Курсовая с практикой на тему Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных УУД младших школьников на уроках русского языка 5
1.1.Понятие «универсальные учебные действия» 5
1.2. Коммуникативные УУД как планируемый результат начального общего образования 9
1.3. Факторы, непосредственно влияющие на формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках русского языка 14
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей развития коммуникативных УУД на уроках русского языка 19
2.1. Методики диагностики индивидуальных особенностей младших школьников при формировании коммуникативных УУД 19
2.2. Анализ результатов уровня сформированности коммуникативных УУД 23
2.3. Практическая работа с младшими школьниками по развитию коммуникативных УУД на уроках русского языка 28
Заключение 32
Литература 34
Введение:
Введение
Актуальность исследования. На сегодняшний день в Российской Федерации протекает становление новой системы образования, которая будет ориентироваться на вхождение в мировое образовательное пространство. Мы можем видеть стремительное развитие науки и техники, создание новых информационных технологий, которые оказывают значительное влияние на жизнь людей.
При этом важным моментом является изменение образования в начальной школе, которое должно соответствовать Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее – ФГОС НОО). Все это способствуют формированию новых технологий школьного образования, в том числе и технологии коллективного обучения.
Можно отметить, что главной целью школьного образования на сегодняшний день стало формирования умения учиться. Данное положение говорит о том, что умение учиться предполагает обучения ребенка эффективному сотрудничеству с учителем и сверстниками, развитие умения вести диалог, искать решения и оказывать поддержку друг другу. Поэтому для достижения данной цели широко применяется формирование системы универсальных учебных действий (далее – УУД).
Актуальность темы исследования заключается в том, что современное состояние общественной жизни требует от каждого индивида высокий уровень профессионализма и таких качеств личности как предприимчивость, способность ориентировать в различных ситуациях, быстро и точно принимать правильные решения, которые не могут реализоваться без полноценной базовой подготовки учащихся. Все это способствует тому, что от педагога требуется организация учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы развитие каждого ученика было не только интеллектуальным, но и способствовало полноценному развитию коммуникативных навыков.
При этом важным моментом является то, что увеличение проблемно-диалогической технологии заставляет искать пути для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, развитию активности на протяжении всего урока, воспитание грамотности в речи и обучение благоприятному общению в коллективе по учебной задачи. Для выполнения названной цели, необходимо искать новые эффективные методы обучения и методические приемы, которые будут активизировать мысль школьников и стимулировать их к монологическим высказываниям, получению новых знаний при помощи общения, умению грамотно задавать вопросы и так же отвечать на них.
Особое место при этом занимает обучение детей младшего школьного возраста, который характеризуется началом формирования постоянных интересов и склонностей ребенка к какому-либо учебному предмету, отсутствием боязни общения и т.п. Именно данный период является особенно важным для раскрытия и формирования коммуникативных навыков.
Степень изученности темы исследования. Проблема формирования УУД в процессе обучения раскрывается в трудах современных исследователей, среди которых А.Н. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, О.А. Карабанова, А.Н. Леонтьев, С.В. Молчанов, Н.Г. Салмина, Д.Б. Эльконин.
Множество исследователей раскрывают подходы к решению проблемы формирования коммуникативных учебных действий. Среди них можно выделить работы Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарева, А.А. Любинской, Г.С. Селевко, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова, К.Д. Ушинского, С.Т. Щацкого.
Цель исследования – развитие коммуникативных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Определить понятие универсальных учебных действий
2. Охарактеризовать коммуникативные универсальные учебные действия как планируемый результат начального общего образования.
3. Изучить факторы, которые влияют на формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе.
4. Подобрать методики исследования коммуникативных УУД у младших школьников.
5. Проанализировать уровень развития коммуникативных УУД.
6. Организовать практическую работу с младшими школьниками по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка.
Объектом исследования выступает процесс формирования коммуникативных УУД в начальной школе.
Предметом исследования являются особенности развития коммуникативных УУД на уроках русского языка с детьми младшего школьного возраста.
Методами исследования являются следующие:
• теоретический анализ психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования;
• Обобщение отечественной педагогической практики;
• Экспериментальная работа (анкетирование) и анализ количественных и качественных данных.
Структурно работа обуславливается предметом, целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Введение Федерального государственного образовательного стандарта привело к построению новой организационной и методической деятельности образовательного процесса. Особенное место занимают формирование универсальных учебных действий, достижение личностных и метапредметных результатов, которые и являются определяющими при выборе специфики внеурочной деятельности, в ходе которой младший школьник должен не только узнавать новое, сколько научиться действовать и чувствовать, принимать самостоятельные решения и т.д.
На сегодняшний день УУД придется огромное значение. Они представляют собой совокупность различных способов действий обучающегося, которые дают ему возможность получить способности к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и сам процесс усвоения.
В ходе анализа теоретической литературы и проведения практического исследования подтвердилась актуальность нашего исследования, поскольку младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. Это объясняется условиями образовательной среды. Обучение детей проходит за счет общения как с учителем, так и со сверстниками. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласовано выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, умение договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнёра и самого себя.
