Курсовая с практикой на тему Развитие институционального дизайна региональной инновационной системы: зарубежные практики и российский опыт
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ДИЗАЙНА РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 7
1.1. Региональная инновационная система: основное содержание и структурные компоненты 7
1.2. Региональная инновационная система в современных государствах: компоративный анализ 15
ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 22
2.1. Модели институционального дизайна региональных инновационных систем в субъектах РФ 22
2.2. Механизмы и инструменты развития региональных инновационных систем в субъектах РФ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Введение:
Инновационная деятельность является важнейшим ресурсом и инструментом повышения конкурентоспособности экономики любой страны.
Сегодня экономический успех любого государства напрямую зависит от состояния научно-технического потенциала, его возможности формировать актуальные научные знания, содействовать их практической реализации, трансформируя в инновации, в которых так остро нуждается рынок. Каждую инновацию можно представить в виде нового этапа, который взаимосвязан с изменением экономической, институциональной и другими сферами, и их дальнейшим усовершенствованием.
По данным статистики российская экономика значительно отстает не только от ведущих индустриальных стран, но и от большинства государств Центральной и Восточной Европы по уровню инновационной активности. Вследствие этого целью Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года является переход экономики страны на инновационный путь развития. В дальнейшем это будет содействовать появлению новых высокооплачиваемых рабочих мест в различных сферах деятельности страны и ее регионов, а также позволит сформировать научную базу для дальнейшего наращивания диверсификации экономики.
Актуальность настоящей работы заключается в том, что переход экономики на инновационный тип развития невозможен без формирования конкурентоспособной региональной инновационной системы (РИС). Это важнейшая научная проблема, требующая осмысления и выработки практических мер. Для создания эффективной РИС необходимо:
1) повысить спрос на инновации со стороны большей части отраслей региональной экономики (инновационная активность сконцентрирована в узком числе секторов);
2) повысить эффективность сектора генерации знаний (происходит постепенная утрата созданных в предыдущие годы заделов, старение кадров и т.д.);
3) преодолеть фрагментарность созданной региональной инновационной структуры (поскольку многие его элементы созданы, но не поддерживают инновационный процесс на протяжении всех этапов).
Основными системными проблемами формирования РИС являются:
1) наличие низкого спроса со стороны реального сектора региональной экономики на перспективные результаты научно-технической деятельности (основными факторами являются: недостаток собственных средств, высокая стоимость инноваций, экономические риски, длительные сроки окупаемости);
2) отсутствие развитой правовой (законодательной) базы, а также мер ее государственной поддержки;
3) отсутствие действенных механизмов реализации определенных государством приоритетных направлений развития науки и технологии (нерациональное распределение бюджетных средств и недофинансирование исследований);
4) низкая информационная прозрачность инновационной сферы (недостаток информации о новых технологиях);
5) недооценка частью органов региональной власти значимости развития инновационных процессов в регионе (необоснованный выбор местных и отраслевых приоритетов технологического развития).
Таким образом, необходимо обратить внимание на институциональный механизм обеспечения процессов формирования и функционирования РИС, значительное влияние которого не всегда очевидно, но неизменно присутствует практически в любых экономических явлениях. Построение РИС обязательно будет и должно сопровождаться процессом институциональных реформ. При этом должны быть выявлены и устранены существующие диспропорции в развитии институтов и сокращен «разрыв» между теоретическими аспектами и практикой.
Вопросы развития институционального дизайна региональной инновационной системы в своих публикациях изучают такие отечественные авторы, как Лапин А.В., Лапина М.А., Перькова В.А., Фияксель Э.А., Сысоева А.А., Суханова П.А., Мирошниченко И.В., Терёшина М.В. и другие.
В рамках настоящей работы мы рассмотрим их позицию на вопросы формирования понятия региональной инновационной системы, его содержание, структурные компоненты, модели дизайна и механизмы развития.
Объектом настоящего исследования являются практики инновационной деятельности в российских регионах. Предметом – субъекты, ресурсы, механизмы и факторы развития институционального дизайна региональной инновационной системы.
Цель настоящего исследования – выявить и рассмотреть механизмы, субъекты, ресурсы и факторы развития институционального дизайна региональной инновационной системы, а также оценить состояние и перспективы его развития.
Для этого в ходе выполнения настоящей работы необходимо решить следующие задачи: 1) Раскрыть основное содержание региональной инновационной системы и концептуальные подходы к ее исследованию; 2) выделить основные модели формирования и развития региональной инновационной системы в национальных государствах; 3) охарактеризовать существующие модели институционального дизайна региональных инновационных систем в субъектах РФ; 4) определить механизмы и факторы, успешного развития региональных инновационных систем в субъектах РФ; 5) оценить эффективность региональной инновационной системы Краснодарского края; 6) предложить рекомендации по совершенствованию институционального дизайна региональной инновационной системы Краснодарского края.
Использование лучшего мирового опыта для развития инновационной бизнес-среды может стать важной точкой опоры для ускоренного развития перспективных технологий.
Исследовательский вопрос научного исследования: Какие компоненты региональной инновационной системы являются эффективными в условиях российских регионов? Какие факторы определяют успешность развития региональных инновационных систем Краснодарского края?
Среди эмпирических методов исследования использовался традиционный анализ документов и анализ статистических данных.
Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые акты РФ и статистические данные:
Заключение:
Целью настоящей работы было выявление и рассмотрение механизмов, субъектов, ресурсов и факторов развития институционального дизайна региональной инновационной системы, а также оценка состояния и перспектив его развития.
В ходе проведения исследования были сделаны следующие выводы.
Определение национальной инновационной системы дается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, согласно которому национальная инновационная система представляет собой совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и (или) коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни.
Исследователи отмечают, что региональные инновационные системы выступают составляющими национальной инновационной системы, и подходы к изучению инновационной системы, как региона, так и страны теоретически и методологически имеют много общего.
При этом необходимо принимать во внимание, что не существует общих стандартов организационного проектирования региональных инновационных систем, вследствие чего и функциональные задачи, и формы этих региональных организаций обуславливаются высоким уровнем диверсификации и размыванием функциональных границ между ними.
Круг субъектов региональной инновационной системы также отличается разнообразием и определяется уникальностью ее институционального дизайна в субъектах РФ.
Ориентация региональной инновационной системы направлена на увеличение в региональном продукте доли высокотехнологичных продуктов, создание и внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, трансфер знаний и технологий.
Анализ существующих в мире национальных инновационных систем позволяет выделить четыре вида: «евроатлантическая» модель, «восточноазиатская», «альтернативная», и модель «тройной спирали».
Самой перспективной для применения в региональных инновационных системах можно считать модель тройной спирали, которая описывает взаимодействие трех институтов (наука-государство-бизнес) на каждом этапе создания инновационного продукта. Это динамическая модель межорганизационных взаимодействий, возникающая в ходе эволюции экономики и общества. Если ранее, в индустриальную эпоху взаимодействие между тремя институтами было линейным, то в современной экономике оно напоминает сцепление спиральных структур ДНК, позволяющее институтам перенимать и удерживать некоторые характеристики друг друга.
Эффективность данной модели подтверждает и то, что некоторые региональные инновационные системы регионов, являющихся в настоящее время инновационными лидерами, основывалась на опыте создания наукоградов, например, в Калужской области.
При этом институциональный дизайн региональной инновационной системы обусловлен многообразием институциональных механизмов, сложившихся в субъектах РФ. Региональные инновационные системы довольно неоднородны по своему составу и характеристикам. В российских регионах, для поддержки необходимого уровня инновационной используются различные инструменты, которые обеспеченны государственной поддержкой, в том числе технопарки в сфере высоких технологий, наукограды, особые экономические зоны технико-внедренческого типа, регионы участвуют в реализации мегапроекта «Сколково», в технологических платформах, созданы структуры финансовой поддержки инноваций.
Проектирование эффективной региональной системы в России возможно за счет наличия широкого спектра существующих институциональных механизмов, направленных на создание, поддержку и развитие структурных элементов региональной инновационной системы. Успешные «сценарии» институционального строительства строятся на адекватном использовании механизмов с учетом исторически сложившихся «точек роста» инноваций в регионе.
По итогам проведенного исследования можно предложить следующие практические рекомендации для институционального проектирования региональных инновационных систем.
1) Основными механизмами развития региональных инновационных систем в субъектах РФ должны стать:
a) система региональных нормативно-правовых актов, закрепляющих:
структуру инновационной инфраструктуры региона;
стратегию и механизмы поддержки инновационной деятельности в регионе, т.е. инновационную политику;
перечень мер, принимаемых органами государственной власти в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для субъектов инновационной деятельности, т.е. меры государственной поддержки;
комплекс мероприятий, разработанных в соответствии с целями, задачами, ресурсами, исполнителями и сроками их осуществления и обеспечивающих эффективное решение задач по освоению и распространению инноваций, т.е. программу в сфере инновационного развития;
b) систему институтов поддержки инноваций региона, в которую могут входить:
бизнес-инкубаторы;
технопарки в сфере высоких технологий;
промышленные и индустриальные технопарки;
центры инновационного развития региона, специализирующиеся на предоставлении информационной и консультационной поддержке субъектам инновационного предпринимательства;
особые экономические зоны и кластеры.
c) развития система информационного обеспечения инновационной деятельности в регионе.
В каждом регионе необходимо создание единого информационного портала поддержки инновационной деятельности. В настоящее время каждый институт поддержки на своем сайте использует собственную систему управления контентом, форматы баз данных, структуру и подход к управлению информацией. При таком подходе не всегда удается обеспечивать поддержание информации в актуальном состоянии, что приводит дезинформации предпринимателей. С другой стороны, большое количество информационных рассылок из разных источников с однотипной, неструктурированной информацией приводят к тому, что предприниматели отписываются от них и могут пропустить действительно важную для них новость.
Также многие предприниматели жалуются на качество информационного наполнения таких сайтов. Вместо конкретных, разъясняющих ситуацию ответов часто на сайтах государственных органов можно увидеть лишь общее описание вопроса, которое не дает предпринимателю четкого понимания, что необходимо делать в той или ной ситуации. Также достаточно часто встречаются отсылки к другим сайтам государственных органов вместо конкретизации вопроса.
При этом развитие новых цифровых технологий: BigData, блокчейн, технологии искусственного интеллекта создают принципиально новые возможности для построения гибких и эффективных механизмов поддержки инновационного бизнеса в регионе.
.
В результате в регионе должна быть создана инновационная экосистема, предполагающая эффективный информационный обмен и взаимодействие между всеми её участниками, в том числе крупнейшими предприятиями и компаниями региона, финансовыми структурами, институтами развития и поддержки предпринимательства, международными компаниями, технопарками, начинающими инноваторами и высокотехнологичными компаниями на разных этапах развития.
Еще одним предложением по развитию институционального дизайна региональной инновационной системы может стать создание единого проектного офиса. Этот механизм организационных построений, способствующего формированию инновационного климата предложили Фияксель Э.А. и Сысоева А.А.
Проектный офис — это специфическая инфраструктура, которая обеспечивает эффективную реализацию пула проектов в рамках системы компьютерных, коммуникационных и информационных технологий и отработанных стандартов осуществления деятельности по управлению проектами.
Проектный офис является многофункциональной структурной единицей, цель которой:
разработка, внедрение и поддержка стандартов и методик управления портфелем инновационных проектов;
поддержка управления изменениями, целостность исполнения проектов и обучение сотрудников;
поддержка процесса формирования портфеля проектов: разработку приоритетов, сбор проектных заявок, анализ и включение в пул (stage-gate процесс);
разработка и поддержка ресурсных моделей и процессов для пула проектов: типы, роли, прогноз спроса, потребность в знаниях и навыках, метод учета, анализ и перераспределение;
осуществление мониторинга исполнения портфеля, программы или пула проектов, анализ отклонений от планов и помощь в принятии решения по управлению проектными изменениями (замедлить проект, ускорить, остановить).
Появление такой структуры стало бы единым окном получения инноваторами государственной поддержки.
Таким образом, в России уже проведена серьезная работа по созданию региональных инновационных систем, многие из которых уже показывают высокий уровень эффективности. Дальнейшее развитие требует анализа и применения лучших мировых и отечественных практик по созданию инновационной бизнес-среды. Эффективная региональная система должна стать важной точкой опоры для ускоренного развития перспективных технологий в Российской Федерации.
Фрагмент текста работы:
Динамичный экономический рост является важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности любой страны в рыночной среде. Динамика ВВП нашей страны демонстрирует бурный рост экономики в начале 2000-х годов, кризис 2008-2009 г.г., последующий замедленный рост и текущее восстановление после кризиса 2014–2015 гг.
По состоянию на 01 декабря 2018 г. доля нашей страны в мировом ВВП составляет лишь 1,98% , в то время как доля США, например, достигает почти 23,5%. При этом значительная доля в ВВП России приходится на доходы от продаж энергетических ресурсов: нефти и природного газа. В этих условиях Россия сегодня находится в состоянии поиска новых источников экономического роста в условиях снижения численности трудоспособного населения и сложной экономической обстановки.
Министерством экономического развития Российской Федерации в прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года предложен инновационный сценарий развития, который должен обеспечить среднегодовые темпы роста российской экономики на уровне 4,0 — 4,2% в 2013 — 2030 гг. Даст возможность повысить долю России в мировом ВВП к 2030 году до 4,3% .
Инновационный сценарий можно охарактеризовать усилением инвестиционной направленности экономического роста. Сценарий основывается на формировании модернизированной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с усовершенствованием энерго-сырьевого комплекса. Сценарий предусматривает преобразование инновационных условий в главный ресурс экономического роста и прорыв в увеличении результативности человеческого капитала на рубеже 2020 — 2022 годов, что даст возможность усовершенствовать социальные параметры развития.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года признается, что переход экономики государства на инновационный тип развития невозможен без образования способной к конкуренции, в мировом масштабе, национальной инновационной системы. Эта система представляет собой комплекс взаимосвязанных структур (организаций), коммерческой реализацией знаний и технологий и (или) занятых производством, и совокупность институтов правового, финансового и социального характера, которые обеспечивают взаимодействие научных, образовательных, некоммерческих и предпринимательских организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни