Курсовая с практикой Педагогика/Психология Технология

Курсовая с практикой на тему Развитие интеллектуально-творческих способностей у обучающихся на уроках технологии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения интеллектуально-творческих
способностей на уроках технологии
. 8

1.1.
Развитие
интеллектуально-творческих способностей как педагогическая проблема  8

1.2. Педагогические условия
развития интеллектуально-творческих способностей на уроках технологии. 12

Выводы по 1 главе. 20

Глава 2. Практика развития
интеллектуально-творческих способностей на уроках технологии
. 21

2.1. Организация
опытно-экспериментальной работы. 21

Констатирующий этап исследования. 21

2.2. Реализация педагогических условий по развитию
интеллектуально-творческих способностей на уроках технологии
. 25

Выводы по 2 главе. 44

Заключение. 47

Список использованных источников. 49

Приложение 1 Диагностические задания. 53

Приложение 2 Образцы работ учащихся 56

Приложение 3 Основные
технологические этапы выполнения проекта. 58

  

Введение:

 

Актуальность темы данного
исследования заключается в том, что современное образование нацелено не только
на приобретение знаний, но и на разностороннее развитие личности учащихся:
интеллектуальных и творческих способностей. В решении данной проблемы, особое
значение придается такой предметной области как «Технология».

Предмет «Технология»
знакомит обучающихся с широким кругом современных технологических знаний и
умений, способствует формированию трудовой и технологической культуры,
воспитанию трудовых, гражданских и патриотических качеств,  профессиональному самоопределению в условиях
рынка, формированию гуманистически и прагматически ориентированного
мировоззрения, причем упор в данной предметной области сделан на формирование
интеллектуальных и творчексих способностей учащихся. Что подтверждено во ФГОС
ООО в предметной области «Технология». В данном документе сказано, что изучение
технологии должно обеспечить: развитие интеллектуальной творческой деятельности
обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; активное использование
знаний из других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных
действий; совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и
проектной деятельности; формирование представлений о социальных и этических
аспектах научно-технитехнического прогресса; 
овладение методами решения творческих задач, моделирования,
конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности
продуктов труда.

Технологическая образованность и культура
эволюционно становятся одними из ключевых компонентов общей культуры человека и
оказывают самое существенное влияние на формирование таких значимых качеств
личности подрастающего поколения как конкурентоспособность, адаптивность,
социализация учащихся, их эффективное профессиональное самоопределение в
условиях формирующегося рынка образовательных услуг, труда и профессий.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, под
интеллектуально-творческими способностями понимается совокупность
интеллектуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного
осуществления конкретного вида творческой деятельности и обусловливающих
уровень ее результативности.

Развитие способностей
рассматривается как целенаправленный процесс становления мотивации к
деятельности, рост уровня креативности, усвоения знаний, умений, навыков и
накопление опыта творческой деятельности в системе образования, развитием
интеллектуально-творчческих способностей можно руководить путем создания
специальных педагогических условий, которые помогут, выявить проблему и
определить оптимальные пути преодоления ее последствий.

На уроках технологии, в связи с
предметным содержанием их развитию должны сопутсвовать определенные условия:

— активное использование
информационно-компьютерных технологий;

— использование  проектной деятельности;


использование проблемно-творческих заданий.

Нами были разработаны диагностические
работы, направленные на изучение развития интеллектуально-творческих
способностей на уроках технологии.

Согласно
задачам исследования, эксперимент осуществлялся в три этапа: констатирующий,
формирующий и контрольный

Оценивая
первоначальный уровень развития интеллектуально-творческих способностей, можно
обозначить его как низкий, именно поэтому стала существовать необходимость в
реализации выделенных педагогических условий и оценка их эффективности.

На уроках технологии,  были реализованы следующие педагогические
условия:

— использование
информационно-компьютерных технологий;

— использование  проектной деятельности;


использование проблемно-творческих заданий.

У детей, мы обнаружили абсолютную
динамику по всем выделенным нами критериям. Все дети группы имели представление
о материале, владели приемами работы с материалами, самостоятельно определяли
последовательность выполнения работы, умели самостоятельно провести анализ
изготовленной поделки, использовали свои конструктивные решения в процессе
работы, учитывали яркость, оригинальность при выполнении, выполняли работу по
замыслу, показывали высокий уровень воображения и фантазии. Анализ качественных
результатов экспериментальной работы
, проведенной нами с учащимися 6-го класса над заключительной итоговой
работой, наглядно подтверждает эти положения. Анализ работы позволил определить
значительно более высокий уровень развития интеллектуально-творческих
способностей.

Опытная работа нашего исследования
подтвердила теоретические аспекты в научно-педагогической литературе, и
доказало гипотезу исследования. Действительно, развитие интеллектуально-творческих
способностей учащихся на уроках технологии будет проходить более успешно, если:

— будут определены педагогичексие
условия, способствующие развитию интеллектуально-творческих способностей
учащихся,

— учебный процесс будет организован
поэтапно, с учетом интеллектуально-творческих способностей учащихся,

— стимулировать потребность учащихся
в совершенствовании проектной деятельности и выполнении работ творческого
характера, используя совокупность традиционных и нетрадиционных форм и методов
обучения.

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения
интеллектуально-творческих способностей на уроках технологии

 

1.1. Развитие интеллектуально-творческих способностей как педагогическая проблема

 

Анализируя литературу,
можно найти различные определения способностей, которые могут быть разделены на
два основных общих направления.

Функционально-генетический
подход к определению способностей был предложен Л. Выготским [9] и рассмотрен
также в работах В. Дружинина [11], В.А, Борзова [5] и других. Согласно этому
подходу, способности определяются как свойства функциональных систем,
реализующих отдельные психические функции, которые имеют определенную степень
выразительности, реализуются в успешности и качественном своеобразии освоения и
реализации отдельных психических функций. В этом определении способности
показывают как общие сущностные качества психических функций, в отличие от
определений другого похода, при котором способности делятся по видам
деятельности.

Второй подход —
личностно-деятельностный (С.Л. Рубинштейн) [29]. Автор данного подхода
определяет способность как сложное синтетическое образование, включающее в себя
особенности, без которых человек не был бы способен к какой-либо деятельности,
и свойства, которые способны производиться только в процессе деятельности,
организованной определенным образом.

Таким образом,
способности — это индивидуально-психологические свойства, необходимые для
успешного выполнения деятельности (одного или нескольких ее видов). Именно этот
подход и стал как наиболее общеупотребительный в отечественной науке.

Если исследовать суть
понятия «способности», раскрытый в различных их определениях, которые
встречаются в литературе  (С. Рубинштейн,
Н. Лейтес, Б. Теплов и другие), то можно дать понятию «способности» обобщенное
определение. Способности — это синтез свойств личности, которая отвечает
требованиям деятельности и обеспечивает высокий уровень достижений в ней,
успешности, легкости и скорости выполнения деятельности. Эта точка зрения была
и остается сейчас наиболее точным и общепринятым пониманием термина
«способности» в отечественной педагогике и психологии.

При этом ученые отмечают,
что развитие способностей должно иметь какое-то «начало», точку отсчета. К ним
они относят интеллектуальные задатки, рассматриваемые ими как природные
предпосылки способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе
их развития.

Итак, во-первых, «под
способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие
одного человека от другого».

Во-вторых, они «имеют
отношение к успешности выполнения любой деятельности или многих видов
деятельности».

В-третьих, способности не
сводятся к имеющимся навыкам, умениям или знаниям, но могут объяснить легкость
и скорость приобретения этих знаний и навыков.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы