Курсовая с практикой на тему Развитие коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе социализации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ 5
1.1 Коммуникативные качества личности: анализ, сущность и содержание 5
1.2. Развитие коммуникации в период дошкольного детства 9
1.3. Значение процесса социализации для формирования коммуникативных качеств 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1. Организация процедуры исследования 22
2.2. Анализ результатов исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Введение:
Происходящие изменения в условиях экономического и политического реформирования выдвигают новые требования к системе образования, важнейшей задачей которого является успешная социализация личности. В процессе социализации ребенок усваивает социальные нормы, способы использования социальных ролей, навыки общественного поведения, развивает качества коммуникации. Именно в период дошкольного возраста начинают формироваться системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Основным компонентом социализации детей является развитие коммуникативных качеств личности. Коммуникативные качества не могут развиваться вне социального окружения ребенка, которым является его семья, ближайшее окружение, воспитатели, сверстники, и т.д. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических процессов, освоение культуры, общечеловеческого опыта, умения взаимодействовать с другими членами социума, познание не только других людей, но и самого себя. Знания ребенка из области взаимоотношений людей, специальные психологические знания, полученные в процессе обучения, образы других как партнеров взаимодействия, социально-перцептивные способности, личностные характеристики образуют коммуникативный потенциал личности. Наличие у ребенка сформированных коммуникативных качеств способствует установлению доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, помогает организовывать совместную деятельность, избегать конфликтных ситуаций.
Приоритетность задачи развития коммуникативных качеств и умений у детей старшего дошкольного возраста признается ведущими специалистами в области отечественной психологии и педагогики (Н.М. Полуэктова, Е. О. Смирнова, В.М. Холмогорова, Н.В. Яковлева и др.). Изучением закономерностей развития личности на разных этапах онтогенеза занимались Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др. Вопросы социализации как процессе присвоения социально адаптированных способов поведения рассматривались Г.М. Андреевой, М.И. Еникеевым, А.В. Мудриком, В.С. Мухиной, А.А. Радугиным, Э. Эриксоном и др.
Объект исследования: коммуникативные качества личности.
Предмет исследования: социализация как процесс развития коммуникативных качеств личности.
Цель работы: изучить роль социализации в развитии коммуникативных качеств личности.
Задачи.
1. На основании анализа научных источников дать определение коммуникативным качествам личности, выявить их сущность и содержание.
2. Рассмотреть особенности развития коммуникации в период дошкольного детства.
3. Раскрыть понятие «социализации» и проанализировать развитие коммуникативных качеств в контексте социализации.
4. Провести эмпирическое исследование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста и дать анализ полученным результатам.
Методы исследования: теоретические – анализ литературных источников, синтез, обобщение, классификация, выявление причинно-следственных связей; эмпирические: тестирование; методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.
Структура работы. курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Заключение:
Анализ научных источников по теме исследования свидетельствует о наличии множества определений коммуникативных качеств личности — «качества, определяющие отношение к людям» (А.В. Зобков); «качества, характеризующие личность в качестве субъекта и объекта общения» Н.М. Полуэктова), «важнейшее условие общения» (А.А. Бодалев). Таким образом, коммуникативные качества можно охарактеризовать как совокупность способностей, умений, навыков и свойств личности, которые характеризуют ее отношение к окружающим и обеспечивают возможность установления контакта а также взаимопонимания.
Социализация – это процесс присвоения индивидом системы социальных ценностей и социально адаптированных способов поведения. Социализация совершается посредством механизмов социализации — идентификации, подражания, внушения, социальной оценки желаемого поведения, конформности. На стадии адаптации, которая обычно совмещается с периодом детства, происходит освоения норм и правил поведения, социальных ролей; овладение простыми видами деятельности. На стадии индивидуализации совершается воссоздание усвоенного, стадия интеграции завершается соединением субъект-объектных связей личности с обществом. Успешность социализации опосредована межличностными коммуникациями в среде дошкольников.
