Методика преподавания Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие коммуникативных умений у школьников 9 классов на уроках изучения вопросов развития общественно -политической мысли в России в 19 веке.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ 5
1.1. Определение понятия «коммуникативные умения» на основе психолого-педагогической литературы 5
1.2. Процесс развития коммуникативных умений у обучающихся 9 классов на уроках истории 10
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМ ПО ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ, НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ 18
2.1. Специфика содержания и преподавания тем по истории общественно-политической мысли в России в XIX веке 18
2.2. Формы и методы преподавания тем по истории общественно-политической мысли в России в XIX веке, направленных на развитие коммуникативных умений у учащихся 9 классов 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

  

Введение:

 

Проблема раскрытия специфики современного педагогического процесса как сложной самоорганизующейся системы является актуальной в педагогической науке и практике как составляющая перспектив становления современного образования, что предполагает основной целью профессиональное развитие личности будущего специалиста.
Системная сложность современного педагогического процесса обоснована с позиции общей теории систем (В. Афанасьев, Ю. Бабанский, В. Беспалько, И. Блауберг, Б. Гершунский, А. Глузман, С. Гончаренко, Д. Гвишиани, И. Зязюн, В. Кремень, Н. Кузьмина, В. Кушнир, И. Подласый, И. Предборская, В. Садовский, Г. Щедровицкий, Б. Юдин), кибернетики (Р. Акофф, А. Берг, Н. Винер, В. Дюк, У. Эшби, Дж. Нейман, В. Пушкин, Т. Сатти), синергетики (Гиг Дж. Ван, В. Гребнева, И. Добронравова, Г. Егоров, В. Кохановский, А. Князева, С. Курдюмов, А. Пригожин, Чалый, Г. Хакен и др.).
Сегодня перед образованием встает проблема поиска наиболее производительных технологий обучения и воспитания, создания новых парадигмальных подходов к учебной деятельности, внедрения эффективных видов управления образовательным процессом и рассмотрения самого педагогического процесса под новым углом зрения, который часто связывают с системным преобразованием реальных педагогических систем. Именно поэтому современный учебно-воспитательный процесс воспринимается сквозь призму педагогической системы.
Актуальность исследования определяется общей инновативностью современных образовательных процессов. В наше время школа является своеобразным экспериментальным полигоном для обкатки новейших педагогических технологий. Особое место в их внедрении занимает процесс изучения истории, что обусловлено непреходящей актуальностью рассмотрения определенных событий на данных уроках. В этой связи тема сотрудничества ученика и учителя на уроке истории представляется нам актуальной.
Объект исследования: развитие коммуникативных умений учащихся 9 классов на уроках истории.
Предмет исследования: развитие коммуникативных умений у школьников 9 классов на уроках изучения вопросов развития общественно-политической мысли в России в XIX в.
Цель исследования: определить возможности развития коммуникативных умений у учащихся 9 классов в процессе изучения истории общественно-политической мысли в России в XIX веке.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятия «коммуникативные умения» на основе психолого-педагогической литературы.
2. Дать характеристику процессу развития коммуникативных умений у обучающихся 9 классов на уроках истории.
3. Выделить специфику содержания и преподавания тем по истории общественно-политической мысли в России в XIX веке.
4. Определить формы и методы преподавания тем по истории общественно-политической мысли в России в XIX веке, направленных на развитие коммуникативных умений у учащихся 9 классов.
Исследование произведено при помощи таких методов: анализ (компаративный, исторический, культурно-исторический).
Структура исследования определяется избранной для рассмотрения в нём тематикой. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Материалы исследования могут быть использованы в дальнейших научных работах, статьях, эссе, посвящённых проблемам определения инновационности учебных технологий, их сравнительному анализу, при изучении педагогики в высших учебных заведениях.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.
Компетентность – это способность человека действовать в условиях со-временного общества.
Коммуникативная компетентность – это способность человека вступать в общение с целью быть понятым.
Интенсификация коммуникативного обучения – это возможный путь, который поможет и учителю, и учащимся ощутить удовлетворенность и успех на уроке.
Принцип коммуникативности предполагает изменение характера деятельности и учащихся, и учителя. Важное значение приобретает общение ученика и учителя, речевая активность обучаемых на уроке. В контакте с учащимися учитель сообщает им новую информацию, ученик, общаясь с учителем и друг с другом усваивают ее, овладевая речевой деятельностью.
Важными средствами создания возможностей общения на уроке истории являются:
коммуникативные целевые установки, т.е. вербальные (словесные) действия учителя, которые организуют деятельность учащихся;
специальная система ситуативных упражнений;
использование текста в качестве дидактической единицы учебного материала;
использование учебных ситуаций общения;
обучение школьников рациональным приемам работы с книгой;
формирование умений систематизировать материал;
умение работать в команде, группе и др.
За последние годы в подходах к преподаванию предметов обществоведческого цикла произошли значительные изменения. В первую очередь это касается методики преподавания, применения инновационного обучения, которое направлено на развитие способностей учащихся к совместной деятельности.
Интерактивное обучение – это новая ступень в процессе обучения, новый взгляд на учебный процесс, когда переосмысливаются отношения учителя и ученика, основной целью обучения становится личностно-деятельностный подход каждого ученика к процессу обучения, когда творчество и заинтересованность становятся потребностью урока.
Интерактивные методы преподавания истории привлекают внимание учителей возможностью форсированного изучения большого объема исторического материала, подготовкой учащихся к внешнему оцениванию.
С помощью интерактивных технологий появляется интерес к истории как науке, дети задумываются о перспективах ее развития. В результате внедрения инновационных технологий на уроках истории мы убедились, что они способствуют созданию условий для развития личности ученика, и это является наиболее эффективным путем формирования гармоничной личности в целом.
Использование приемов и способов формирования коммуникативной компетентности на уроках истории позволяет создать новый тип обучения и обеспечить переход от «урока – монолога» к «уроку живого диалога» (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель). При этом на уроке происходит не только обмен информацией, но установление взаимопонимания, взаимодействия между всеми субъектами процесса обучения, обмен знаниями, мнениями, действиями, оценками деятельности, духовно-нравственными ценностями, межличностное общение, что является важнейшим условием развития личности ученика, его познавательных и творческих способностей.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

1.1. Определение понятия «коммуникативные умения» на основе психолого-педагогической литературы
Среди противоречивых аспектов проблемы формирования коммуникативной компетенции у школьников смысл самого понятия «компетенция» и его соотношение с похожим по форме термином «компетентность», которые в педагогической науке достаточно плодотворно исследуются и разносторонне рассматриваются, впрочем до сих пор не имеют однозначного содержания и определения. А.В. Хуторской считает, что «компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, способов деятельности, опыта) и является заранее заданным социальным требованием (нормой) к образовательной подготовке ученика, необходимым для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере» [15].
Вопросы коммуникативно-деятельностного подхода к содержанию и процессу обучения языку, возможность усвоения школьниками разных аспектов языка как средства общения, осознание общественной роли языка и функций, реализуемых в речи каждого человека, поднимаются последнее время на всех уровнях – лингвистическом, психологическом, педагогическом.
На взаимосвязи школьного языкового образования с реальными потребностями жизни акцентировали внимание еще педагоги и лингвисты XIX века М. Бунаков, Ф. Буслаев, И. Срезневский, К. Ушинский, П. Фортунатов, В. Шереметьевский и др. За перестройку школьного курса языка, учитывая коммуникативно-деятельностный подход к его изучению, выступают современные отечественные и зарубежные ученые-методисты О.Беляев, Д.Богоявленский, М.Вашуленко, В.Капинос, А. Купалова, Т.Ладыженская, В. Мельничайко , Л. Скуратовский, А.Супрун, Л. Федоренко и др.
В центре их внимания были теоретические и практические аспекты культуры общения, речевой деятельности как отрасли языкознания, связанной с психологией и стилистикой, воспитанием речевой личности. Проблема развития речи школьников, формирования и совершенствования речевых умений является одной из ведущих в трудах отечественных и зарубежных психологов (Г.Балл, Л. Выготский, П. Гальперин, Д. Эльконин и др.), исследователей речи детей дошкольного (А. Богуш, О.Гвоздев, К. Крутой, Г. Люблинская, Л. Федоренко и др.) и младшего школьного возраста (В. Бадер, Л. Варзацкая, М. Вашуленко).
Что касается понятия «компетентность», то оно трактуется как приобретенная характеристика личности, в частности, как способность последней принимать самостоятельные решения и действовать, опираясь на полученные знания и опыт. Иными словами, компетентность рассматривается как активное проявление компетенции, то есть как понятие, являющееся близким к «знаю, как», чем «знаю, что».
В некоторых исследованиях по теории и методике обучения вышеупомянутые термины интерпретируются как синонимы и рассматриваются как результат обучения.
Определение компетенции и компетентности различными авторами отражает сущностные характеристики этих понятий. Как отмечает В.Д. Шадриков: «Различия наблюдаются в понимании компетентности как актуального качества личности или предметной наполняемости компетенций как системных новообразований», то есть понятие «Компетенция» представляет собой набор определенных знаний, умений, навыков, оценочных отношений личности и ее опыта, а понятие «компетентность» шире и означает владение (а точнее, уровень владения — высокий, средний, низкий) компетенцией или компетенциями. Таким образом, у учащегося должны быть сформированы определенные компетенции, которые он / она будет использовать в процессе своей профессиональной деятельности, и которые будут свидетельствовать об уровне его / ее коммуникативной компетентности [12].
Понятие коммуникативной компетенции вошло в научный оборот в 1972 благодаря американскому лингвисту Д. Хаймзу в противоположность теории языковой компетенции Н. Хомского. Н. Хомский связывал свою теорию в основном с идеальными слушателями/собеседниками в однородной языковой среде, с теми, кто знает язык на высоком уровне, и на кого не влияют такие факторы, как ограниченность памяти или ошибки в использовании языковых знаний в реальном общении. В центре внимания Н. Хомского находилась характеристика возможностей абстрактных говорящих производить на определенном языке грамматически правильно оформленные предложения. А теория коммуникативной компетенции Д. Хаймза направлена на определение того, что должен знать говорящий, чтобы быть компетентным в общении. На наш взгляд, важным фактором в ней является то, что при овладении языком внимание акцентируется на коммуникативных умениях больше, чем на знаниях грамматических структур, то есть речь рассматривается как социальный процесс, а не только как лингвистический код. Именно с 70-х годов и начались интенсивные исследования проблемы коммуникативной компетенции как результата осмысления социальной функции языка и коммуникативного направления речевой деятельности человека.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы