Курсовая с практикой на тему Развитие интереса к природе у учащихся 3 класса на уроке изобразительное искусства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 6
1.1. Теоретические аспекты развития интереса к природе у детей младшего школьного возраста 6
1.2. Анализ ФГОС по теме исследования 11
1.3. Методика развития интереса к природе на уроках изобразительного искусства 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 31
2.1. Диагностика уровня развития интереса к природе у третьеклассников 31
2.2. Анализ результатов исследования 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества и образования на первый план выступает задача формирования и развития творческой, неординарно мыслящей личности обучающегося, способной к активному восприятию прекрасного и преобразованию окружающего мира, устремленной к познанию красоты, творчеству, поиску оригинальных решений в нестандартных ситуациях и самоопределению. В связи с этим приоритетным направлением в педагогике становится развитие эстетических представлений у младших школьников об окружающем мире, о природе, которые выступают значимой частью эстетического развития и общего воспитания личности. Эстетические представления содействуют формированию эстетических чувств ребенка, эстетических понятий, расширению кругозора, раскрывают важные аспекты внутреннего духовного мира обучающегося. Эстетическое воспитание младшего поколения – одна из важнейших задач, стоящих перед начальной школой, ведь именно детство – самая благоприятная пора для привития чувства прекрасного и любви к природе, жизни, формированию эстетических взглядов.
Ощущение красоты природы, окружающего мира в целом, формирует в ребенке особые эмоционально психические состояния, пробуждает прямой интерес к жизни, развивает любознательность, мышление, память, волю, оказывает большое влияние на эмоционально-образную, познавательную, творческую активность обучающихся.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО) акцентируется внимание на развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Разработка современных методов, форм включения детей в художественно-эстетическую деятельность, знакомство их с лучшими образцами мировой и отечественной культуры является одним из основных направлений «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации 2015-2025», принятой в 2015 году.
Развитие эстетических представлений обучающихся начальной школы осуществляется при помощи использования различных средств, форм и видов творческой деятельности, важнейшими из которых являются литература, музыка и изобразительное искусство. Именно на уроках художественного цикла происходит развитие эстетических представлений у учащихся и эстетическое воспитание личности в целом. Кроме этого, на уроках изобразительного искусства посредством художественной деятельности у учащихся развивается интерес к природе и окружающем мире. Уроки изобразительного искусства могут играть исключительно важную роль в развитии интереса младших школьников к природе, это связано с их особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок и форм. Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам.
На сегодняшний день проблемы развития интереса у младших школьников в психологии рассматривалась такими учеными как Л. С. Выготский, В.В. Давыдов, Г. И. Щукина, в дидактике представлены работы Я. А. Коменского, В. А. Сухомлинского, И.Г. Песталоцци. Выделили методы научного обучения младших школьников окружающему миру А. А. Плешаков, О.Б. Казачкова, О.Н. Крылова и т.д.
Актуальность данной работы определяется необходимостью поиска условий, при которых развитие интереса к природе в начальных классах на уроках изобразительного искусства будет максимально эффективным и обеспечит готовность выпускников начальной школы к успешному обучению на следующей ступени образования.
Целью исследования является разработка и апробация диагностики развития интереса третьеклассников к природе на уроках изобразительного искусства.
Объектом исследования является: процесс диагностики развития интереса к природе у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования: показатели и уровни развития интереса младших школьников к природе на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: подобранные задания могут выявить уровень развития интереса к природе у младших школьников на уроках изобразительного искусства
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты развития интереса к природе у детей младшего школьного возраст.
2. Проанализировать ФГОС по теме исследования.
3. Изучить методику развития интереса к природе на уроках изобразительного искусства.
4. Разработать показатели и уровни диагностики развития интереса к природе у третьеклассников.
5. Проанализировать результаты исследования уровня развития интереса к природе у третьеклассников.
Для решения поставленных цели и задач были применены следующие методы исследования:
– теоретические: анализ, обобщение и систематизация;
– эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование;
– методы количественного и качественного анализа данных.
База исследования: ГБОУ СОШ № 23. В исследовании приняли участие 23 учащихся 3-го класса.
Структура работа: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Текст работы:
В современных условиях, когда остро стоит проблема развития интереса к природе подрастающего поколения, одним из центральных направлений работы является развитие эстетического отношения. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования эстетических качеств, в том числе как социальное явление, как образа жизни человека и общества, ценностей современного мира.
Проанализировав психолого-преподавательскую литературу, мы сделали теоретические заключения. Познавательный интерес – существенное развитие личности, которое создается в процессе жизнедеятельности личности, формируется в социальных обстоятельствах его существования и практически никаким методом не является имманентно характерным человеку с появления на свет. Для развития личности ученика и формирования познавательного интереса необходимо создание оптимальной эмоциональной атмосферы познавательной работы обучающихся. Это условие осуществляет все функции обучения: образовательную, формирующую, воспитывающую, и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес.
Мы выяснили, что младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. На основе их складываются эстетические представления и развитие познавательного интереса. Образы восприятий и представлений воплощаются в детском изобразительном творчестве. Созданные изображения вызывают у детей интереса не только к рисунку, но и к объектам, которые на нем изображены, о чем свидетельствует эстетические оценки, выражены в эстетических суждениях. умственному, речевому, нравственному, эстетическому Т.С. Комарова, Е.В. Савушкина. Активное взаимодействие детей с природой о необходимости сохранения ее красоты проявляет эмоциональную отзывчивость на образы-носители на многообразие окружающего природного пространства, уникальности, значимости каждого его явления; развивает способность к пониманию, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственных эстетических отношении в продуктах.
Рассмотрев сущность изобразительной деятельности, ее роль, можно сделать вывод, что изобразительная деятельность является эффективным средством развития интереса к природе у младших школьников. Изобразительная деятельность дает возможность задействовать не только интеллект, опыт, сознание человека, а и чувство, эмоции, волевые качества, оказывает содействие «погружению» к развитию эстетического отношения к природе. В изобразительной деятельности у обучающихся развивается интерес к природе, происходит становление их эстетических чувств, совершенствуется опыт эстетического поведения.
На начальном этапе была проведена первичная диагностика уровней развития интереса к природе и пришли к выводу, что младшие школьники обладают недостаточным уровнем развития интереса к природе. На уроках изобразительного искусства в школе не проводится целенаправленная работа по развитию интереса к природе.
Заключение:
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества и образования на первый план выступает задача формирования и развития творческой, неординарно мыслящей личности обучающегося, способной к активному восприятию прекрасного и преобразованию окружающего мира, устремленной к познанию красоты, творчеству, поиску оригинальных решений в нестандартных ситуациях и самоопределению. В связи с этим приоритетным направлением в педагогике становится развитие эстетических представлений у младших школьников об окружающем мире, о природе, которые выступают значимой частью эстетического развития и общего воспитания личности. Эстетические представления содействуют формированию эстетических чувств ребенка, эстетических понятий, расширению кругозора, раскрывают важные аспекты внутреннего духовного мира обучающегося. Эстетическое воспитание младшего поколения – одна из важнейших задач, стоящих перед начальной школой, ведь именно детство – самая благоприятная пора для привития чувства прекрасного и любви к природе, жизни, формированию эстетических взглядов.
Ощущение красоты природы, окружающего мира в целом, формирует в ребенке особые эмоционально психические состояния, пробуждает прямой интерес к жизни, развивает любознательность, мышление, память, волю, оказывает большое влияние на эмоционально-образную, познавательную, творческую активность обучающихся.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО) акцентируется внимание на развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Разработка современных методов, форм включения детей в художественно-эстетическую деятельность, знакомство их с лучшими образцами мировой и отечественной культуры является одним из основных направлений «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации 2015-2025», принятой в 2015 году.
Развитие эстетических представлений обучающихся начальной школы осуществляется при помощи использования различных средств, форм и видов творческой деятельности, важнейшими из которых являются литература, музыка и изобразительное искусство. Именно на уроках художественного цикла происходит развитие эстетических представлений у учащихся и эстетическое воспитание личности в целом. Кроме этого, на уроках изобразительного искусства посредством художественной деятельности у учащихся развивается интерес к природе и окружающем мире. Уроки изобразительного искусства могут играть исключительно важную роль в развитии интереса младших школьников к природе, это связано с их особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок и форм. Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам.
На сегодняшний день проблемы развития интереса у младших школьников в психологии рассматривалась такими учеными как Л. С. Выготский, В.В. Давыдов, Г. И. Щукина, в дидактике представлены работы Я. А. Коменского, В. А. Сухомлинского, И.Г. Песталоцци. Выделили методы научного обучения младших школьников окружающему миру А. А. Плешаков, О.Б. Казачкова, О.Н. Крылова и т.д.
Актуальность данной работы определяется необходимостью поиска условий, при которых развитие интереса к природе в начальных классах на уроках изобразительного искусства будет максимально эффективным и обеспечит готовность выпускников начальной школы к успешному обучению на следующей ступени образования.
Целью исследования является разработка и апробация диагностики развития интереса третьеклассников к природе на уроках изобразительного искусства.
Объектом исследования является: процесс диагностики развития интереса к природе у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования: показатели и уровни развития интереса младших школьников к природе на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: подобранные задания могут выявить уровень развития интереса к природе у младших школьников на уроках изобразительного искусства
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты развития интереса к природе у детей младшего школьного возраст.
2. Проанализировать ФГОС по теме исследования.
3. Изучить методику развития интереса к природе на уроках изобразительного искусства.
4. Разработать показатели и уровни диагностики развития интереса к природе у третьеклассников.
5. Проанализировать результаты исследования уровня развития интереса к природе у третьеклассников.
Для решения поставленных цели и задач были применены следующие методы исследования:
– теоретические: анализ, обобщение и систематизация;
– эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование;
– методы количественного и качественного анализа данных.
База исследования: ГБОУ СОШ № 23. В исследовании приняли участие 23 учащихся 3-го класса.
Структура работа: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Список литературы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1. Теоретические аспекты развития интереса к природе у детей младшего школьного возраста
Ведущую роль в экологическом воспитании младших школьников играет развитие у них познавательного интереса к природе.
Асмолов А.Г полагает, что познавательный интерес – существенное развитие личности, которое формируется в ходе жизнедеятельности человека, формируется в общественных условиях его жизни и практически никаким способом не считается свойственным человеку с рождения [1].
Младший школьный возраст считается периодом впитывания, накапливания знаний о находящемся вокруг обществе и взаимоотношении к нему лица. Характерной чертой здоровой нервной системы считается познавательная динамичность. В создание своей картины общества и знания о окружающем мире постоянно ориентирована любознательность. Развитие интересов происходит непосредственно в младшем школьном возрасте. И самое основное не пропустить вероятность создать познавательный интерес.
Известно, что познавательные интересы появляются у детей достаточно рано. Малыш часто приходит в среднее учебное заведение с обширным кругозором и с той информацией, которая превосходит те данные, включающие в учебных пособиях. Однако познания, приобретённые ребятами в дошкольный период детства, не представляют системы, их изменение в здравую и абсолютную картину мира совершается непосредственно с участием педагога. По этой причине существует крайне значительная угроза того, что с поступлением в среднее учебное заведение познавательные интересы ребенка будут удовлетворяться вне школьного преподавания, что приведет его к безразличию в отношении самого процесса преподавания, не возможно будет прогнозировать его результат. Отталкиваясь из этого, возможно отметить, что вопрос управления развитием познавательного интересам младшего ученика считается довольно важной в нынешней психологии образования [4].
Сложное и в то же время важное для личности развитие предполагает заинтересованность. Представление «интерес» имеет огромное число разных трактовок. По мнению С.Л. Рубинштейна, «…интерес представляет как селективная нацеленность лица, его интереса, его идей и помыслов…» [24].
Н.Г. Морозова показывает интерес как «стремительно-познавательное и чувственно-познавательное отношение лица к обществу» [20].
Главный тип интереса – это познавательный, который несет в себе все без исключения функции заинтересованности как психологического образования: целостность объективного и субъективного, его предпочтительный характер, присутствие в нем базового сплава как умственных, таким образом и эмоционально-волевых действий.
Анализ познавательного интереса в младшем школьном возрасте, выполненный А.Н. Леонтьевым, говорит о том, что развитие познавательного интереса у учеников младших классов процесс непростой, введенный в общую черту развития детей [17].
Л.С. Выготский полагал, что познавательный интерес – это «природный двигатель детского действия», он считается «правильным формулированием невольного желания; указанием на то, что работа ребенка имеет схожесть с его базисными нуждами» [8].
Н.Г. Морозова, в свою очередь, устанавливает познавательный интерес как первопричину, обрисовывая ее как «немаловажную индивидуальную характеристику ученика и как накопленную познавательно-психологическую позицию ученика к учению». Автор полагает, что интерес — это отображение сложных действий, совершающихся в мотивационной области работы [20].
Большинство специалистов по психологии как иностранных, так и российских объединяют интерес с необходимостью и зачастую их сопоставляют. Крайне непростая связь между потребностями и познавательным интересом, и нет причин их уравнивать.
С.Л. Рубинштейн указывает на этот факт следующим образом: интерес отображает потребность, однако не сводится к ней [24].
К развитию интереса возможно также причислить и те случаи, когда интерес переходит в учебный. И.Ф. Харламовым изучена специфика учебного интереса, а именно, его отличие от других типов интереса [31]. Учебный интерес младших школьников лежит в основе их познавательной активности.
Г.И. Щукина устанавливает «познавательную активность» как свойство личности, которое содержит стремление личности к пониманию, высказывает интеллектуальный отзыв на процесс постижения. Качеством личности «познавательная активность» становится, по их взгляду, при крепком проявлении желания к постижению. Эта структура индивидуального свойства, в которой необходимости и интересы означают массивную характеристику, а желание подразумевает форму.
В обстоятельствах реформирования образования задача активизации познавательной деятельности по-прежнему жизненна для нынешней школы. Ключевыми компетенциями в характеристике познавательных способностей и экспериментальных умений учеников выделяем последующие умения, приобретаемые ребенком в учебной деятельности: искать – это значит, обладать способностью находить необходимую информацию в разных источниках: опрашивать окружение (товарищей-сверстников, старших друзей, отца с матерью, одноклассников и др.), консультироваться с учителями, работать с ПК и со справочной литературой [7]; думать – это определять связи между прошлым и реальным, прибегать к собственному личному опыту, скептически относиться к тому либо другому предложению, мероприятию, выражению, обладать способностью противодействовать робости и трудности, выражать собственное мнение, отстаивать собственную позицию в дискуссиях, высказывать собственную точку зрения [10]; планировать собственные воздействия – в ходе исполнения задачи видеть цель, последовательность операций, логику, обдумывать правильность и осознанность шагов, обладать способностью рассчитывать личные возможности [10]; сотрудничать – функционировать в коллективе, решать разногласия и инциденты, слушать мнение иных, обладать способностью создавать собственное доказательство, принимать критику других, обладать способностью слушать и приходить к соглашению со всей группой [11]; браться за дело – начинать работу в отсутствии помощи со стороны, иметь чувство ответственности в совокупном процессе, обладать возможностью вступить в группу и привнести собственный вклад, правильно оценивать приобретенный результат [6]; адаптироваться – применять новейшие подходы, неординарные решения в новых моментах, при исполнении необычных, неизвестных задач, обладать способностью пользоваться абсолютно всеми познаниями в новых обстоятельствах, преодолевать трудности [11].
Если имеется познавательный интерес, то теория становится схожей, актуально важной работой, в которой непосредственно ученик заинтересован. Познавательный интерес порождает предприимчивость, но, в собственную очередь, увеличение активности повышает и развивает сам познавательный интерес.
В обстоятельствах развивающего обучения важными требованиями выступают:
1. Наибольший учет личных отличительных черт, гуманистическое отношение к младшим школьникам, развитие благоприятствующей их многостороннему формированию атмосферы.
2. Для общего развития учеников младших классов целеустремленность возведения преподавания с учетом его производительности для общего формирования младшего ученика.
3. Желание к обеспечению абсолютного осознания ребенком способов учебной работы.
4. В связи с неустойчивостью интереса применение различных типов работы на занятии с целью переключения интереса учеников.
5. Нужное условие для освоения новейших познаний вовлечение их в фактическую деятельность учеников.
6. Учебное содержание задач в игровой форме, используемых в обучении [31].
Когда развитие познавательного интереса совершается в согласовании с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения ученика в окружающей среде, то появляется тот самый безупречный вид развития интереса к природе. Вопрос развития интереса к природе рассматривал и интересовал Г.С. Федькова [30]. Он отмечал, что развитие интереса к природе — важное направление развития детей младшего школьного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию познавательных процессов, воспитывает у детей ценностную картину мира, формирует экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы.
Для того чтобы развивать интерес у ребёнка к природе, нужно знать его элементы и охватить их все в своей деятельности. Структурой развития интереса к природе являются: познавательный, эмоциональный и деятельностный компоненты. Обучение по своему определению заключается в передаче учителем и усвоении учеником знаний, умений, навыков, исходя из этого обучение не способно охватить все компоненты, оно направлено лишь на познавательный компонент. Эмоциональный компонент заключается в чувственно эмоциональном восприятии природы. Познавательный предполагает эмоциональное восприятие системы знаний о природе как ценности на уровне понятий, представлений и идей. Деятельностный компонент ценностного отношения предполагает связь младшего школьника с окружающей средой, которая реализуется посредством активной, сознательной природоохранной деятельности.
Таким образом, интерес рассматривается как сложное психическое образование, связанное с избирательной направленностью личности на деятельность. Составной его частью является познавательный интерес, проблема развития которого рассматривается в детской психологии и педагогике. Познавательный интерес является побудителем любой деятельности ребёнка, в том числе и учебной. Развитие интереса к природе идет через личный опыт детей, и это необходимо учитывать при подготовке и проведении уроков ИЗО.