Курсовая с практикой на тему Развитие инициативы у учащихся 2 класса по использованию математики в условиях реализации дополнительной общеразвивающей программы.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы развития инициативы у учащихся 2 класса по использованию
математики в условиях реализации дополнительной общеразвивающей программы.. 5
1.1.
Инициативность младших школьников как объект психолого-педагогического изучения. 5
1.2.
Психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста. 9
1.3.
Организация внеурочной деятельности по математике. 19
Глава 2.
Методические аспекты развития инициативы у учащихся 2 класса по использованию
математики в условиях реализации дополнительной общеразвивающей программы.. 26
2.1.
Определение уровня развития инициативности у учащихся 2 класса. 26
2.2.
Методические рекомендации по развитию инициативы у учащихся 2 класса по
использованию математики в условиях реализации дополнительной общеразвивающей
программы.. 29
Заключение. 41
Список
литературы.. 43
Приложение. 46
Приложение 1. 46
Введение:
Актуальность
исследования. Требование повышения
качества образования, вызванное глобальными преобразованиями в России, касается
всех уровней образования, в том числе и начального общего образования. В ряду
разнообразных качеств, которыми должны овладеть младшие школьники, в настоящее
время существенное значение приобретает инициативность, так как овладение
данным качеством является одним из факторов успешного развития личности.
Актуальность проблемы развития инициативности младших
школьников подтверждается рядом государственных документов, в частности, об
этом заявлено в Программе «Развитие образования», в которой одной из задач
определяется развитие инициативности, активности, лидерских качеств. Эти
качества необходимы для становления полноценной и успешной личности.
К проблеме развития у младших школьников
инициативности обращались многие исследователи, такие как Э. Х. Эриксон, А. В.
Волохов, И. И. Фришман, Т. С Борисова, Е. П. Ильин и др.
Проблемы развития инициативности обоснованы тем, что в
нашем обществе довольно редко встречаются активные и инициативные люди. Но в
современное время важны такие качества как: навыки самостоятельно справляться с
собственными трудностями, самому находить пути разрешения из трудных ситуаций и
осуществлять свой выбор. Такое личностное качество может оказать помощь
человеку благополучно адаптироваться к обществу. Инициативные люди с легкостью
могут влиться в коллектив, высказывать собственное мнение, привносить свежие
идеи, к тому же сам коллектив будет заинтересован в общении с такими людьми.
Актуальность проблемы развития инициативности у
младших школьников повлекла за собой выявление противоречия между потребностью
в методическом обеспечении процесса развития инициативности для становления
полноценной и успешной личности у младших школьников и недостаточной
методической разработанностью способов её развития, адаптированных к
использованию в современных условиях образовательного процесса начальной школы.
Объект
исследования: развитие инициативы у
учащихся 2 класса.
Предмет исследования: развитие инициативы у учащихся 2 класса по
использованию математики в условиях реализации дополнительной общеразвивающей
программы.
Цель исследования: теоретически обосновать и на основе
экспериментальных данных разработать методические рекомендации по развития
инициативы у учащихся 2 класса по использованию математики в условиях
реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Задачи
исследования:
1. Рассмотреть
инициативность младших школьников как объект психолого-педагогического
изучения.
2. Проанализировать
психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного
возраста.
3. Рассмотреть
организацию внеурочной деятельности по математике.
4. Представить
определение уровня развития инициативности у учащихся 2 класса
5. Разработать методические
рекомендации по развитию инициативы у учащихся 2 класса по использованию
математики в условиях реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Методы
исследования: изучение и анализ
научной, методической и психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования; сравнение и обобщение, синтез, абстрагирование, классификация;
анкетирование, качественный и количественной анализ результатов.
Структура
исследования. Работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В результате выполнения данной работы были получены
следующие выводы:
1. Было выявлено, что инициативность – это позитивное
качество личности, которое проявляется как внутреннее побуждение и способность
начать новое дело, сделать первый шаг, самому независимо от других принять
решение в случае возникновения собственных или социальных проблем. Инициатива –
это постоянно креативность, так как это выбор оставить ситуацию в исходном виде
или усовершенствовать ее. Инициативность может являться устойчивым личностным
качеством, но также она может проявляться в зависимости от ситуации. В неё
входят взаимосвязанные компоненты такие как, когнитивный, мотивационный,
деятельностный, интеллектуальный, волевой. Они на практике могут помочь детям
воплотить какое-либо действие и активно принимать участие в жизни общества.
2. Младший школьный возраст является одним из
важнейших периодов в жизни человека. Рассмотренные психолого-педагогические
особенности обучающихся младших классов показали, что младший школьный возраст
является возрастом относительно спокойного и равномерного физического,
психологического, эмоционально-волевого и эмоционально-нравственного развития.
Ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная деятельность.
Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические
действия. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного
развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению. В
младшем школьном возрасте ребенок понимает, что он является индивидуальностью,
которая подвергается социальным воздействиям. Ввиду этого, учет данных
психологических особенностей детей и их дальнейшее развитие являются важным
фактором успешности процесса обучения в начальной школе, который создает новые
условия для личностного развития младшего школьника
2. Можно отметить, что в условиях нового ФГОС НОО
внеурочная деятельность учащихся начальной школы по математике становится
неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. В соответствии с этим
необходимо изучить педагогический опыт по развитию вариативности младших
школьников в процессе внеурочной деятельности по математике, этому будет
посвящен следующий пункт в данной работе.
3. Целью данного исследования стало изучение
инициативности детей младшего школьного возраста. В исследовании приняло
участие 20 учащихся 2 класса. Была проведена диагностика уровня развития
инициативности младших школьников с помощью анкетирования на основании методики
А.А. Горчинской «Инициативность в познавательной деятельности младшего
школьника». Полученные данные свидетельствуют о том, что в данном классе у
детей преобладает средний уровень развития инициативности.
4.
Были разработаны методические рекомендации по развитию инициативы у учащихся 2
класса по использованию математики в условиях реализации дополнительной
общеразвивающей программы. Программа кружка ориентирована на обучающихся
второго класса. Кружок организован для обучающихся одного класса. Кружок
рассчитан на занятия по одному разу в неделю по 40 минут. Продолжительность
курса составляет 17 часов.
Таким образом, цель, поставленная в работе,
достигнута. Задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития инициативы у
учащихся 2 класса по использованию математики в условиях реализации
дополнительной общеразвивающей программы
1.1. Инициативность младших школьников как объект
психолого-педагогического изучения
В современных условиях воспитание инициативы является
одной из актуальных задач образования, которая еще не решена в полной мере.
Необходимо прививать инициативу уже в начальной школе, но это возможно только в
том случае, если образовательный процесс будет не пассивным, а интерактивным и
творческим, с высокой степенью вовлеченности учащихся.
Развитие инициативы школьников в образовательном
процессе является предметом многих психолого-педагогических исследований.
Однако в педагогике и психологии само понятие «инициатива» до сих пор
трактуется неоднозначно.
В словаре С. И. Ожегова «инициатива» толкуется как
«внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость» [21].
В «Большом толковом словаре русского языка» термин
«инициатива» – это почин, первый шаг в деле; предприимчивость, руководящая роль
в каких-либо действиях; внутреннее побуждение к новым формам деятельности;
предложение выдвинутое для обсуждения [25].
В словаре по этике дано следующее определение термину
«инициатива» (лат. initiare – начинать) – это принятие человеком
самостоятельного решения, которое предполагает его посильное участие в той или
иной сфере общественной жизни [12].
В педагогическом и общепсихологическом планах
инициативность можно толковать как общность стараний и действий ученика,
которые направлены на воплощение в реальность передовых идей и оригинальных
предложений, на удовлетворение познавательных интересов и потребностей, которые
являются фундаментом зарождения инициативности.
К. Абульханова-Славская определяет инициативу как
форму самовыражения личности, проявления встречной активности по отношению к
другому человеку [1].
Так же Е.А. Погонина под инициативой понимает форму
активности, которая считается причиной начала и развертывания деятельности. Реализуя
системный подход к исследованию инициативы, автор выделяет её структуру
мотивационно-потребностной, чувственный и когнитивный компоненты и 2 фазы
инициативы: выдвижение нового замысла (начинание) и его осуществление [22].
С.Ю.Головин понимает инициативу как проявление
субъектом активности, не стимулированной извне и не определенной независимыми
от него обстоятельствами [10].
А. С. Макаренко в собственных педагогических
сочинениях назвал ключевую особенность инициативности – готовность к осуществлению
поступков по личному почину. Множество исследовательских работ по
инициативности как волевого качества подчеркивает, что ее развитие нереально
без становления самостоятельности и самодеятельности [14].
Определяя значение волевого действия, С. Л. Рубинштейн
говорил о том, что любое волевое действие считается целенаправленным [19]. Оно
опосредуется сквозь сознание личности и считается действием, в котором человек
проявляется и которым он показывает собственное отношение к остальным [24].
Среди остальных важных волевых качеств личности инициативность трактуется
учёным как «умение качественно и свободно браться за дело по личному почину, не
дожидаясь побуждения извне». К тому же, он выделил признаки инициативности,
например, богатство и яркость новых мыслей и проектов, развитое воображение.
Необходимое условие для развития инициативности – это
воспитание нравственного миропонимания, освоение основ морали, формирование
чувства долга и ответственности. Главное поставить перед человеком порядочные
стремления, развить в нём умение владеть собой, организовать условия, в которых
ученики независимо от других могли бы поставить перед собой цели и решительно
возлагали бы на себя ответственность [18].
Исследование термина «инициативность» позволило
выделить пару групп признаков инициативности.
К первой группе относятся признаки такие, как личный
почин, умение смело взяться за дело; ко второй группе относятся признаки,
которые характеризуют инициативность как стремление к новому и т.д. [15]
Первая группа признаков относится к инициативе,
которая выступает в качестве начала процесса инициации, а вторая группа – к
инициативности как качеству личности, которая побуждает к началу процесса
инициации. Следовательно, инициатива – это почин, который выступает как начало
процесса инициации; а инициативность – качество личности, которое выражает
неизменность состояний ее предрасположенности и устойчивость стремлений к
инициации.
Но также инициативность определяется, как качество,
которое обеспечивает процесс инициации и его завершение, оно характеризуется
стремлением к новому. Таким образом, можно судить о том, что инициатива
выступает в то же время и как средство, и как первоначальный этап
инициативности [28].
Для более полного понимания термина «инициативность»
необходимо изучить ее структуру. В неё входят взаимосвязанные компоненты:
1. Когнитивный компонент рассматривается как наличие у
субъекта знаний об окружающем мире, об изобилии форм жизни, разнообразии
человеческого существования, позиций, мнений, знаний о себе, о собственных
способностях и преимуществах своей личности, творческом способе решения задач
без ограничения прав по отношению к другим людям.
2. Мотивационный компонент ориентирован на становление
у учеников ценностных ориентаций, на побуждение инициативных поступков, где в
основе располагается нравственная составляющая.
3. Деятельностный компонент подразумевает включение
ученика в творческую деятельность, где, во-первых, потребовалось бы проявление
личностных качеств, а во-вторых, была бы поставлена под сомнение степень
развития этих качеств, включая рефлексивные процессы анализа и самоанализа,
основанные на сравнении, сопоставлении, соотнесении представления о себе с идеи
«я лучший», которые подразумевает эта деятельность.
4. Интеллектуальный компонент определяется
определенной системой интеллектуальных качеств, например, компетентностью,
активностью, инициативностью, креативностью, саморегуляцией, уникальностью
мышления. Интеллектуальная компетентность — это особый тип организации знаний,
который дает возможность принимать успешные решения, причем даже в случае
экстремальных ситуаций. Интеллектуальная инициатива может быть мерой
интеллектуальной активности. Интеллектуальное творчество — это процесс создания
чего-то нового, основанный на способности выдвигать уникальные идеи и применять
неординарные способы деятельности.
5. Волевой компонент. В литературе по психологии
инициатива в большинстве случаев изучается как волевое качество человека.
Интенсивность стремлений играет важную роль в инициативе. В генезисе личности
инициатива формируется как способность ставить перед собой новые цели и
реализовывать свои, выработанные в процессе специальных упражнений. Уровень
волевой активности в инициативных действиях зависит от условий, в которых
протекает деятельность, от индивидуальных особенностей личности и от того, в
каком звене комплексного волевого действия (целеполагание, планирование и
исполнение) выражена инициатива [23].
Инициатива считается незаменимым фактором в развитии
любой познавательной деятельности у детей, но особенно творческой. Инициативным
детям всегда хочется организовывать игры, различные полезные занятия, они легко
найдут что-то по душе, им нетрудно включиться в беседу и предложить
занимательное дело остальным ребятам. Инициативные дети отличаются от других
содержанием увлечений и интересов [27].
Таким образом, инициативность – это позитивное
качество личности, которое проявляется как внутреннее побуждение и способность
начать новое дело, сделать первый шаг, самому независимо от других принять
решение в случае возникновения собственных или социальных проблем. Инициатива –
это форма активности, которая считается причиной начала и развертывания
деятельности. Инициативность может являться устойчивым личностным качеством, но
также она может проявляться в зависимости от ситуации. В неё входят
взаимосвязанные компоненты такие как, когнитивный, мотивационный,
деятельностный, интеллектуальный, волевой. Они на практике могут помочь детям
воплотить какое-либо действие и активно принимать участие в жизни общества.