Психология и педагогика начального образования Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие интеллектуальных способностей младших школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
ГЛАВА 1. Развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема 5
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников 6
1.2 Интеллектуальные способности и активность у детей младшего школьного возраста 11
1.3Средства и методы развития интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста 16
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей развития интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста 20
2.1 Выявление уровня интеллектуального развития у детей младшего школьного возраста 21
2.2 Рекомендации по развитию интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста 26
Выводы по второй главе 30
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Приложение 1 35

 

  

Введение:

 

Развитие познавательной и интеллектуальной деятельности, познавательной активности – важнейшие стороны человеческой деятельности, осуществляемой на протяжении всей жизни.
Так что же такое интеллектуальное развитие? По каким показателям можно судить об интеллектуальном развитии? Как и когда оно проявляется у ребенка? Данные вопросы являются актуальными, так как именно интеллектуальное развитие является движущим фактором в жизни ребенка.
В научной литературе можно найти множество определений понятия интеллектуальное развитие, а также огромное количество его разновидностей.
Термин «интеллектуальное развитие» связывают с рассмотрением деятельности, в которой ребенок, познавая окружающий мир, как активный субъект, пытается показать свою самостоятельность, индивидуальность, направить энергию, волю, действия на достижение позитивного результата.
Итак, уровень интеллектуального развития ребенка – это черта личности, которая проявляется в ее отношении к познавательной деятельности, предполагающая состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение ребенком социального опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, находящая проявление в интеллектуальной деятельности и интеллектуальной активности. Чаще всего интеллектуальная активность проявляется в процессе восприятия и мышления.
Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, школьнику необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека.
Источником познания младшего школьника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление.
Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который знает не только чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.
Вопросы интеллектуального развития ребенка рассмотрены в работах Л.И. Божович, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, В.С. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Г.А. Цукерман, Л.М Фридмана, Т.И. Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской.
Интеллектуальная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Данная тема изучена слабо, практических исследований по проблеме существует немного, исходя из этого, следует более подробно раскрыть данную тему.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Объект исследования: интеллектуальные способности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности развития интеллектуальных способностей младших школьников.
Цель исследования: выявить особенности развития интеллектуальных способностей младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1) Проанализировать научную литературу по теме исследования, уточнить сущность основных понятий.
2)Выявить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
3) Определить методы и средства интеллектуального развития детей младшего школьного возраста.
4) Провести диагностику интеллектуального развития детей младшего школьного возраста.
5) В соответствии с результатами эмпирического исследования разработать рекомендации по развитию интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных цели и задач нами были использованы следующие методы исследования:
— теоретические: анализ и синтез, обобщение и систематизация, сравнение;
— эмпирические: Методика определения уровня интеллектуального развития и познавательной деятельности детей «Дерево желаний» В.С. Юркевич;
База исследования:
Практическая значимость: данная работа, результаты исследования, будут интересны учителям и студентам во время прохождения педагогической практики.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, изучив литературу по теме нашей работы, мы выяснили, что интеллектуальные способности – это знания, которыми обладает человек. Но это определение можно назвать узким, так как интеллектуальные способности– это еще и умение открывать для себя что-то новое, а затем применять полученное на практике. Развивать эту способность необходимо с рождения.
Младший школьный возраст сенситивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, а так же речи. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой и учебный материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
Важным показателем младшего школьного возраста является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком.
В данной работе мы изучили особенности интеллектуального развития детей младшего школьного возраста.
Мы рассмотрели особенности как психического, так и интеллектуального развития ребенка.
Нами было проведено исследование данных особенностей, с использованием определенных методик. После проведения исследования мы обработали и представили результаты.
В пункте 2.2 мы предложили рекомендации для педагогов и родителей, которые будут способствовать интеллектуальному развитию современных детей.
Исходя из выше изложенного, мы можем сказать, что цель нашей работы достигнута, задачи в ходе работы решены, практическая направленность имеет наглядное подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема

1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников

В младшем школьном возрасте у ребенка формируется такое важное новообразование как самооценка, поэтому роль родителей и учителя очень важна – они оценивают старания и труды малыша, а это в свою очередь, очень влияет на становление личности ребенка. Учитель должен поощрять успехи ученика и не заострять внимание на неудачах, ведь таким образом у ребенка формируется мотив для достижения успехов, или избегания неудач.
Младший школьный возраст не подразумевает только обучение ребенка. Важным моментом является его физическое развитие – ведь период 6-7 лет это фаза активного физического роста. Очень часто нервно-психическое развитее «не успевает» за физическим – у детей появляется повышенная усталость, нервозность, невнимательность.
Все процессы мышления, памяти, восприятия, воображения, самосознания находятся в фазе активного развития [4, с.76].
Память. На этапе обучения развиваются все виды памяти ребенка: оперативная, кратковременная и долговременная. Это связано, в первую очередь, с необходимостью постоянного запоминания и заучивания учебных заданий.
Мышление. Доминирующим процессом в младшем школьном возрасте есть мышление – сейчас оно словесно-логическое. А к 9-ти годам ребенок приобретает один из видов мышления: теоретик, мыслитель, или художник.
Внимание. У детей в этом возрасте преобладает непроизвольное внимание — вот почему им так сложно сконцентрироваться на чем то. Только с помощью высокой мотивации и волевым усилиям они могут удержать внимание.
Воображение. В начальной школе воображение ребенка опирается на конкретные формы, предметы, делая его менее обширным, но со временем основным в развитии воображения становится слово, что делает его более фантазийным и широким.
Также период 7-8 лет – это этап усвоения и восприятия моральных норм и правил – ребенок готов к их пониманию и выполнению. Поэтому в этот период очень важно много разговаривать с ребенком, объяснять непонятные ему правила морали и поведения в социуме.
Очень важным в жизни ребенка выступают и взаимоотношения со сверстниками – к концу младшего школьного возраста они выходят на новый уровень развития, когда авторитет родителей становится не столь уж важным для ребенка, а социальная реализация в кругу своих одногодок приобретает особую важность.
Иногда ученики начальных классов плохо спят ночью – сказываются эмоциональные перегрузки растущего организма. Стоит перед сном замедлить ритм жизни, спокойно прогуляться перед сном на воздухе, чтобы вся скопившаяся энергия за день была потрачена, и ребенок лучше засыпал. График достаточно сложный, отношения в коллективе наладились, учительница стала своей, но психика малыша еще не до конца окрепла. Пусть малыш делится всеми секретами, проблемами и бедами с родителями. Нужно позволять ему самому принимать решение, просто разговаривайте с ним, как с взрослым, и одобряйте его.
А.П.Усова и А.И.Сорокина заявляют, что развитие ребенка 7-8 лет происходит стремительно, в действительности просто на глазах робкий малыш превращается в уверенного человечка, который может самостоятельно справляться со многими заданиями. Надо сказать, что развитие ребенка 7 лет и развитие ребенка 8 лет во многом схоже, так как именно в этом возрастном периоде происходит переход от младенчества к более осознанному существованию.
При этом семилетний ребенок нетерпелив, энергичен и даже суетлив, постоянно находится в движении, с готовностью берется за выполнение различных дел. Однако, несмотря на некоторую самостоятельность, ребенок все также остро нуждается в понимании и поддержке родителей, особенно во время адаптации к школе. Чтобы помогать своему чаду всесторонне развиваться, родителям необходимо знать, каким должно быть развитие ребенка 7 лет [1, с.88].
По мнению З.М. Богуславской, развитие ребенка 7 лет соответствует следующим показателям:
 Понятия морали. Семилетний ребенок хорошо ориентируется в понятиях «что такое хорошо и что такое плохо». Он может отличить позитивный поступок от негативного, и взять на себя некоторую долю ответственности за совершенные дела.
 Социум. Детям в этом возрасте очень нравится быть частью коллектива, проводить время с друзьями. Правильное развитие ребенка 8 лет должно непременно проходить в тесной связи с социумом.
 Личные обязанности. Ребенок пытается старательно выполнять задания и стремится получить одобрение. Именно в этот период ребенок начинает активно помогать по дому, с удовольствием выполняет посильные поручения взрослых. Для правильного развития ребенка 7 лет родители должны непременно выделить для него круг персональных заданий. Это могут быть посильные поручения, которые ребенок должен выполнять на благо семьи. Собственные обязанности не только предадут малышу ощущение собственной значимости и важности, но и научат его отвечать за качество сделанного, планировать время и рассчитывать свои силы. Конечно, не стоит перегружать ребенка, иначе его инициатива скоро погаснет, все задачи должны быть простыми: подмести пол на кухне или в своей комнате, полить цветы, вытирать стол, накрывать на стол и убирать посуду, складывать свою одежду, расставлять обувь в прихожей и пр.
 Лучший друг. Ребенок активно интересуется отношениями за пределами семьи, он готов выделять много времени для общения с друзьями, походов в гости. Именно в это время у ребенка может появиться лучший друг и не обязательно ровесник, взрослому другу он может смело доверять тайны, которые не может открыть родителям. В действительности формирование отношений с лучшим другом является важным этапом в развитии ребенка 7 лет, так как именно этот опыт помогает малышу учиться строить близкие, доверительные отношения, откровенно высказывать свои мысли и чувства, приходить на выручку другу в нужные моменты и пр. Однако в этот период родителям важно сохранять собственный авторитет в глазах ребенка, по-прежнему оказывая на него основное влияние. Продолжайте поддерживать заведенные в вашей семье правила, общайтесь с ребенком в доверительной и уважительной форме, создавая в доме теплую и любящую атмосферу.
Восьмилетний ребенок отдаляется от родителей, и понадобится очень много такта, чтобы сохранить контакт. Здесь очень сложно сохранить баланс — своеобразное равновесие между чрезмерным вмешательством в его жизнь и незаметной помощью, побуждением к самостоятельности.
В этом возрасте нужно прививать уважение к старшим, семье, своем клану. Ребенок должен знать, что нужно считаться с мнением членов семьи и прежде всего, родителей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы