Курсовая с практикой на тему Развитие интереса у учащихся к творческой деятельности в процессе внеклассной работы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития интереса у учащихся к творческой деятельности в процессе внеклассной работы 5
1.1. Понятие интереса в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Особенности развития интереса к творчеству 16
Глава 2. Практические аспекты развития интереса у учащихся к творческой деятельности в процессе внеклассной работы 22
2.1. Диагностика развития интереса подростков к творческой деятельности 22
2.2. Рекомендации по развитию интереса у учащихся к творческой деятельности в процессе внеклассной работы 27
Заключение 35
Список использованных источников 37
Введение:
Актуальность исследования обусловлена изменениями, происходя-щими в настоящее время в системе общего образования, необходимостью теоретического обоснования и практической реализации гуманистической парадигмы обучения и воспитания, предполагающей обращение к сущ-ностным основаниям человека, развитие его творческих способностей, ду-ховно-нравственное возвышение, формирование свободной, гуманистиче-ски ориентированной личности.
В контексте происходящих перемен в системе образования в суще-ственной корректировке и исследовании нуждается процесс эстетического воспитания подрастающего поколения.
Проблема формирования творческих интересов подростков в аспекте развития творческой деятельности до сих пор не становилась объектом пе-дагогического исследования.
Курс на обновление социального и экономического развития обще-ства ставит сложные задачи кардинальной перестройки общественного со-знания, нравственного очищения духовной атмосферы жизни, коренного улучшения психологического климата в общении людей.
Проблема исследования: каковы формы, пути и средства развитие интереса у учащихся к творческой деятельности в процессе внеклассной работы.
Цель исследования: проанализировать возможности развития инте-реса у учащихся к творческой деятельности в процессе внеклассной рабо-ты.
Объект исследования: развитие интереса у учащихся к творческой деятельности.
Предмет исследования: развитие интереса у учащихся к творческой деятельности в процессе внеклассной работы.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать интерес в психолого-педагогической литературе
2. Изучить особенности развития интереса к творчеству
3. Проанализировать диагностику развития интереса подростков к творческой деятельности
4. Предложить рекомендации по развитию интереса у учащихся к творческой деятельности в процессе внеклассной работы.
Теоретико-методологическая основа исследования:
— общенаучные принципы системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС школьного образования (А.Г. Асмолов, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин и др.);
— аксиологический подход в образовании (Л.М. Архангельский, А.Г. Бабаян, О.Г. Дробницкий, Э.В. Заутурова, М.С. Каган, В.П. Тугаринцев и др.);
— концепция структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Э. Гилфорд, А.Н. Леноньтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);
— положения концепции о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования:
— теоретические: анализ научных источников;
— эмпирические: анкетирование;
— математические методы обработки экспериментальных данных.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении педагогических знаний; расширении научных представлений.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов образовательных организаций и организациях до-полнительного образования детей.
Заключение:
Подростковый возраст у детей – трудный период не только для ро-дителей, но и для них самих. Психология подростка построена на необхо-димости признания его взрослым человеком, но все дело в том, что к взрослой жизни он еще пока не готов. Однако и ребенком его уже не назвать. Подростковый возраст зависит от страны проживания, пола и культурно-национальных особенностей.
На сегодняшний день претерпели изменения нормы и ценности соци-ально-экономического, психологического характера. Также изменения коснулись общей модели поведения для молодых людей.
Социальная активность подростка нацелена на усвоение конкретных образцов и ценностей, на выстроение отношений, которые бы могли удо-влетворить и взрослых, и сверстников, а также и самого себя.
Данная социальная активность на первое место ставит возможность разнообразных, но при этом обязательных и значимых для подростка дел. В эту работу входит трудовая, познавательная и общественно-полезная деятельность.
В данный возрастной период необходимо привлечь внимание под-ростка к данному виду деятельности, различными формами и видами за-нятий, такими, как, проектирование, макетирование, конструирование, то есть все то, что направляет интерес и внимание на новую область, в кото-рой может проявляться творческое воображение подростка.
Большая часть времени подростка отведена учебе. В процессе обуче-ния должны быть сформированы все условия для успешности деятельно-сти, выполняемой подростком. Поскольку высокая степень активности, стремление к образу взрослого вызывает проблемно-ориентированный характер учебной деятельности подростка.
Учеба хотя и занимает большую часть в жизни подростка, не может в полной мере удовлетворить его личных притязаний, растущее самосозна-ние и стремление к активной общественно значимой деятельности. Вместе с учебой мир интересов подростка включает в себя спорт, техническое или художественное творчество и т.д.
Необходимыми качествами характера подростка на выходе из обще-образовательного учреждения должны быть: широкий кругозор, высокая активность и мобильность в социуме, умение принимать оптимальные ре-шения на основе творческого подхода, а также нравственность и воспитан-ность, но на сегодняшний день наблюдается тенденция замены человече-ской деятельности роботизированной техникой.
Становится очевидным, что творческие способности человека явля-ются самой существенной частью его интеллекта.
Творческие возможности человека прямо и непосредственно не свя-заны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта.
Творческие решения часто приходят в момент релаксации, рассеян-ного, а не напряженного внимания, хотя и подготовленного предшеству-ющим упорным поиском.
В процессе творческой деятельности проявляются и развиваются творческие способности личности, необходимые для реализации этой дея-тельности.
Способности человека – это сложное и противоречивое явление, ко-торое подвергалось изучению и теоретизации на протяжении многих ве-ков. Творческие способности — синтез свойств и особенности личности, ха-рактеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно-творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результа-тивности.
Элемент творчества может присутствовать в любом виде человече-ской деятельности, поэтому справедливо говорить как о творческих спо-собностях вообще, так и о художественных творческих способностях.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития интереса у учащихся к творческой деятельности в процессе внеклассной работы
1.1. Понятие интереса в психолого-педагогической литературе
Слово «интерес» происходит от латинского глагола interesse, что пе-реводится как «иметь значение».
Е.А. Меньшикова выделила пять содержательных аспектов понятия «интерес»:
1) интерес – как выгода, корысть, проявляющаяся в стремлении к приобретению моральных и материальных благ;
2) интерес – как сочувствие другому человеку, проявляющееся в межличностных взаимоотношениях с людьми;
3) интерес – как занимательность, развлекательность, что характери-зует поверхностную сторону деятельности, не связанную с глубиной по-знания существенных связей и отношений между предметами и явлениями действительности;
4) интерес – как внимание, возбуждение человека чем-то значитель-ным;
5) интерес – как нужда, потребность, что, с психологической точки зрения, связано с мотивом познавательной деятельности.
Такой подход через содержательный аспект позволяет рассматривать интерес с разных ракурсов, с разных точек зрения, что подчеркивает мно-гогранность данного понятия.
Интерес исследуют ученые из разных областей науки.
Философы с древних времен рассматривали интерес в нескольких модификациях. Одни считали интерес синонимом мотива, другие рассмат-ривали мотив как подмножество множества интересов.
Если рассматривать интерес как более широкое понятие, которое стоит за мотивами, то мотив – это один из видов интереса, мотив – осо-знанный интерес. В данной работе интерес, в том числе и познавательный интерес, не будет рассматриваться как мотив. Мотив – это вид познава-тельного интереса,