Адаптивная физическая культура Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие координационных способностей у лиц с нарушением интеллекта

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты эксперимента 4
1.1. Понятие нарушения интеллекта 4
1.2. Методы коррекции двигательных нарушений школьников с нарушением интеллекта 13
Глава 2. Организация исследования и общая характеристика работы по развитию координационных способностей у детей с нарушением интеллекта 20
2.1. Подготовка и проведение исследования 20
2.2. Методы воздействия на координационные способности 25
Заключение 36
Список использованной литературы 39

  

Введение:

 

Актуальность. Исследования двигательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями говорят о значительном отставании умственно отсталых школьников от их нормально развивающихся сверстников по всем показателям физического развития. Наибольшее отставание наблюдается в развитии координационных способностей[32].
Многие исследователи подчѐркивают необходимость создания эффективных методик преодоления двигательных нарушений. Целенаправленная коррекция недостатков моторного развития способствует укреплению здоровья детей, стимулирует их двигательную, психическую и социальную активность.
Наиболее важным является младший школьный возраст, когда закладывается фундамент разнообразных умений, в том числе и двигательных (Л. В. Шапкова, 2011). Поэтому формирование координационных способностей у детей с нарушением интеллекта в этом возрасте является актуальной задачей их физического воспитания [4]
Цель работы – исследование развития координационных способностей у лиц с нарушением интеллекта.
Объект: координационные способности у лиц с нарушением интеллекта.
Предмет: исследование развития координационных способностей у лиц с нарушением интеллекта.
Задачи:
— Изучить специальную литературу.
— Выявить особенности развития детей экспериментальной группы.
Организация эксперимента требовала проведение ряда этапов.
1 этап. Теоретический – направлен на изучение, анализ, синтез, интерпретацию, специальной литературы.
2 этап. Опытно-экспериментальный – включал в себя разработку, проведение и анализ эксперимента.
3 этап. Аналитико-обобщающий – направлен на анализ и обобщение полученных данных.
Гипотеза исследования: предполагается, что комплекс физических упражнений, используемый на занятиях лечебной физической культуры повысит уровень развития координационных способностей у школьников.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. теоретический анализ и синтез научной литературы;
2. эмпирические: наблюдение, психодиагностика, анализ документации.
3. метод количественного и качественного анализа полученных данных.
Теоретическая значимость исследования. Данные исследования позволяют рассмотреть возможность применения средств музыкально-ритмического воспитания на занятия лечебной физической культуры для развития физических качеств школьников начальных классов.
Практическая значимость. Организация физического воспитания школьников с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы 7 вида с использованием комплекса физических упражнений, разработанного на основе средств музыкально-ритмического воспитания, способствуещего повышению эффективности воздействия физкультурных занятий на физическое развитие занимающихся.
Получено научное подтверждение гипотезы и установлено, что применение данного коррекционно-развивающего комплекса физических упражнений на занятиях лечебной физической культуры у школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях коррекционной школы 7 вида, способствует улучшению показателей координационных способностей.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Развитие координационных способностей (КС) является важной частью процесса физического воспитания у детей с умственной отсталостью. Развивая КС у детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, мы формируем школу движений, которая в дальнейшем, поможет с наименьшими усилиями разучивать сложные движения и осваивать новые умения и навыки. Хорошо развитые координационные способности являются благоприятной почвой для развития остальных физических качеств (сила, быстрота, выносливость и т. д.). Очень важным фактором является правильно построенный процесс физического воспитания, в ходе которого для детей младшего школьного возраста с умственными или физическими ограничениями должны быть созданы условия для более эффективного овладения двигательными умениями и навыками, а также учтены методические рекомендации по полу, возрасту, степени тяжести дефекта, особенностям психической и эмоционально-волевой сферы детей.
В исследовании Т.А. Репиной было показано, что повышение успешности ребенка с низким социальным статусом в конструктивной деятельности (после специального экспериментального обучения) увеличивает число положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус ребенка. Успешность в деятельности положительно влияет на активность ребенка и на его положение в группе сверстников [5].
В исследовании Е.О. Смирновой был проведен сравнительный анализ эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов социальной компетентности у популярных и непопулярных дошкольников [13]. Полученные результаты показали, что далеко не все особенности психики и поведения детей, которые обычно связывают с социальной компетентностью, отличают популярных детей от непопулярных.
Так, эти две группы детей в исследовании Е.О. Смирновой практически не различались по уровню развития социального интеллекта и наглядно-действенного мышления, что свидетельствует о том, что когнитивные способности, такие как уровень развития интеллекта и способность к разрешению социальных проблем, не обеспечивают популярности ребенка в группе сверстников.
По степени общительности и инициативности в игре популярные дети также не превосходили своих сверстников. Среди непопулярных детей по этим показателям выделились две группы детей: 1-я — замкнутых и совершенно пассивных; 2-я — чрезмерно общительных и стремящихся к руководству. Обе эти стратегии в равной мере отталкивают сверстников и делают ребенка непопулярным. В отличие от этого все популярные дети занимали средние позиции по этим показателям: у них преобладали уступающий и организующий стили поведения в игре и средние уровни общения.
Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми были обнаружены в эмоциональном отношении к сверстникам. Во-первых, популярные дети практически никогда не были безразличны к действиям сверстника, проявляли интерес к тому, что он делает. Причем эта эмоциональная вовлеченность имела положительную окраску – они одобряли и поддерживали других детей, в то время как непопулярные осуждали и навязывали свой замысел.
В заключение следует отметить, что развитие координационных способностей у умственно отсталых детей позволит совершенствовать их локомоторные функции, повышать точность движений, устранять их непродуктивность, обусловленные психомоторным недоразвитием.
Апробированная нами методика по коррекции координационных способностей, имеющих легкую степень умственной отсталости, позволила улучшить показатели этих способностей. На основании полученных данных можно заключить, что предложенная методика коррекционной работы, основанная на изменении соотношения объёма базовых и вариативных упражнений, применяемая в младшем школьном возрасте, является эффективной.
Фундамент личности ребёнка закладывается в семье, которая является первой школой воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения. На нравственный облик ребёнка влияет вся жизнь семьи с её повседневными заботами, бытом, семейными устоями. Взрослые члены семьи несут ценностные установки и стандарты общества к культуре, которой они приобщены. Через семью ребёнок и сам приобщается к культуре общества, становится его членом. Опыт общения и взаимоотношений с родителями и близкими взрослыми, приобретенный в семье, в значительной степени определяет характер взаимоотношений ребёнка с окружающими людьми и в последующей его жизни. Наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка и его межличностные отношения, являются атмосфера семьи, наличие контакта у ребёнка с родителями.
Комплексы упражнений координационной направленности из предложенной методики можно рекомендовать использовать как на уроках по адаптивной физической культуре, так и при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий (внеклассные и внешкольные занятия) с детьми, имеющими нарушения интеллекта.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты эксперимента

1.1. Понятие нарушения интеллекта

Нарушение интеллекта — это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга.
Нарушение интеллекта или умственная отсталость является стойким нарушением познавательной деятельности, которое возникает вследствие органического поражения головного мозга. Такое поражение может возникать в результате воспалительного заболевания или интоксикации, ушибов головного мозга или являться генетической аномалией, передавшейся по наследству [21].
Основой дефекта является нарушение психической деятельности при умственной отсталости. Их клиническая картина различается у разных форм умственной отсталости и зависит от множества факторов, среди которых степень тяжести поражения центральной нервной системы, вредные влияния , которые действуют на развитие ребенка в период формирования психических функций организма и т.п.. [19].
Рассмотрим психолого-педагогические особенности детей с умственной отсталостью подробнее.
1. Дети с умственной отсталостью характеризуются недоразвитием познавательных процессов. Другими словами, такие дети имеют невысокую степень потребности в познании, им характерно неполное, часто искаженное представление об окружающей действительности, а усвоение нового материала происходит посредством многочисленных повторений [16].
2. Восприятие снижено из-за снижения слуха, зрения и недоразвития речи. Даже если все анализаторы находятся в сохранности, то нарушена обобщенность восприятия. Таким детям необходимо больше времени для восприятия текста или картинки, они с трудом могут выделять главное и не понимают внутренних связей между частями или персонажами [8]. Характерными признаками восприятия можно назвать следующие:
• Восприятие недостаточно дифференцированно (четко прослеживается при обучении, когда дети путают графически сходные буквы, цифры или предметы);
• Узость объема восприятия (ребенок выхватывает отдельные части в обозреваемом объекте, зачастую не воспринимая важный для общего понимания материал);
• Нарушение избирательности восприятия;
• Пассивность восприятия (ребенок не может самостоятельно рассматривать картинку без принуждения со стороны взрослого);
• Трудность восприятия пространства и времени [9].
3. Мышление характеризуется тугоподвижностью мыслительных процессов и инертностью. Абстрактное мышление не развивается, и ребенок остается на уровне конкретных понятий, которые в основном обобщают несущественные признаки предметов и явлений. Значительную трудность вызывает понимание отвлеченных связей , которые не основываются на непосредственном восприятии, а также последовательность событий . Такой ребенок не может понять причинно-следственную связь между предметами или явлениями, помимо связи, которая основана на наглядном опыте [14].
Отмечается слабость логического мышления, которая проявляется в низком уровне обобщения и сравнения переметов или явлений по существенным признакам. Такой ребенок не понимает переносный смысл пословиц или метафор, не умеет оперировать родовыми и видовыми понятиями [8].
Следует отметить, что все мыслительные операция характеризуются недостаточной сформированностью и имеют особые черты. Так, анализ проводится бессистемно, ребенок пропускает ряд важных свойств, отчленяя только более явные части, вызывается затруднение определять взаимосвязь между частями предмета. Такое положение приводит к затруднениям в синтезе предметов. Выделяя в них отдельные части, ребенок не может устанавливать связь между ними, и затрудняется составлять представление о предмете в целом. Из-за неумения выделять главное в предметах или явлениях, такие дети сравнивают по несущественным признакам, зачастую вовсе несоотносимым. Для таких детей характерны затруднения в установлении различий в сходных предметах [16].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы