнем трудоемкости [4]:
циклические и ациклические двигательные действия;
передвижение тела в некотором подпространстве (гимнастики, акробатики);
передвижение и манипуляция при помощи разных частей тела в подпространстве (уколы, удары и т. д.);
передвижение объекта в подпространстве (поднимание тяжелого, перенос объектов);
баллистический (метательный) тип в соответствии с дальностью и силой метаний (мяч, диск, ядро);
упражнения для точного метания (теннисные занятия, занятия городками, жонглированием);
наступательные и оборонительные действия в занятиях боксом, занятиях фехтованием, в борьбе;
наступательные и оборонительные действия в мобильных и спортивно-ориентированных игровых действиях.
Специфический тип:
умение ориентироваться – способность человека к точному установлению, а также своевременной смене положений и совершать передвижения в требуемых направлениях;
возможность дифференцировать параметры передвижения определяет высочайший уровень точности и эффективности подпространственного (угол в суставе), силового (напряженность в функционирующих мышцах) и временного (чувствительность ко времени) параметра передвижения;
реакция – дает возможность стремительно и четко исполнить единое, непродолжительное передвижение по известному либо неизвестному заведомо знаку со стороны тела либо какой-либо его части;
умения перестраивать двигательные действия – скорость трансформаций разработанных форм передвижений либо перехода с одного двигательного действия на другое в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
умение согласовывать передвижения, подчинении отдельного передвижения и действия в общей двигательной конфигурации;
умение равновесия – поддержание стабильность в позе в статическом положении тела, в процессе реализации передвижений;
умение держать ритм – данное умение четко воспроизводить заданные ритмы двигательных действий либо соразмерно комбинировать его на основании меняющихся обстоятельств;
умение владеть вестибулярной стабильностью – умение четко и устойчиво делать двигательное действие в обстоятельствах присутствия вестибулярного раздражителя (сальто, броски, повороты);
добровольное расслабление мышечных тканей – это умение оптимально координировать расслабление и сокращение некоторых групп мышц в требуемое на то время [6].