Таким образом, формирование коммуникативных умений младших школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативности обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения, совместной деятельности на уроках русского языка и при подготовке домашних заданий по данному учебному предмету.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных УУД младших школьников на уроках русского языка
1.1.Понятие «универсальные учебные действия»
В настоящее время складывается такая тенденция, которая требует ускоренного темпа в совершенствовании современного образовательного пространства, а так же определения целей образования, которые будут учитывать государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Учитывая это, приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов, которое обеспечивается посредством формирования универсальных учебных действий (далее – УУД), которые в свою очередь являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями следует представлять как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Это положение объясняется тем, что УУД создают возможность к самостоятельному успешному усвоению новых знаний, а так же умений и компетенций, которые включают организацию усвоения, умения учиться. Данная возможность обеспечивается тем, что УУД являются обобщенными способами действий, которые открывают широкую ориентацию учащихся в разнообразных предметных областях.
Формирование универсальных учебных действий является базовым положением для развития личности в системе образования и выступает как основа образовательного и воспитательного процесса. Вместе с этим, знания, умения и навыки необходимо рассматривать как производные от соответствующих видов целенаправленных действий. Другими словами, они формируются и сохраняются во взаимосвязи с активными действиями самих учащихся. При этом качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий [20].
Термин «универсальные учебные действия» можно рассматривать в широком и узком значении. В широком значении он означает умение учиться, способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Если рассматривать его более узко, то следует сказать, что УУД определяются как совокупность способов действия учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний или умений, а так же организация этого процесса.
Таким образом, понятие универсальных учебных действий можно отнести к общему содержанию образования, которое согласуется с традиционным описанием процесса обучения одновременно с подходом, который подчеркивает способность учащегося эффективно использовать полученные знания и опыт [14].
Определим основные функции универсальных учебных действий. Итак, среди них выделяются:
1. Обеспечивать возможности учащегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, а так же искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты этой деятельности.
2. Создать условия для наиболее гармоничного развития личности и ее самореализации, основываясь на готовность к непрерывному образованию, которое обусловлено поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью.
3. Обеспечивать успешное усвоение знаний, умений и навыков, а так же формирование компетентностей в разнообразных предметных областях [32].
Стоит отметить, что УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов и методов обучения, его форм, а так же построения целостного учебно-воспитательного процесса. Важным моментом является то, что УУД имеют универсальный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития личности, ее социализации и саморазвития, а так же обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса и этапов усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащихся [17].
Классифицируя виды универсальных учебный действий можно разделить их на четыре отдельные категории, а именно:
1. Личностные;
2. Регулятивные (и саморегулятивные);
3. Познавательные (включая логические и знаково-символические);
4. Коммуникативные [4].
Рассмотрим более подробно каждую из этих категорий.
Личностные УУД призваны обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию учащихся, которая заключается в умении соотносить поступки и события с принятыми в обществе этическими принципами, знаниями моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения. При этом личностные УУД обеспечивают самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводить личность к становлению ценностной структуру ее сознания.
Регулятивные УУД необходимы для обеспечения организации учащимися своей учебной деятельности. Прежде всего к ним следует относить:
• Целеполагание как постановку учебной задачи, основанной на соотнесении того, что уже известно и освоено, с тем, что еще неизвестно учащимся;
• Планирование как определение последовательности промежуточных целей, учитывая конечный результат, составление плана и последовательности действий;
• Прогнозирование, заключающееся в предвосхищении результата и уровня усвоения, а так же его временные характеристики;
• Контроль как форма сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения или отличий от данного эталона;
• Коррекция как внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случаях с расхождением эталона, реального действия и его продукта;
• Оценка, заключающаяся в выделении и осознании учащимися того, что уже было усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• Волевая саморегуляция как способность для мобилизации сил и энергии, а так же способность к волевому усилию или выбору ситуации для преодоления препятствий [9].
Что касается познавательных УУД, то они в свою очередь разделяются на общеучебные, логические, знаково-символические учебные действия.
1. Общеучебные УУД включают в себя самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний и выбор наиболее эффективных способов решения задач. А так же общеучебные УУД представляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Среди функций общеучебных УУД следует так же выделить смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста, а так же постановка и формулирование проблемы и самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2. Логические УУД необходимы для установления связей и отношений в любой области знания. Учитывая рамки школьного обучения, логическое мышление представляется как способность и умение учащихся производить простые логические действия, такие как анализ, синтез, сравнение и обобщение, а так же составные логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержения).
3. Знаково-символические УУД призваны обеспечивать конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, которые выполняют функции отображения учебного материала. При этом, так же выделение существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений и формирование обобщенных знаний.
4. Что касается коммуникативных УУД, то они обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей. Другими словами, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество как со сверстниками, так и со взрослыми [8].
Таким образом, овладение универсальными учебными действиями приводит к формированию способности самостоятельно успешно осваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса обучения. Важным моментом является то, что необходимо формировать УУД планомерно и целенаправленно, имея заранее заданные свойства, среди которых осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность применения в разных предметных областях знаний.