Курсовая с практикой на тему Развитие инициативности дошкольников в добровольческой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития инициативности дошкольников в добровольческой деятельности 6
1.1. Понятие «инициативность» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития инициативности детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Педагогические условия развития инициативности детей дошкольного возраста в добровольческой деятельности 18
Вывод по первой главе 22
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию инициативности дошкольников в добровольческой деятельности 24
2.1. Диагностика уровня развития инициативности детей дошкольного возраста 24
2.2. Реализация педагогических условий развития инициативности детей дошкольного возраста в добровольческой деятельности 29
Вывод по второй главе 34
Заключение 35
Список литературы 37
Приложение 40
Введение:
Актуальность исследования. В современном мире очень часто наблюдаем картину, когда занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации маленького человека. Как известно, дошкольный возраст характеризуется, как сенситивный период для формирования личности ребенка, именно в дошкольном возрасте формируются личностные качества: ответственность, милосердие, самостоятельность, умение общаться с разными социальными группами людей и др.
Очень важно, чтобы дети умели распространять гуманные чувства, умели сострадать другим людям, быть милосердными. Дети должны уметь отвечать на вопросы, почему нужно быть таким, поступать так, а не иначе. Приучая детей раздумывать над поступками, мы развиваем их сознание. Это и послужило нам стимулом для создания волонтерского движения в детском саду.
Дошкольный возраст считается периодом интенсивной социализации. Но в наше время нелегко привить идеи добровольчества, так как у многих людей существует стереотип, что человек, занимающийся честным трудом на благо обществу и безвозмездно, он или странный или вовсе неудачник. А это значит, что создание позитивного имиджа волонтера, популяризация идей волонтерства является одной из актуальных для страны задач.
В теории и методике воспитания прослеживается идея о том, что детское движение, объединяющее детей, является важным фактором развития личности, ее социализации, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. А волонтерское движение — это такая организация, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. Поэтому возникла идея создания волонтерского движения «Мы — волонтеры».
Противоречие: Создание волонтерского движения детей по их собственной инициативе, приведет к более эффективному формированию у дошкольников социально — значимых личностных качеств, таких как милосердие, ответственность, самостоятельность, инициативность, умение сотрудничать в команде.
Проблема исследования
Тема исследования: «Развитие инициативности детей дошкольного возраста в добровольческой деятельности».
Цель исследования: выявить и экспериментальным путем проверить педагогические условия использования добровольческой деятельности в развитии инициативности дошкольников.
Объект исследования: процесс развития инициативности дошкольников в добровольческой деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия использования добровольческой деятельности в развитии инициативности дошкольников.
Гипотеза исследования: развитие инициативности дошкольников в добровольческой деятельности будет более эффективно, если реализовать следующие педагогические условия:
1 – процесс развития инициативности строится как этапный, в котором дети целенаправленно включаются в ситуации, обеспечивающие постепенное овладение инициативными умениями для самостоятельного их применения;
2 — педагогами и родителями поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к инициативности в добровольческой деятельности с учетом направленности детских интересов и создается необходимая предметно-развивающая среда;
3 — организовать добровольческое движения «Зеленые ладошки».
Задачи исследования:
1. Выявить состояние проблемы развития инициативности дошкольников.
2. Уточнить особенности развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить и экспериментальным путем проверить педагогические условия использования добровольческой деятельности в развитии инициативы дошкольников.
Для решения задач нами были использованы следующие методы исследования:
— теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
— педагогический эксперимент;
— методы математической обработки данных.
Теоретическая основа исследования
База исследования: Отделение МАОУ «Голышмановская СОШ № 4» детский сад «Малышок».
Этапы исследования:
1 этап — подготовительный этап — выбор темы исследования, изучение проблемы в психолого-педагогической литературе, формирование и уточнение цели, гипотезы, задач; выявление объекта, предмета и понятийного аппарата.
2 этап — собственно-исследовательский — выбор методов и методик исследования, разработка критериев и показателей.
3 этап — итогово-аналитический — статистическая обработка данных, полученных в результате исследования, систематизация и обобщение выводов.
Новизна исследования: выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия развития инициативности дошкольников в добровольческой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов исследования в области развития инициативности дошкольников в добровольческой деятельности в практике с ДОУ.
Структура работы обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, заключение, литература и приложения.
Заключение:
Получены положительные эффект от волонтерства:
— Волонтерство помогло детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить — коммуникативную.
— Дошкольники научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, стали готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечены более развитые коммуникативно — речевые умения и навыки.
— Волонтеры осознают свою важную миссию — считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течении дня. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.
— Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.
— Педагоги учат дошкольников проявлять инициативу, затем у них формируется потребность в её проявлении по выбору мероприятий и их количеству.
— Педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности — повысили свою педагогическую компетентность.
Работа в волонтерском отряде помогает ребятам-школьникам поменяться внутренне, и даже внешне. Из равнодушных, они превращаются в заинтересованных. Дети обретают самоуважение, становятся уверенными и привлекательными для окружающих.
В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, проявлять толерантность и уважение и милосердие к окружающим.
Именно в этом возрасте формируется основной принцип волонтерства — добровольное включение ребенка в разнообразные виды деятельности; реализация личных способностей ребенка; значимость деятельности ребенка; положительный результат участия в совместной деятельности. Так мы помогаем решать задачи духовно-нравственного воспитания и на следующей ступени образования.
Проведя сравнительный анализ итогов диагностики, полученных на начальном и завершающих этапах, сделала вывод, что может ребята еще и не стали настоящими волонтерами, но в процессе волонтерской деятельности у них сформировались: личностная и нравственная саморегуляция, моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы.
Дети понимают переживания других, проявляют заботу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагируют на удачи и неудачи других. Некоторые ребята уже могут самостоятельно провести мастер — класс. А разнообразные формы работы помогают поддерживать интерес к волонтерской деятельности.
Я считаю, что идея организации волонтерского движения в детском саду способствует позитивной социализации дошкольников. И, надеюсь, что и в школьном возрасте ребята продолжат заниматься волонтерской деятельностью. А родители, активно принимавшие участие в волонтерской работе, будут своих детей поддерживать и помогать им.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы развития инициативности дошкольников в добровольческой деятельности
1.1. Понятие «инициативность» в психолого-педагогической литературе
Под словом «волонтерство» мы подразумеваем общественную деятельность, которая совершается добровольно с благими намерениями для отдельных групп и всего социума в целом. При этом деятельность данных людей не предполагает никаких вознаграждений или расчета. Поэтому, чаще всего волонтерами становятся люди, которые просто хотят кому-либо помочь, получить новый опыт, который пригодится в жизни, без финансовых выплат.
Виды волонтерской деятельности:
• Вклад в развитие образования, науки
• Охрана окружающей среды
• Сохранение исторических памятников
• Организация мероприятий
• Проведение выставок, лекций
• Наблюдение за стихиями
• Помощь пострадавшим в войне
С недавних пор 5 декабря в Российской Федерация был объявлен как праздник. Он носит название – День добровольца или День волонтерства. Данный праздник был описан в указе президента Российской Федерации – Владимира Путина, а именно в указе РФ № 572 от 27 ноября 2017 года «О Дне добровольца (волонтера)».
С самого начала праздник был подписан резолюцией ассамблеей ООН, которая делает этот день и сам праздник Международным. Поэтому и в Российской Федерации не зря было выбрано именно 5 декабря.
В последнее время волонтерство и добровольчество стало довольно популярным в нашей стране. Сейчас оно имеет огромное влияние на разные сферы жизнедеятельности людей. Это касается как образования, так и медицины. Волонтеры помогают искать пропавших людей, предоставляют свою помощь людям, пострадавшим во время военных действий, а также участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Что касается самих волонтеров, то чаще всего это люди среднего возраста, относящиеся к такой социальной группе, как молодежь.
По данным Министерства Российской Федерации, за последний год значительно увеличился рост граждан, которые желают или уже участвуют в волонтерских и добровольческих программах. Помимо этого, был ярко выражен прирост подобных организаций. Поэтому во время принятия указа, Владимир Путин особенно обратил свое внимание граждан на том, чтобы были сняты какие- либо ограничения для развития данного дела. При этом, предоставив огромную всестороннюю помощь организациям, направленным на НКО.
Также, он подчеркнул, что добровольчество объединяет людей — людей разных профессий, сфер деятельности и возраста для которых прежде всего, важно благополучия общество и доброта в нем.
Главной целью 2019 года, года волонтерства, является помощь волонтерам в развитии их деятельности, в реализации множество новых, качественных проектов, которые помогут поднять страну на более высокий уровень развития.