В качестве основных институтов социализации выступают семья, ближайшее окружение ребенка, образовательные учреждения, средства массовой информации, и др. Взаимодействие ребенка со значимым для него окружением относится к межличностному механизму социализации, обеспечивающему развитие социально значимых качеств личности и формирование социальной компетентности. Как ведущие компоненты социализации выступают взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Социальная потребность в общении предопределяет формирование общественных качеств личности, является предпосылкой для становления коллективных взаимоотношений. Формирование коммуникативных навыков и качеств детей дошкольного возраста в процессе социализации предполагает эффективную социальную адаптацию, а также способность в определенной мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают саморазвитию, самореализации, самоутверждению, а коммуникативная среда выступает важным средством усвоения социального опыта, навыков социальной адаптации.
Результаты эмпирического исследования показали, что у доминирующего количества детей чувство сопереживания развито на достаточно высоком уровне, дети умеют проявлять сострадание к эмоциональным состояниям сверстников. У большинства детей в достаточной степени сформированы коммуникативные качества личности: эмпатийность, доброжелательность, непосредственность (аутентичность), открытость в общении, способность к конфронтации, инициативность, а также организационные, перцептивные и оперативные коммуникативные действия и умения. Вместе с тем в выборке присутствуют дети с проявлениями эгоцентрической формы эмпатии и низким уровнем сформированности коммуникативных качеств личности, что диктует необходимость проведения с ними дальнейшей работы.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
1.1 Коммуникативные качества личности: анализ, сущность и содержание
Анализ отечественных и зарубежных источников по проблеме коммуникативных качеств личности свидетельствует о наличии большого количества исследований.
Так, А.В. Зобковым коммуникативные качества личности названы как качества, определяющие отношение к людям [11]. Коммуникативные качества представляют собой комплекс качеств, способствующих либо препятствующих общению. Н.М. Полуэктовой под коммуникативными качествами рассматриваются качества, характеризующие личность в качестве субъекта и объекта общения. В результате к коммуникативным качествам можно отнести такие, как социально-психологическую толерантность, агрессивность, доброжелательность, эмпатийность, способ реагирования в ситуации конфликта и т.д. [20]. Данные качества основаны на следовании нравственным нормам и предписаниям, регулирующим взаимоотношения между людьми.
Коммуникативные качества можно охарактеризовать как совокупность способностей, умений, навыков и свойств личности, которые характеризуют ее отношение к окружающим и обеспечивают возможность установления контакта а также взаимопонимания.
Структура коммуникативных качеств представлена следующими блоками:
— морально-этические качества — представляют собой коммуникативные ценностные личностные ориентации, морально-этические установки личности. Данные качества определяют цель общения, опираясь на ценностные ориентации личности. Данный блок включает такие качества, как искренность, чистосердечие, способность к сопереживанию, добродушие, добросовестность, скромность, чуткость, отзывчивость;
— нормативность коммуникации — можно интерпретировать как способность к организации пространства общения посредством качеств, регулирующих нормы и правила этикета. Сюда включаются такие качества, как уважение по отношению к партнеру по общению, чувство меры, следование правилам приличия, дипломатичность, дисциплинированность, воспитанность, и т.д.;
— психолингвистические качества личности — основаны на умении регулировать информационное поле коммуникации. Сюда включаются такие качества, как владение адекватными средствами передачи информации; владение языковыми средствами; правильный отбор содержания и направленности общения; наличие дружеского расположения к партнеру;
— динамичность процесса коммуникации — наличие умения учитывать и организовывать время общения. Данный блок представлен следующими качествами: способность располагать к себе, умения подмечать и учитывать перемены в поведении партнера; наблюдательность; самоконтроль; умение аргументировать и соблюдать чувство меры;
— активность в общении — представляет собой энергетический потенциал личности, который затрачивается на общение. Сюда включаются такие качества, как умение отвечать на вопросы; инициативность в общении; произвольность поведения;
— адекватность коммуникации — включает следующие качества: умение предоставить объективную оценку действиям окружающих; способность менять решение с учетом мнения других; способность нести ответственность; умение быстро устанавливать контакт с партнерами по общению;
— блок согласования — характеризует способность личности создавать единую систему коммуникативных качеств. Это умение согласовывать собственные действия с действиями партнеров по общению; способность к согласованию своих действий с действиями окружающих; способность к сочетанию деловых и личных контактов; отсутствие напряжения в коммуникации.