Курсовая с практикой на тему «Развитие исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования геометрических способностей»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования геометрических способностей 5
1.1. Основные характеристики исследовательских способностей 5
1.2. Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. 16
Выводы по главе 23
Глава 2. Экспериментальное исследование развития исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования геометрических способностей 24
2.1. Диагностика уровня развития исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Организация развития исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования геометрических способностей 29
Выводы по главе 36
Заключение 38
Список литературы 39
Введение:
Актуальность исследования. Современные стремительные, мимолетные условия действительности обусловливают важность пересмотра роли и значения исследовательских способностей в жизни человека. В XXI веке становится очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска нужны не только тем, чья деятельность связана с научной работой, но и людям других профессий.
Универсальные исследовательские способности, среди которых наиболее значимыми являются способность быстро ориентироваться в ситуации, творчески подходить к решению проблем, умение находить и анализировать информацию, позволяют человеку активно действовать, творить и преобразовывать. Основы их развития закладываются уже в дошкольном возрасте, который характеризуется особой чувствительностью к усвоению окружающей действительности, познавательной, исследовательской и поисковой активностью дошкольника. С большим интересом дети участвуют в исследовательской деятельности, проявляют любознательность и желание экспериментировать. Поисковая активность ребенка в специально организованных условиях может привести к возникновению исследовательских способностей.
В отечественной психологии и педагогике накоплен богатый опыт изучения и формирования ориентировочно-исследовательской деятельности. На значение дошкольного возраста для развития творческих способностей у детей отмечалось в трудах таких ученых, как Л. Богоявленской, Л. Выготского, В. Давыдова, А. Запорожца, А. Матюшкина, В.Моляко, А. Савенкова и других. В этих исследованиях выделении понятия «творческое мышление», «творческая активность», «интеллектуальная активность», «поисковая активность», «исследовательская деятельность».
Проблему детской изобретательности, творческих способностей изучали ученые прошлого и современности, среди которых Г. Альтшуллер, В. Гальченко, В. Кузьменко, и другие. Исследования В. Гальченко, В. Кузьменко посвящены особенностям проявления изобретательности как одного из свойств личности ребенка дошкольного возраста, функцией которого является обеспечение творческого сочинения и внесение нового в содержание деятельности или продукт, создание новых, неповторимых замыслов или неизвестных ранее отдельных приемов воплощения своих или чужих намерений. Формирование такого качества как изобретательство имеет важную значимость и перспективность в дальнейшей жизни.
Цель исследования — теоретически обосновать педагогические условия, обеспечивающие развитие исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования геометрических способностей.
Задачи исследования:
1. Изучить основные характеристики исследовательских способностей
2. Рассмотреть особенности развития старших дошкольников
3. Определить и апробировать педагогические условия и экспериментальную методику формирования исследовательских представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых заданий, и апробировать их эффективность.
Объект исследования — исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования геометрических способностей.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников.
Заключение:
Анализ психолого-педагогических исследований аспектов дидактических и психофизиологических основ математического развития дошкольников, которые рассматривались рядом ученых, свидетельствует о значимости обозначенной проблемы математического развития детей в процессе формирования математической осведомленности в дошкольном возрасте. В связи с этим возникла острая необходимость перестройки содержания обучения математике в детском саду, что нашло отклик в трудах классиков и современников отечественной и зарубежной педагогической, психологической науки.
Доказано, что главное место в математическом развитии дошкольника в процессе формирования начальных математических понятий занимает овладение детьми соответствующими прежде практическими, а также и умственными действиями.
Необходимо учить детей обобщенных приемов и способов деятельности, осуществлять логико-математический развитие дошкольников, сочетая различные формы познавательной деятельности (индивидуально-фронтальные, коллективно-фронтальные) и параллельно применяя индивидуально-групповую, коллективно-групповую и индивидуальные формы на фоне фронтальной организации труда.
Такой вариант позволяет осуществлять личностный подход к детям в процессе формирования начальных математических понятий, что делает их математическое развитие.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования геометрических способностей
1.1. Основные характеристики исследовательских способностей
Проблема исследовательских способностей стала предметом научного интереса в конце XIX — начале ХХ века. Большая заслуга в этом принадлежит И. П. Павлову [12], который среди других проблем значительное внимание уделял изучению ориентационно-исследовательских реакций, что, как выяснил ученый, играют принципиально важную роль в процессах успешной адаптации животных и человека. Эти реакции являются проявлением такого вида безусловных рефлексов, как ориентационный рефлекс. Он является одним из древнейших базовых рефлексов, который обеспечивает сохранение и поддержание жизни человека и животных. По мнению ученого, назначение ориентационного рефлекса состоит в ознакомлении индивида с изменениями окружающей среды или с влиянием неизвестных раздражителей. Биологическим содержанием этого рефлекса является выделение основных свойств раздражителя. Полноценно ориентационной рефлекс проявляется у высших приматов и человека. Эта «бескорыстный интерес» имеет собственное побудительное значение: он возникает на основе других побуждений, но не сводится к ним.
А. В. Запорожец в человеческой деятельности выделяет: исполнительную часть, систему исполнительных действий, приводящих непосредственно к достижению известного практического результата; ориентационную часть, представляющую собой систему ориентационных действий. Простейшими видами ориентационных действий являются ориентационные движения рук или глаз в процессе созерцания. Их функции заключаются в отражении свойств предмета, что воспринимается «отвечая ему, моделируя его особенности, они приводят к снятию оттиска и адекватного отображения объекта». Это означает, что для успешного выполнения действия необходимо составить представление об объекте, процессе и результате, учесть наличие условий и их изменения, выявить и исключить их влияние. Деятельность по обеспечению выполнения действий А. В. Запорожец называет ориентационно-исследовательской [5].