Курсовая с практикой на тему Развитие коммуникативных качеств в атмосфере неполной семьи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения развития личности в неполной семье 5
1.1 Неполная семья: понятие, классификация 5
1.2 Проблемы воспитания личности ребенка в неполной семье 8
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования 18
2.1 Цель, задачи и гипотеза исследования, описание методик 18
2.2 Анализ результатов исследования 26
Заключение 32
Список литературы 34
Введение:
Современная социальная ситуация характеризуется увеличением количества неполных семей, причем данная тенденция прослеживается и в зарубежных странах, и в России. Данный феномен обусловлен стремлением социума достигнуть равноправия между мужчинами и женщинами. Однако следует отметить, что желание женщин обрести независимость становится источником многих трудностей, одна из которых уменьшение воспитательного потенциала семьи.
Современная демографическая политика включает в себя многочисленные мероприятия, ориентированные на рост воспроизведения населения, численность которого падает с 1999 года. При этом основной акцент делается на рождаемости и вопросах усыновления детей, оставшихся без попечения родителей [12]. Одновременно, по наблюдениям большого количества отечественных ученых (в частности, Г. Г. Филлиповой, В. М. Целуйко, Т. В. Андреевой, Л. Ф. Обуховой, Н. И. Олифирович), уменьшение воспитательных возможностей семьи пока не воспринимается федеральная проблема, которую необходимо решать на государственном уровне [9].
Во многих случаях в неполной семье отмечается определенная специфика формирования личности дошкольников, это вызвано социально-экономическими характеристиками семьи, выбираемыми стилями воспитания, причем часто общая тенденция характеризуется скорее негативно. Это обуславливает актуальность исследования факторов формирования личности в неполной семье и возможности воздействия на них. В частности, одной из значимых сфер личности, оказывающей влияние на социализацию и адаптацию ребенка, выступает коммуникативная сфера и коммуникативные навыки.
Целью исследования является изучение взаимосвязи особенностей формирования коммуникативной сферы дошкольников в неполной семье.
Объектом исследования является коммуникативная сфера дошкольника.
Предметом исследования выступает специфика развития коммуникативной сферы дошкольника в неполной семье.
Методы исследования:
— Теоретический анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме;
— Психодиагностические методики:
— Методика изучения социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста (адаптированный вариант);
— Методика диагностики родительского отношения (А. Я. Варга, В.В. Столин);
— Методика Рене Жиля.
— Для математического анализа данных использовалась программа STATISTICA 6.0.
Гипотеза: определенные стили воспитания («авторитарный» и «маленький неудачник»), выбираемые в неполной семье, оказывают влияние на уровень агрессивности и конфликтности у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались такие задачи:
1. Определить понятие «неполная семья»;
2. Рассмотреть особенности формирования личности ребенка в неполной семье;
3. Провести эмпирическое исследование коммуникативных навыков и стилей родительского воспитания;
4. Сформулировать выводы по проведенному исследованию.
Заключение:
Цели и задачи, которые были сформулированы в данном исследовании, были достигнуты полностью: нами была изучена и проанализирована научная и методическая литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, составлена схема эмпирического исследования, изучены накопленные данные и сформулированы соответствующие выводы.
Гипотеза о том, что «авторитарный» и «маленький неудачник» типы семейного воспитания оказывают влияние на уровень агрессивности и конфликтности у детей дошкольного возраста, подтвердилась.
Неполная семья представляет достаточно серьезным фактором воспитания ребенка, оказывая, в первую очередь, негативное влияние на развитие ребенка. Следует отметить, что неполной семьей считается семья с одним родителем и детьми. В России преобладающим количеством неполных семей являются материнские семьи: семьи, в которых роль главы выполняет мать. Как правило, неполная семья имеет ряд проблем, в первую очередь социально-экономических, связанных с обеспечением материального достатка. Это обуславливает недостаток внимания к ребенку, зачастую попустительский или стиль гиперопеки. Кроме того, во многих случаях мать или отец применяют нестабильный стиль воспитания, когда гипетрофированное внимание и любовь чередуются с раздражительностью и игнорированием. Соответственно, все это приводит к формированию у ребенка таких характеристик, как агрессивность, конфликтность, возможно развитие неврозов и т. д. Конечно, следует отметить, что неполная семья может приводить и к положительным эффектам в развитии ребенка, таким как высокая самостоятельность, ответственность и др.
Диагностическое исследование дошкольников, воспитывающихся в неполных семьях, показало, что у этих детей отмечен достаточно высокий уровень конфликтности, агрессивности, желания быть лидером.
Также следует отметить, что у данных детей фиксируется достаточно высокий уровень социальной адаптации, что как раз может быть объяснено более высоким уровнем самостоятельности данной категории детей. Если отметить результаты обследования родительского отношения, то можно сделать вывод, что матери в неполных семьях по отношению к своим детям применяют полярно разные стили воспитания или «маленький неудачник», или стиль принятия.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы изучения развития личности в неполной семье
1.1 Неполная семья: понятие, классификация
Семья – это базирующаяся на браке или кровном родстве малая группа, члены которой объединены общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней формируются совокупности норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой [1].
В современном обществе большое значение обретает проблема распада семьи. Выделяется большое количество причин, провоцирующих разрушение семьи, однако вне зависимости от них дети в неполных семьях проявляют тенденцию к психическим и эмоциональным срывам, разнообразным переживаниям.
Неполная семья – это семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [1].
Причинами появления неполных семей могут выступать:
— смерть одного из родителей;
— развод родителей;
— внебрачное рождение ребёнка.
Дифференцируется отцовская и материнская семьи. Последние значительно преобладают среди неполных семей.
Определение «неполная семья» является характерным для отечественных научных исследований. Зарубежными учеными используются иные термины для обозначения видов семей, в которых по той или иной причине отсутствует один из родителей.
Например, немецкими исследователями данный феномен обозначается, как „unvollstaendige Familie” – что в дословном переводе означает «семьи одиноких родителей» [3]. В немецком языке также применяется определение „einelternfamilie”, что означает «семья с одним родителем». В англоязычной литературе содержится определение „one-parent family” – «семья с одним родителем». В качестве таких семей английские ученые выделяют:
1) разведенные семьи;
2) вдовые;
3) семьи, имеющие внебрачных детей.
В финских социологических науках на исследовании особенностей неполных семей делается особый акцент. Семья с детьми и одним из родителей на финском языке обозначается термином „Yksinhuoltaja”, что в дословном переводе означает «заботящийся в одиночку». С точки зрения отечественного ученого А. М. Демидова, для финских исследователей одинокие матери (отцы) – это, в первую очередь, взрослые люди, которые воспитывают ребенка в одиночку, а уже потом они – разведенные или матери, не состоящие в браке, и тому подобное [4]. Таким образом, в зарубежных исследованиях семья, в структуру которой входят дети и один из родителей, обозначается, как «семья с одним родителем», или монородительская семя.
В отечественной литературе понятие «семья с одним родителем» не применяется, а при переводе на другие языки данное понятие обретает несколько иной смысл, чем в него вкладывают отечественные социологи. Для отечественных исследований характерным является термин «неполная семья». Необходимо отметить, что для отечественных ученых характерно отсутствие единых представлений в понимании качественных параметров неполной семьи. Так, с точки зрения А. Г. Волкова, неполная семья может быть описана следующим образом: «Неполная семья – неполное ядро семьи. Обычно один из родителей с одним или несколькими детьми, не состоящий в браке» [5]. Соответственно, рассматривается, как семья, в которой внутреннее взаимодействие происходит между одним из родителей и ребенком (несколькими детьми).
Проблемы неполной семьи представляют собой объект интереса для представителей педагогики, психологии, юриспруденции, демографии и т. д., однако в данном случае отсутствует единство в определении и понимании данного определения. Например, в педагогике неполная семья рассматривается как один из факторов неблагополучного воспитания.
Один из советских ученых В. Я. Титаренко анализировал неполную семью, опираясь на воспитательную ущербность, а не как ненормативный состав семьи, аналогично остальным ученым [7]. В психологии неполная семья трактуется как форма, образующаяся в итоге разрушения ее привычной структуры – отец, мать и дети; в данном случае изучается состояние родителей, взаимодействие матери и (или) отца с ребенком при нарушении структуры семьи.
В исследованиях ученых-юристов неполная семья трактуется как среда, в которой формируется девиантная личность, что подтверждается статистикой о повышенном уровне криминогенности среди несовершеннолетних детей, которые были воспитаны неполной семьей. Согласно результатам исследования МВД России среди несовершеннолетних правонарушителей, содержащихся в центрах временной изоляции, почти половина были воспитаны в неполных семьях [3].
Современная социальная ситуация характеризуется тем, что неполная семья становится институциональной структурой. Как и остальные социальные институты, неполная семья содержит и реализует систему принятых норм и процедур для реализации некоторых значимых для социума функций, основными среди которых можно считать: функцию воспроизводства социальных взаимодействий, регулятивную, интегративную, транслирующую, коммуникативную и другие. Таким образом, неполная семья может рассматриваться как достаточно разнообразный социальный феномен.