Курсовая с практикой на тему Развитие координационных способностей при обучении старших дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование развития координационных способностей детей в старшем дошкольном возрасте 6
1.1. Особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Развитие физических качеств детей при обучении элементам спортивных игр 11
1.3. Педагогическая ценность тенниса в развитии координационных способностей старших дошкольников 16
Вывод по главе 1. 19
Глава 2. Эмпирическая работа по развитию координационных способностей у детей 5-6 лет при обучении элементам тенниса 21
2.1. Начальная диагностика развития координационных способностей у детей старшей группы детского сада 21
2.2. Разработка и апробация цикла занятий по обучению старших дошкольников элементам тенниса 24
2.3. Динамика уровня развития координационных способностей детей после реализации цикла занятий 24
Вывод по главе 2. 30
Заключение 34
Список использованной литературы 37
Приложения 41
Введение:
Актуальность темы исследования. В настоящее время специалисты указывают, что система физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях работает не достаточно на высоком уровне и отмечают надобность ее усовершенствования. Это необходимо, как в плане традиционно применяемых, так и введения инновационных средств, форм и методов занятий физическими упражнениями.
Проблема развития координационных способностей детей дошкольного возраста рассматриваются в работах таких ученых, как…….
Деятельности воспитателя детского сада по развитию координационных способностей через физкультурную деятельности посвящены работы …..и др.
Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функции и умения управлять своими движениями. Как известно, эффективность этого процесса в значительной степени обеспечивают координационные способности, которые одновременно оказывают существенное влияние и на умственное развитие ребенка.
Е.Н. Вавилова и Э.С. Вильчковский рассматривают координационные способности как ведущую функцию моторного развития детей дошкольного возраста, особенно детей 5-6-ти летнего возраста. Каждая из двигательных координаций имеет собственную структуру. Отражая различные стороны двигательной деятельности благодаря структурной упорядоченности, они представляют собой целостную систему и при определенной специфике обладают общими признаками).
Физическая подготовка как одна из важнейших составляющих спортивной тренировки ориентирована на развитие различных двигательных качеств спортсмена, среди которых – сила, скоростные способности, выносливость, гибкость, координационные способности.
Большой теннис относится к числу видов спорта, в которых уровень физической подготовленности, наряду с их технико-тактической подготовленностью, является одним из основных и весомых факторов, определяющих успех процесса спортивного совершенствования.
Актуальность настоящей работы обусловлена возникшим противоречием между потребностью в развитии координационных способностей детей дошкольного возраста посредством спортивных и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий к обучению в детских дошкольных учреждениях.
С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: Развитие координационных способностей детей
Объект исследования – методика развития координационных способностей.
Предмет исследования – физическая культура как средство развития координационных способностей детей дошкольного возраста.
Цель исследования – разработка методики воспитания координационных способностей детей дошкольного возраста.
Для проверки выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть теоретическое обоснование развития координационных способностей детей в старшем дошкольном возрасте.
2. провести эмпирическую работу по развитию координационных способностей у детей 5-6 лет при обучении элементам тенниса.
Гипотеза — мы предположили, что уровень координационных способностей дошкольников повысится, если увеличить количество упражнений из элементов спортивных игр; применять игровые упражнения с элементами тенниса в рамках системы дошкольного образования.
Методы исследования: — теоретический анализ и обобщение литературных данных;- тестирование;- математическая обработка данных.
База исследования_________________
Теоретико-методическая база исследования: работы Н.А. Бернштейна, Л.В. Волкова, В.И. Ляха и др.
Теоретическая значимость исследования:
Научно обоснована методика воспитания координационных способностей, направленная на совершенствование ориентации в пространстве при одновременном увеличении интереса детей дошкольного возраста к занятиям физическими упражнениями, как доступным средством обучения основным жизненно важным движениям в рамках дошкольного образования.
Практическая значимость исследования:
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенных средств, форм и методов развития координационных способностей при занятиях для детей дошкольного возраста.
Структура работы.
Данная работа имеет традиционную структуру.
Она состоит из введения, трех глав, структурированных на параграфы, заключения, списка использованных источников.
Введение состоит из обоснования актуальности работы, представления объекта и предмета, цели и задач, методов исследования. Основная часть представлена двумя главами.
Первая глава – обзор научной литературы по теме работы – носит теоретический характер.
Вторая глава – носит эмпирический характер.
Заключение подводит основные итоги изучения проблемы. Список литературы состоит из библиографического описания использованных в работе источников.
Заключение:
Дошкольный возраст является наиболее значимым периодом в жизни каждого человека. Он характеризуется динамичным развитием двигательной и психической сферы детей. Именно в этом возрасте в процессе физического воспитания на первом месте стоят оздоровительные задачи. Эти задачи направлены на укрепление и сохранение здоровья дошкольников, повышение умственной и физической работоспособности, а также на совершенствование функциональных возможностей организма и удовлетворение потребностей двигательной активности.
Однако, основные функциональные системы, опорно-двигательный аппарат и нервная система еще не до конца сформировались. У них должен формироваться интерес к занятиям физической культурой и спортом и воспитываться морально-волевые качества.
Теория и практика физического воспитания и спорта показывает, что существует категория способностей, степень развития которых во многом определяет успешность овладения двигательными навыками, независимо от их содержания. Данные способности определяются как координационные. Координационные способности характеризуют целый ряд параметров двигательной деятельности, связанных с быстротой реакции, адаптацией к изменяющимся условиям выполнения движения, пространственной, временной, динамической точностью движений и их биомеханической рациональностью.
Исходя из анализа научно-методической литературы, мы пришли к выводу, что, несмотря на существующие традиционные методики в физическом воспитании дошкольников уделено недостаточное внимание развитию именно координационным способностям, вследствие этого мы рассматриваем данную проблему и модифицируем существующую, на сегодняшний день, методику.
Совершенствование координационных способностей в дошкольном возрасте является актуальной задачей процесса воспитания, так как подготавливает базу для овладения сложными двигательными навыками, а также тренирует пластичность процессов центральной нервной системы.
Эффективным средством развития координационных способностей является игровой метод, так как он соответствует возрастным характеристикам и интересам детей.
Существует необходимость проведения работы по оптимизации методики развития координационных способностей дошкольников, посредством использования игрового метода.
Сравнительный анализ данных диагностики констатирующего и контрольного этапа показал, что у детей экспериментальной группы в ходе проведения эксперимента возрос уровень развития координационных способностей. Младшие школьники улучшили показатели координационных способностей применительно к циклическим и ациклическим локомоциям, метательным действиям, спортивным играм: улучшилась точность попадания в цель, дальность метания, скорость челночного бега и т.д.
В соответствии с целью и поставленными, в работе, задачами было проведено исследование 20 детей дошкольников. Они составили контрольную группу – 10 человек (из них 5 девочек и 5 мальчиков) и экспериментальную группу – 10 человек. Возраст у исследуемых детей составил 6-7 лет.
В начале самого эксперимента было проведено констатирующее исследование, целью которого заключалось в определении интересующих нас показателей.
Мы оценивали: физическую подготовленность (бег на 30 м, челночный бег 3*10 м, прыжок в длину с места, наклон туловища из положения стоя) и уровень развития координационных способностей (пяточно-носочная проба, «Ласточка», проба «Бирюк» и 1/2 прыжка в длину).
Исходя из полученных данных, была разработана методика, основанная на изменении исходного положения тела в пространстве.
В дальнейшем, в ходе проведения занятий наблюдались положительные изменения физических показателей занимающихся. У детей увеличилась гибкость и прыжок в длину с места, снизились показатели бега на 30 м и челночного бега 3*10 м.
Примененная методика, основанная на изменении исходного положения тела в пространстве, доказала свою эффективность. Данная методика позволяет достоверно повысить показатели координационных способностей. В среднем прирост показателей составил 10 сек:
1. Пяточно-носочная проба – 12,2 сек
2. Проба Ласточка – 10,2 сек
3. Проба Бирюк – 6,8 сек
4. Прыжок в длину 1/2 – 12,2 см
Данные результаты свидетельствует об эффективности методики развития координационных способностей, детей старшего дошкольного возраста. Вследствие улучшения показателей координационных способностей, отметим, что уровень физической подготовленности значительно увеличился.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, нашла свое подтверждение. Уровень координационных способностей дошкольников повысится если увеличить количество упражнений из элементов спортивных игр; применять игровые упражнения с элементами тенниса в рамках системы дошкольного образования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста
Период дошкольного возраста – это важный период в формировании здоровья ребенка, которое обеспечивает единство физического, внутреннего, психического и умственного развития.
В дошкольном возрасте происходит бурное психофизическое развитие ребенка [1, с.45].
Мышечно-связочный аппарат в дошкольном возрасте еще очень эластичен и податлив. Изменяется структура сухожилий, мышечная ткань становит¬ся более адаптивной. Этот возраст благоприятен для естественного раз¬вития гибкости. Правда, следует соблюдать осторожность в движениях с предельными или околопредельными амплитудами.
Скелетная мускулатура тоже находится в стадии формирования. Крупные мышцы сформировались уже к 4 годам, но способность к дифференцированию движений мелких мышечных групп явно недостаточ-на. Отсюда сложности в выполнении малоамплитудных движений, ко-торые частично нивелируются к 6 годам, когда дети уже в состоянии дифференцировать свои мышечные усилия, менять темп и амплитуду движении [22, с.145].
Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий. В широком понимании термин включает физические качества (выносливость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер). Так, старший дошкольный возраст – сенситивный период развития быстроты и ловкости. Развитие того или иного физического качества, как и их проявление, не будет достаточно эффективным в случае недостаточного уровня развития силы и, в частности, скоростно-силовых качеств. Следовательно, здесь кроется противоречие: необходимо развивать быстроту и ловкость, а развивать приходится ещё и силу [19, с. 373].
Данный период развития ребенка характеризуется его физическими способностями и умственными способностями. Дети хорошо говорят на родном языке, правильно употребляют склонения и спряжения. Проявляется индивидуальность ребенка, а его эмоции становятся более сдержанными.
В период дошкольного возраста создаются необходимые предпосылки для оптимального развития координации движений, которая в свою очередь обеспечивает совершенствование координационных возможностей детей в различных видах двигательных действий [2,с.14].
В.И. Лях, опираясь на «теорию уровней построения движений» Н.А. Бернштейна, вывел новое понятие – «координационные способности», понимая по этим готовность индивида к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия [10, с.45].
Большой частью координационных способностей является координация (от лат. «сoordination» — согласование, сочетание, приведение в порядок). Основы координации закладываются еще при рождении ребенка в виде задатков (темперамент, строение головного мозга, свойства нервной системы). В дальнейшем способности к слаженному движению у ребенка можно развить посредством упражнений [6, с.12]
Уровень развития координационных способностей у дошкольников имеет прямую зависимость от объема ранее сформированных умений и навыков, так как увеличение арсенала различных движений положительно влияет на функциональные возможности, их двигательного анализатора.
Таким образом, чем больше ребенок предусматривает двигательных координации, тем более быстро он усваивает любое движение, тем выше у него уровень развития координации.
Существует несколько направлений в развитии ловкости дошкольников. Использование разнообразных упражнений при условии, что они имеют элементы новизны,
Согласно при выполнении общеразвивающих упражнений рекомендуется чаще менять исходные положения, предотвращать стандартных (одинаковых) повторений, активизировать использование упражнений с предметами (гимнастические палки, скакалки, мячи и др.), Особенно в старших группах [28, c.49].
Следует также более широко использовать упражнения, которые способствуют восприятию ребенком своих движений и позиций тела, дифференциации мышечных ощущений, поскольку на этой основе у детей формируются умения управлять двигательными действиями. Одним из проявлений ловкости является умение сохранять равновесие.
Основными упражнениями для формирования равновесия является ходьба по скамейке и бревну различными способами, катание на велосипеде, а также различные общеразвивающие упражнения. Увеличение координационной сложности упражнений, повышение требований к точности их выполнения — один из важных путей развития ловкости. В каждой следующей возрастной группе, учитывая увеличение координационных возможностей детей, требования к качеству выполнения двигательных действий постоянно повышаются [14, с.23].
От ребенка требуют более четких прыжков, метаний, упражнений на равновесие и лазанья — тех основных движений, которые имеют определенную техническую сложность. Улучшению координации движений, таких как ходьба, бег, способствует музыкальное сопровождение на занятиях по утренней гимнастике.
Умение перестраивать движения соответственно изменению характера музыки (высоты звучания и ее темпа) совершенствуют пластичность, а это повышает уровень развития ловкости у детей.
Таким образом, развитие ловкости должно идти по пути повышения координационной сложности упражнений с обязательным соблюдением следующих требований: точность выполнения упражнений и взаимная согласованность элементов движений. Эффективным средством развития ловкости у детей являются упражнения с внезапно сменными ситуациями, с быстрым реагированием на неожиданные изменения; обстоятельств и соответственно этому принятия оптимального решения, которое реализуется в конкретных двигательных действиях.
Наибольшую целесообразность при этом имеют подвижные игры как универсальное средство в развитии различных сторон данного качества. Игровая деятельность детей в тех обстоятельствах, которые меняются внезапно, ставит соответствующие требования к проявлению комплекса психофизиологических функций: сенсомоторные реакции, прием и переработка информации, оперативное мышление, внимание, процесс совершенствования динамических стереотипов. Поэтому подвижные игры и упражнения спортивного характера (в старших возрастных группах) относятся к самым действующим и доступным средствам, которые стимулируют развитие ловкости у детей 3-6 лет.
Координация совершенствует в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, где требуется точность, быстрота и координированность движений. Для развития координации полезны упражнения из гимнастики (без предметов, с предметами, на снарядах), акробатики (прыжки с трамплина, на батуте), упражнения с большими мячами — передачи, перебрасывания, ловля и др.
Используют игры, побуждающие ребят переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке, и спортивные игры.
У детей старшего дошкольного возраста совершенствуются навыки точных движений. Этому способствуют метание в цель, упражнения с малыми мячами — удары о пол, броски в стену, подбрасывание и ловля мяча с различными дополнительными движениями, различные сложные манипуляции с другими мелкими предметами — палочками, колечками, кубиками и т. д. Эти упражнения, кстати, способствуют овладению техникой письма, рисования [18, c.125].
В дальнейшем внимание должно быть уделено поддержанию и совершенствованию координации движений, точности. Для этого рекомендуется использовать движения и игры, направленные на совершенствование деятельности двигательного анализатора (упражнения для развития точности пространственной и временной ориентировки, согласование движений отдельных частей тела при выполнении сложных упражнений и их комплексов и т. д.).
Уместно подчеркнуть, что неравномерность развития отдельных систем организма может привести к скованности движений. При систематических занятиях физическими упражнениями и играми эти явления в значительной степени ослабляются. В данном периоде развития у детей усиливаются процессы торможения в коре большого мозга, что способствует развитию аналитико-синтетической деятельности коры.
Одним из проявлений ловкости является умение сохранить равновесие тела в статическом положении и в движении. Устойчивость тела у детей при статических позах с возрастом улучшается [29, с.298].
Так, если у 7 — летнего ребенка средняя амплитуда колебаний тела в переднее — задней плоскости равна 4,3мм, то в 10 лет — уже 3,2 мм, а к 12 годам она уменьшается до 2,7мм, достигая почти той же величины, что и у взрослых. То же самое происходит и с динамическим равновесием.
Если в 6 — 7-летнем возрасте дети при прохождении 15-метровой прямой с закрытыми глазами отклоняются в сторону в среднем на 90,9см, то в 10 лет — на 50,2см, а в 12 лет — почти на ту же величину, что и взрослые — 32,4см [6, с.23].