Курсовая с практикой на тему Развитие координационных способностей у школьников 12-13 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика координационных способностей 7
1.1 Понятие координационных способностей 7
1.2. Задачи развития координационных способност ей у детей 12-13 лет 14
Глава 2. Методы исследования, организация исследования, результаты собственных исследований и их обсуждение 17
2.1 Методы исследования 17
2.2 Педагогический эксперимент 17
2.3 Организация исследования 20
Глава 3. Результаты собственных исследований и их обсуждение 21
3.1 Результаты педагогического тестирования 21
3.2 Методическое обоснование 24
Заключение 30
Список литературы 34
Введение:
Актуальность темы. Состояние и уровень физической подготовленности учащихся основной школы является предметом серьезной обеспокоенности специалистов, по мнению которых современная система физического воспитания школьников не обеспечивает надлежащего уровня их физической и интеллектуальной подготовленности, необходимой им в обеспечении реальных конкурентных преимуществ на рынке труда и в дальнейшей профессиональной деятельности. На это указывают публикации в периодических и научных изданиях (В. Арефьев, 2013; А.А. Баранов, 2008; Т.Ю. Круцевич, Н.Е. Пангелова, 2014 и др.).
Национальная доктрина развития образования указывает на необходимость использования разнообразных форм двигательной активности и других средств физического совершенствования для сохранения здоровья граждан как самой общественной ценности. Одним из перспективных направлений совершенствования системы физического воспитания в общеобразовательной школе является поиск и научное обоснование эффективных средств и методов развития двигательных качеств, особенно координационных способностей детей (Б. А. Ашмарин, 1990; В.И. Лях, 2006; Л. Д. Назаренко, 2003; Н. Ф. Чупрун, 2010).
Исследования по проблеме развития координационных способностей у детей (Л. В. Волков, 2010; В. И. Лях, 2005; Т. В. Скалий, 2006; О.В. Тимошенко, 1999; Н. Ф. Чупрун 2013 и другие) свидетельствуют, что именно в период 12-13 лет формируется координационный базис человека, для чего есть физиологические и психологические предпосылки. Поэтому в системе физической подготовки школьников особое место принадлежит развитию и совершенствованию координационных способностей, которые играют ключевую роль в процессе овладения человеком двигательными навыками, развитием необходимых каждому современному человеку физических качеств — силы, скорости, ловкости и точности движений, их рациональности и т.д. (В. И.Лях, 2006; Л. П. Сергиенко, 2001; Р. В. Чепик, 2012).
Значимость обозначенной проблемы формирования координационных
способностей у учащихся основной школы на уроках физической культуры требует поиска новых путей, с помощью которых можно способствовать развитию различных проявлений координационных способностей, необходимых в повседневной и спортивной деятельности.
Объект исследования — учебно-воспитательный процесс по физической культуре учащихся основной школы.
Предмет исследования — формы, средства и методы развития координационных способностей учащихся 12 — 13 лет в процессе занятий мини-футболом.
Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность методики совершенствования координационных способностей учащихся 12-13 лет в процессе занятий мини-футболом.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ научно-методической литературы по проблеме
развития координационных способностей школьников в процессе физического
воспитания.
2. Исследовать возрастные особенности развития физических качеств и координационных способностей учащихся 12-13 лет.
3. Определить наличие и информативную значимость взаимосвязей компонентов физических качеств и разновидностей координационных способностей школьников в процессе физического воспитания.
4. Обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность методики развития координационных способностей учащихся основной школы в процессе занятий мини-футболом.
Методы исследования. Для решения поставленных задач исследования на различных его этапах использованы следующие теоретические и эмпирические методы:
— теоретические — для определения состояния раскрытия проблемы исследования в педагогической, научной, учебно-методической и специальной литературе, изучение учебных планов и учебных программ;
— эмпирические — наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент — с целью исследования уровня развития физических и координационных способностей, уровня развития технико-тактических показателей, разработки экспериментальной методики и проверки ее эффективности;
— методы математической статистики — для обработки экспериментальных результатов исследования, качественного и количественного анализа и обоснованности выводов.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые: разработана и теоретически обоснована методика развития координационных способностей учащихся основной школы средствами мини-футбола; приведены научные данные о взаимосвязи и взаимозависимость компонентов физических и координационных способностей учащихся 12 — 13 лет, как целостной динамической системы; обоснование применения тренировочных футбольных упражнений в системе урочных занятий для совершенствования координационных способностей; дополнены данные: по возрастным особенностям физической подготовленности учеников среднего школьного возраста; по формированию и развитию составляющих координационных способностей, которые имеют приоритетное значение для игровой деятельности; по содержанию и методам совершенствования координационных способностей учащихся основной школы.
Практическое значение результатов исследования заключается в разработке и внедрении в практику физического воспитания экспериментальной методики развития координационных способностей учащихся основной школы в процессе занятий мини-футболом. Разработанные теоретические и методические материалы исследования, могут быть использованы для разработки учебных программ и подбора упражнений для повышения уровня координационных способностей учащихся.
Материалы исследования использованы для совершенствования содержания обучения учебных дисциплин «Теория и методика физического воспитания» и «Теория и методика подготовки в избранном виде спорта» в процессе подготовки будущих специалистов отрасли физической культуры и спорта.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Анализ литературных источников показал, что координационные способности необходимо развивать с ранних лет, с учетом физических и психических особенностей ребенка.
К наиболее важным координационным способностям для детей, занимающихся мини — футболом авторы относят способность к ориентированию в пространстве, равновесие, ритм, способности к воспроизведению, дифференцированию, оценке и отмериванию пространственных, временных и силовых параметров движений, способности к реагированию, быстроте перестроения двигательной деятельности, способности к согласованию движений, произвольное мышечное напряжение и статокинетическую устойчивость.
Значимость воспитания координационных способностей для школьников, занимающимся мини — футболом, по мнению авторов, объясняется четырьмя основными причинами: к первой причине относится успешное обучение физическим упражнениям; второй причиной являются, безусловно, сформировавшиеся координационные способности; в третью группу причин входят координационные способности, обеспечивающие экономное расходование энергетических ресурсов детей, которые влияют на величину их использования; к четвертой причине значимости воспитания координационных способностей относится развитие данного качества, где необходимы разнообразные варианты упражнений.
Нами было проведено тестирование уровня развития координационных способностей у детей, занимающихся в школьной секции по мини — футболу. До проведения педагогического эксперимента средние результаты в тестах были следующие: «координационная лестница» — 52 с, жонглирование мяча на количество раз за 30 с — 14 раз, удары по мячу в ворота за три попытки — 2 раза, обводка фишек на скорость — 54 с, челночный бег — 35 с. После проведения педагогического эксперимента средний результат в тесте «координационная лестница» — 43 с, жонглирование мяча за тридцать секунд — 19 раз, из трех предоставленных попыток ударов по мячу в ворота, школьники стали выполнять попадания 3 раза. Обводка фишек — 48 с, а челночный бег — 33 с. Прирост показателей в тесте «координационная лестница» составил 17,3%, в тесте челночный бег — 5,8 %, в тесте обводка фишек на скорость — 7,7 %, жонглирование мяча — 30%, в тесте удары по мячу в ворота — 44%. Все результаты, полученные в ходе повторного тестирования имеют статистическую значимость. Наибольший прирост показателей можно наблюдать в тесте удары по мячу ногой. Это обуславливается тем, что детям было легче ориентироваться в пространстве, в соответствии с поставленной задачей. Для совершенствования данного качества мы применяли разнообразные задания: например, вместо ворот использовали фишки, варьировали расстояние между ними (изменяли ширину корридора для попадания в них), увеличивали расстояние от ученика до корридора из фишек, применяли нанесение удара школьников после различных исходных положений (например, удар по воротам после вращения, кувырков, из положения лежа на спине, живете и.т.д), устанавливались предметы, по которым необходимо было попасть школьникам, изменяли способ попадания мяча в ворота (по воздуху, по полу), устанавливали точное количество попаданий за определенное количество попыток. Нанесение удара по мячу в ворота являлось любимым заданием детей, занимающихся в школьной секции по мини — футболу.
Разработанный план тренировочных занятий, направленный на развитие координационных способностей у школьников, занимающихся в секции по мини — футболу, был реализован на базе МОУ СОШ №9 г.Вологды на протяжении 6-ти недель. Основными особенностями плана явились: возможность замены комплексов на протяжении всего тренировочного процесса, применение нескольких комплексов, повторение комплексов для лучшего усвоения материала, возможность подбирать комплекс для детей с высоким уровнем координационных способностей, средним и низким (т.е учитывать их уровень физической подготовленности), дозированное распределение упражнений.
Положительные сдвиги в уровне развития координационных способностей у детей, занимающихся в школьной секции по мини — футболу в процессе проведенного педагогического эксперимента отражают влияние разработанного плана тренировочных занятий, о чем свидетельствуют изменения показателей выполнения тестов обучающимися в начале и на конечном этапе исследования.
Практические рекомендации
В развитии координационных способностей у детей, занимающихся в школьной секции по мини — футболу, необходимо построение тренировочного процесса с использованием учета сенситивных периодов.
Для развития координационных способностей необходимо использовать варьирование упражнений, применять различные по величине нагрузку и дозировку упражнений с учетом возрастных особенностей школьников, занимающихся в футбольной секции.
Планируя работу с детьми, занимающихся в школьной секции по мини — футболу, рекомендуется четкое использование чередования нагрузок, начинать упражнения от простых к сложным, применять на занятии упражнения в парах и группах.
Следует отметить, что задания на координацию обладают большой четкостью мышечных ощущений, поэтому, если у занимающихся наступает утомление. Это дает малый эффект для развития данного качества. Данный факт следует учитывать в тренировочном процессе для тренера.
Рекомендуется использовать интервалы отдыха для достаточного восстановления при выполнении различных упражнений.
Фрагмент текста работы:
1.1 Понятие координационных способностей
Одной из особенностей современного мира является значительное увеличение объема деятельности, которая осуществляется в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, и требующая проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, что необходимо для детей занимающихся футболом. Подобного рода навыки и качества в теории физического воспитания, как правило, имеют связь с понятием ловкости, то есть способность человека к быстрому, оперативному, целесообразному и наиболее эффективному осваивания новых двигательных действий, успешному решению двигательных задач в условиях, поддающихся изменениям.
Двигательно-координационные способности представляют собой комплекс способностей, в частности у учеников средней школы, которые занимаются мини-футболом, к таким способностям относится быстрое, точное, целесообразное, экономное и находчивое, т. е. наиболее совершенное, выполнение двигательных задач, которые возникают перед ними (особенно задачи или задания с повышенной сложностью или возникающие спонтанно). Координированность является результатом согласованного сочетания движений в соответствии с заданной задачей, состоянием организма и условиями деятельности и она может иметь разную меру выраженности у конкретной личности.
Для конкретного человека величина выраженности координационных способностей состоит в успешном и качественном своеобразии организации и регулирования движений. Оценивая индивидуальную выраженность координационных способностей детей, занимающихся в секции по мини — футболу, рационально применять ряд свойств, отражающие различные варианты координационных возможностей. Степень эффективности управления определенными двигательными действиями, для детей разного возраста, можно определить на основе данных критерий (Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие. М.: ТВТ Дивизион, 2006. 290 с.).
Холодов Ж.К. (2003) и Кузнецов Ж.К. (2003) выделяют три группы координационных способностей: в первую они включают способности школьников, точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений, во вторую, способности поддерживать статическое и динамическое равновесие и третья группа, по их мнению, должна включать способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры и спорта. М.: Издательский центр «Академия», 2013. С. 166 — 167).
В работах Холодова (2003) Ж.К. и Кузнецова В.С. (2003), первая группа координационных способностей зависит от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т. е. чувства прилагаемого усилий.
В своих трудах авторы отмечают, что вторая группа координационных способностей зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений. Координационные способности, которые они относят к третьей группе, разделяют на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Авторы так же выделяют, что первая группа включает в себя чрезмерное напряжение мышц, которое может обеспечивать поддержание позы, а вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц — антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.
Под двигательной координацией можно понимать согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени. Так же, в двигательную координацию входит одновременное и последовательное сочетание движений, исходя из поставленной задачи, с внешним окружением и состоянием школьников занимающихся в секции по мини — футболу. Двигательная координация определяется мышечной координацией, хотя и неоднозначна ей (Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 2000. 287с.).
Двигательное качество «ловкость» стали применять для конкретизации понятия координационные способности. Так, Н.А. Бернштейн (2006) отмечал, что содержание ловкости находится не в конкретных движениях, а определяется исключительно по степени соответствия их с окружающей обстановкой, по степени успешности реализуемой ими двигательной задачи. В своих трудах В.И. Филиппович (2000) характеризовал ловкость, как способность быстро овладевать новыми двигательными действиями (способность быстро осваивать материал), или способность «к моторной адаптации», выражающейся в относительно стандартных и переменных ситуациях, которые быстро меняют свой ход действия. В настоящее время термины «ловкость» и «координационные способности» не идентичны, но до сих пор нет единой точки зрения по вопросу взаимодействия этих понятий (Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. М.: «ФиС», 2001. 228 с.).
Одна группа авторов считают, что ловкость является совокупностью координационных способностей. Так, по мнению В.И. Ляха (1994), не всякую координационную способность можно определять как проявление ловкости. В то же время, под ловкостью автор понимает совокупность координационных способностей, представленных в двигательных действиях совокупностью своих свойств. Некоторая группа авторов придерживается противоположных взглядов на соотношение понятий координационных способностей и ловкости. Е.П. Ильин (1997) отмечает, что ловкость может описываться как частная характеристика координированности, а не координированность входит в ловкость (Журн. Теория и практика физической культуры. 1994, №1. С. 48-50.).
Координационные способности и их первичный смысл может быть раскрыт с помощью латинского слово «coordinatio», что означает согласование, соподчинение, приведение в соответствие. В теории физической культуры и спорта, понятийный словарь характеризует координационные способности, как особый вид физических способностей, которые базируются на психофизиологических и морфологических особенностях организма и содействующих слаженному выполнению двигательных действий.