Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие изобразительных технических умений у детей 6-7 лет на материале рисования объектов животного мира

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ РИСОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА) 7
1.1 Сущность понятий «художественные и технические умения», их значение в развитии детей дошкольного возраста 7
1.2 Особенности развития художественных и технических умений у детей 6-7 лет в изобразительной деятельности (на материале рисования объектов животного мира) 13
1.3 Методика формирования художественных и технических умений у детей 6-7 лет в изобразительной деятельности (на материале рисования объектов животного мира) 20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 25
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ РИСОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА) 27
2.1 Выявление уровня сформированности изобразительных и технических умений у детей 6-7 лет на материале рисования объектов животного мира 27
2.2 Содержание работы по реализации развития изобразительных и технических умений у детей 6-7 лет в изобразительной деятельности (на материале рисования объектов животного мира) 32
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 41

  

Введение:

 

На современном этапе развития дошкольного образования важной задачей является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически образованных людей, умение понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление целостной, гармонично развитой и творчески активной личности.
Наша страна нуждается в образованных гражданах, креативных личностях, способных творчески подходить к решению любых проблем. Перед учебными заведениями всех уровней стоит очень важная задача: способствовать тому, чтобы каждый ребенок в будущем стал не просто пассивным членом общества, но и интеллектуальной, инициативной, творческой, общественно полезной личностью.
Соответственно во ФГОС большое значение придается развитию изобразительной изобразительной деятельности дошкольников. Важным результатом овладения ребенком художественной деятельностью является осознание себя активным субъектом творчества, сформированное эмоционально-ценностное отношение к рукотворному миру. Развитие изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста определяется уровнем развития эстетического восприятия объектов и явлений, умением работать с различными материалами, использовать различные техники, подбирать соответствующие средства реализации замысла, проявлять творческое воображение, эстетическую чувствительность, эмоционально-ценностное отношение к окружающему.
Трудно переоценить значение изобразительного искусства в жизни ребенка. Психологическими исследованиями П. Блонского, Л. Выготского, С. Рубинштейна доказано, что детям дошкольного возраста доступно эстетично художественное восприятие произведений изобразительного искусства, старшие дошкольники способны эстетически оценить художественное произведение (картину, скульптуру), выразить свое отношение к нему.
Как свидетельствуют исследования Е. Флериной, М. Ивашинина, Н. Зубарева, В. Езикеева, Н. Пакулина, Н. Карпинской т.д., дошкольникам доступно создание рисунков с изображением объектов животного мира.
Детское творчество основывается на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его творческих способностей. Задача педагога – опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целеустремленность.
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.
Л.С. Выготский, исследуя проблемы творчества, отмечал, что в дошкольном возрасте развивается способность идти от мысли к действию, что делает возможной творческую деятельность: «Один из важнейших вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о развитии творчества и о значении творческой работы для общего развития и возмужания ребенка. Умение из элементов создавать целое, комбинировать старое в новые сочетания и составляет основу творчества» [Выготский 1991, с. 7].
Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных в свете концепций дошкольного воспитания. Художественно-образная природа искусства делает художественную деятельность детей единственным в своем роде средством формирования и творческих способностей вообще – продуктивного мышления, воображения, лежащие в основе любого вида творчества.
Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы только тогда, когда дети почувствуют радость и удовольствие от созданного ими продукта деятельности, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы развития изобразительных технических умений у детей 6-7 лет на материале рисования объектов животного мира как в теории, так и в практике дошкольного образования, его социальную значимость обусловили выбор нами темы данной работы: «Развитие изобразительных технических умений у детей 6-7 лет на материале рисования объектов животного мира».
Объектом исследования является образовательный процесс, направленный на развитие изобразительных технических умений у детей 6-7 лет на материале рисования объектов животного мира.
Предметом исследования являются педагогические условия, направленные на развитие изобразительных и технических умений у детей 6-7 лет на материале рисования объектов животного мира.
Цель исследования – выявить педагогические условия направленные на развитие изобразительных и технических умений у детей 6-7 лет в изобразительной деятельности (на материале рисования объектов животного мира).
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую, искусствовед литературу по проблеме развития изобразительных технических умений у детей 6-7 лет на материале рисования объектов животного мира.
2. Выявить особенности развития художественных и технических умений у детей 6-7 лет в изобразительной деятельности (на материале рисования объектов животного мира).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Возраст 6-7 лет является самым подходящим периодом для развития изобразительной деятельности и художественно-технических умений.
Общеизвестно, что педагог должен обладать кроме устоявшимися, также и нестандартным, новейшим подходом к организации образовательной деятельности. При использовании представленных в работе методов и игровых приемов, педагог может варьировать как подбором атрибутов, так и правила игры, но при этом образовательно-воспитательные задачи должны храниться для большей эффективности предлагаемых игр.
Игра позволяет превратиться ребенку на любого персонажа и обыграть его. Игра имеет имитационный характер, но действия в ней обогащаются личностным ощущением роли, фантазией ребенка и эмоциональным настроем. Вхождение в образ вызывает у детей положительные чувства.
Проблема развития художественных и технических умений детей 6-7 лет в изобразительной деятельности не исчерпывает всех аспектов эстетического воспитания детей данного возраста.
Таким образом, исследование проблемы влияния игровых технологий на развитие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию показало, что использование игр, игровых упражнений и ситуаций активизирует эмоционально-чувственное восприятие и создает положительный эмоциональный настрой, обеспечивает высокий уровень мотивации и активную позицию детей 6-7 лет, создает условия для свободного самовыражения и успешной самореализации каждой личности, стимулирует развитие творческих способностей и художественно-технических умений.
Перспективными направлениями исследования могут стать: использование интерактивных технологий в художественно-эстетическом развитии детей 6-7 лет; подготовка педагогов; разработка компьютерных технологий для работы с детьми 6-7 лет на материале объектов животного мира. 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ РИСОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА)
1.1 Сущность понятий «художественные и технические умения», их значение в развитии детей дошкольного возраста

Детский рисунок своеобразен. Ребенок внедряет в свой рисунок опыт зрительного восприятия, графические шаблоны, заимствованные у других, и вообще все, что он усвоил в процессе действия с предметами. Поэтому среди детских рисунков наряду с изображениями, соответствующими зрительному восприятию, можно встретить рисунки, выражающие то, о чем ребенок узнал, действуя с предметом, ощупывая его. Можно встретить изображения прообразов, которых ребенок не мог наблюдать лично, а также рисунки, изображающие запах, процесс движения (не момент, а именно процесс), рисунки-схемы, рисунки-планы и т.д.
Своеобразие детского рисунка обусловлено следующими обстоятельствами. Во-первых, ребенок еще не обладает теми изобразительными средствами, которые есть в современной культуре общества. Только постепенно он усваивает эти средства, причем степень и сроки освоения зависят от общих условий обучения и воспитания и особенно от конкретных форм и методов обучения [Мухина 1981].
Образ в изобразительном искусстве – наглядный. Окружающая среда воспроизводится в наглядной чувственно-воспринимаемой форме с помощью специальных изобразительных материалов, средств (например, в живописи, рисунке – это цвет, линия, форма, размер, композиция).
В детский рисунок внедряются различные формы опыта, которые ребенок получает в процессе графической деятельности и обучения со стороны взрослых.
Нередко дети плоскостную остроугольную фигуру (например, треугольник) после ее ощупывания рисуют в виде овала с коротенькими черточками, отходящие от него, которыми они пытаются подчеркнуть остроугольность изображаемого предмета. Такие изображения остроугольных фигур являются попытками приспособить для этой цели сформированный ранее графический образ в виде замкнутой кругообразной линии [Мухина 1981].
Рисунок ребенка показывает, что он не делает серьезной попытки точно и полно воспроизвести предмет. Довольно часто, когда ребенок рисует человека без волос, ушей, туловища и рук, его «искусство» остается далеко за его познаниями. Ребенок рисует, выпуская части и детали, которые ему представляются неважными [Мухина 1981, с. 58].
Основываясь на изложенном выше, подчеркнем особую важность наличия у дошкольников изобразительных и технических умений в рисовании в целом и в рисовании объектов животного мира, в частности.
Понятия «умение» в научной литературе имеет разные определения. Например, С.И. Киссельгоф под умением понимает овладение человеком определенной системой операций и действий, которые он использует в необычных, новых условиях, как целесообразную деятельность на основе полученных знаний [Киссельгоф 1973, с.15]; Н.В. Рыков – «готовность действовать сознательно, а не автоматически» [Рыков 1953, с.47]; Е.Н. Кабанова – «способ выполнения действия» [Кабанова 1968, с.10]; Л.М. Фридман – сознательное использование человеком знаний и навыков, уже имеющихся у него, для выполнения сложных действий в различных условиях решения задачи» [Фридман 1988, с.80]; В.А. Крутецкий – «успешное выполнение конкретных действий с применением правильных приемов и способов» [Крутецкий 1986, с.160]; П.Б. Гурвич – «способность к действию в вариативных условиях» [Гурвич 1991, с.327].
По мнению М.В. Савчина, умением можно считать способность человека использовать имеющиеся знания, понятия, оперировать ими для выявления существенных свойств объектов и явлений, успешного решения теоретических и практических задач [Савчин 2007, с. 224].
В.И. Смирнов объясняет умение как усвоенный человеком путем длительных тренировок способ выполнения действий как в обычных, так и новых, изменившихся условиях [Смирнов 2000, с. 171].
Итак, толкование термина «умение» в современной психолого-педагогической литературе неоднозначно, однако можем выделить два основных подхода к его определению:
– умение как процесс деятельности, отдельные действия, усвоенные человеком, выполняются сознательно;
– умение как готовность и способность выполнять определенные виды деятельности.
Основываясь на выделенных Н.П. Сакулиной 2 групп способностей к изобразительной деятельности, можно выделить следующие изобразительно-технические умения:
1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму – в тоже время расчленено (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).
2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).
Без овладения указанными графическими навыками, умениями нельзя сформировать способность к изображению.
3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Однако Н.П. Сакулина выделяет их в отдельную группу [Цит. по: Телегина 2008, с. 247].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы