Психология дошкольного возраста Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Игра как ведущая деятельность дошкольника ……………………6
1.1 Характеристика игры, как средства развития личности дошкольника……6
1.2 Структура игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте ………………………………………………………………………….10
1.3 Роль игры в психическом развитии ребенка……………………………….12
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование по эффективности использования игровой деятельности у детей дошкольного возраста ……………………….17
2.1 Организация исследования …………………………………………………17
2.2 Анализ результатов исследования ………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….26
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………28

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Дошкольный возраст считается оригинальным и самоценным временем становления. В этом возрасте формируются основные значимые и фундаментальные людские возможности, такие как познавательная активность, любознательность, уверенность, фантазия. Ребенок раскрывает для себя мир человечных отношений разных видов деятельности. Он стремиться к самостоятельности, непосредственно из этого противоречия появляется самостоятельная деятельность дошкольника — игра.
Игра – основной вид деятельности ребенка. Огромную часть собственного времени дошкольники проводят в играх. Игры проходят важный путь становления: игра — манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно — ролевая игра и т.д. Игра у дошкольников имеет важный развивающий смысл. Интерес для детей имеют  игры в процессе обучения. Это игры, который заставляют мыслить, предоставляющие вероятность ребенку выяснить и развить собственные возможности, включающие его в соревнование с другими детьми. Роль дошкольников в этих играх содействует их самоутверждению, развивает напористость, стремление к успеху и всевозможные мотивационные свойства. 
Вопрос о природе и сути игры беспокоил и до этих времен продолжает привлекать внимание множества педагогов Гальперин П.Я., В.Л.Данилова, Эльконин Д.Б. Разные подходы к детской игре отображены во многих работах. Среди данных подходов возможно отметить объяснение природы сути детской игры, как формы общения, формы деятельности взрослых или как проявление и условие интеллектуального становления. Непосредственно каждый из данных подходов, подчеркивая некую сторону игры, оказывается недостаточным для разъяснения сути, специфичности детской игры. Игра считается основной в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский утверждал, собственно что в детстве игра и занятия, игра и деятельность образуют два ведущих русла, по каким проходит деятельность дошкольников [8, с.246]. Выготский Л.С. лицезрел в игре неиссякаемый ключ становления личности, сферу определяющую «зону близкого развития» [8, с.120].
Актуальность и значимость изучения заключается в том, собственно что такая деятельность как игра, может помочь всестороннему развитию малыша, подготавливает его к школе и совершеннолетней жизни.
Проблема изучения заключается в воздействии игры на всестороннее становление ребят и их личных свойств. Игра делает положительный и эмоциональный фон, на котором все психологические процессы проходят более деятельно и в случае если не использовать игровые способы и методы станет потеряна гармоничность становления дошкольника.
Цель работы: провести экспериментальную работу среди дошкольников по эффективности использования игровой деятельности.
Объект исследования – игровая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — развитие дошкольников в процессе игровой деятельности. 
Гипотеза исследования – предпролагаем, что игровая деятельность дошкольников считается действенным средством развития личности, его морально-волевых свойств.
Задачи:
1. Рассмотреть структуру игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте.
2. Проанализировать роль игры в психическом развитии дошкольника.
3. Провести эмпирическое исследование по эффективности использования игровой деятельности у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение, наблюдение, педагогический эксперимент, математическая обработка результатов.
База исследования: ДОУ №5 г. Дмитров, Московская обл.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования эффективности игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста могут быть использованы в педагогическом процессе детского сада, применяемые педагогами для более эффективного взаимодействия для развития ребенка.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Дошкольный возраст считается уникальным и решающим периодом становления ребёнка, когда появляются основы личности, формируется воля и случайное поведение, деятельно развивается фантазия, творчество, общая предприимчивость. Впрочем все эти важные свойства складываются не в учебных заданиях, а в основной и ключевой деятельности дошкольника — в игре.
Игра, как демонстрируют многие психологические исследования, содержит прямое отношение к формированию личности дошкольника, его необходимостей и мотивов, его воли и фантазии. Как раз в игре появляется понимание собственного места между людей и потребность стать взрослым.
Дошкольный возраст является классическим возрастом игры. В этот период появляется и приобретает более развитую форму определенный вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой.
В сюжетно-ролевой игре дошкольники моделируют на себя жизнь взрослых и отношения между ними. В правилах этих игр дошкольники концентрируются и более запоминают, чем по прямому заданию воспитателя. Сознательная задача — сконцентрироваться, уяснить что-нибудь, сдержать импульсивное движение — проще всего выделяется ребенком в игре.
В игре бывают замечены новые стремления. Дошкольник обучается желать, соотнося свое желание с мыслью, с образом взрослого. Дошкольник желает действовать правильно — как взрослый. И под воздействием этого желания он вправду начинает действовать — так, как будто он взрослый. Действия «понарошку» (условные и обобщенные) дают возможность малышу улавливать значение реального действия и эмоционально переживать. Эмоциональное переживание предшествует умственному осознанию реальной сущности взрослых занятий.
Вначале ребенок обязан желать что-нибудь создавать, обнаружить для себя в этом личный, индивидуальный смысл, и только вслед за тем, на данной основе, он способен завладеть техническими способами и определенными умениями. Другими словами, в начале осваиваются смыслы и мотивы работы и только вслед за тем (и на их основе) техническая сторона поступков. Это важный закон психологического становления. В дошкольном возрасте данный смысл, то есть желание работать как взрослый, в первый раз появляется и реализуется у малыша в ролевой игре.
Таким образом ролевая игра содержит решающий смысл для становления фантазии. Игровые действия происходят в надуманной ситуации; настоящие предметы применяются в качестве иных, воображаемых; малыш берет на себя роли недостающих персонажей.
Мы можем сделать вывод, что превосходство игры перед всякий иной детской работой заключается в том, собственно что в ней ребёнок сам, по собственной воле подчиняется определённым правилам, при чём как раз выполнение правил доставляет наибольшее наслаждение. Это делает поведение ребёнка осознанным и осмысленным.
Вследствие этого игра — это буквально единственная область, где дошкольник имеет возможность выразить собственную инициативу и творческую энергичность. И в то же время, как раз в игре малыши обучаются контролировать и расценивать себя, воспринимать то, что они проделывают, и (наверное, это главное) желать действовать правильно.
Как показывает практика, отношение современных дошкольников к игре значимо поменялись. Не обращая внимания на сбережение и известность кое-каких игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), малыши в большинстве случаев не понимают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и собственные стремления с образом идеального взрослого или же образом правильного поведения.
В процессе эксперимента мы увидели, что общение дошкольника со сверстниками разворачивается ключевым образом в процессе общей игры. Играя совместно, дети начинают принимать во внимание стремления и воздействия другого, защищать собственную точку зрения, возводить и реализовывать общие намерения. Тем самым ребёнок делается частью общества, обучается быть самостоятельным и принимать во внимание стремления иных ребят. Все эти факты подтверждают то, собственно что игра содержит большой смысл для становления всех психологических процессов и личности дошкольника.
Данные нашего изучения показывают, собственно что процесс становления креативных возможностей ребят дошкольного возраста настоятельно требует целенаправленного педагогического управления, которое заключается в установлении авторитетных методик управления данным ходом. Под управлением мы осознаем процесс, в котором применяются такие методики и способы, которые бы способствовали наилучшему развитию креативных возможностей дошкольников. Педагогическое руководство ходом становления креативных возможностей ребят мы воплотили в жизнь с поддержкой разных заданий. Практическая значение работы лежит в выполнении значения становления возможностей ребят и проверке действенного использования креативных упражнений, и задач на практике.
Практическое использование заданий в экспериментальной группе благоприятствовало появлению положительных тенденций в данном процессе. У ребят стало лучше творческое представление, воображение, память. Они имеют все шансы самостоятельно играть, инсценировать…
Данные нашего опыта могут быть применены в обучающее-воспитательной работе воспитателей.

 

Заключение:

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Дошкольный возраст считается оригинальным и самоценным временем становления. В этом возрасте формируются основные значимые и фундаментальные людские возможности, такие как познавательная активность, любознательность, уверенность, фантазия. Ребенок раскрывает для себя мир человечных отношений разных видов деятельности. Он стремиться к самостоятельности, непосредственно из этого противоречия появляется самостоятельная деятельность дошкольника — игра.
Игра – основной вид деятельности ребенка. Огромную часть собственного времени дошкольники проводят в играх. Игры проходят важный путь становления: игра — манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно — ролевая игра и т.д. Игра у дошкольников имеет важный развивающий смысл. Интерес для детей имеют  игры в процессе обучения. Это игры, который заставляют мыслить, предоставляющие вероятность ребенку выяснить и развить собственные возможности, включающие его в соревнование с другими детьми. Роль дошкольников в этих играх содействует их самоутверждению, развивает напористость, стремление к успеху и всевозможные мотивационные свойства. 
Вопрос о природе и сути игры беспокоил и до этих времен продолжает привлекать внимание множества педагогов Гальперин П.Я., В.Л.Данилова, Эльконин Д.Б. Разные подходы к детской игре отображены во многих работах. Среди данных подходов возможно отметить объяснение природы сути детской игры, как формы общения, формы деятельности взрослых или как проявление и условие интеллектуального становления. Непосредственно каждый из данных подходов, подчеркивая некую сторону игры, оказывается недостаточным для разъяснения сути, специфичности детской игры. Игра считается основной в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский утверждал, собственно что в детстве игра и занятия, игра и деятельность образуют два ведущих русла, по каким проходит деятельность дошкольников [8, с.246]. Выготский Л.С. лицезрел в игре неиссякаемый ключ становления личности, сферу определяющую «зону близкого развития» [8, с.120].
Актуальность и значимость изучения заключается в том, собственно что такая деятельность как игра, может помочь всестороннему развитию малыша, подготавливает его к школе и совершеннолетней жизни.
Проблема изучения заключается в воздействии игры на всестороннее становление ребят и их личных свойств. Игра делает положительный и эмоциональный фон, на котором все психологические процессы проходят более деятельно и в случае если не использовать игровые способы и методы станет потеряна гармоничность становления дошкольника.
Цель работы: провести экспериментальную работу среди дошкольников по эффективности использования игровой деятельности.
Объект исследования – игровая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — развитие дошкольников в процессе игровой деятельности. 
Гипотеза исследования – предпролагаем, что игровая деятельность дошкольников считается действенным средством развития личности, его морально-волевых свойств.
Задачи:
1. Рассмотреть структуру игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте.
2. Проанализировать роль игры в психическом развитии дошкольника.
3. Провести эмпирическое исследование по эффективности использования игровой деятельности у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение, наблюдение, педагогический эксперимент, математическая обработка результатов.
База исследования: ДОУ №5 г. Дмитров, Московская обл.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования эффективности игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста могут быть использованы в педагогическом процессе детского сада, применяемые педагогами для более эффективного взаимодействия для развития ребенка.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. 

 

 

Список литературы:

 

ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА

1.1 Характеристика игры, как средства развития личности дошкольника

Понятия «детство» и «игра» многим кажутся понятными и неотделимыми. Детская игра – один из трудных теоретических вопросов. Исследование игры дошкольников выделяет представление об организации жизни людей, о их законах, о формах и способах воспитания.
Согласно утверждению Д.Б. Эльконина, игра появляется в ходе исторического становления общества в итоге изменения пространства ребенка в системе социальных отношений» [2, с. 150]. Основная цель воспитания – сделать детей членами производительного социального труда. А ведущее средство воспитания – подключение ребят в трудовую работу взрослых. Вот тогда детства не было, не было и игры. Непосредственно о появлении детства возможно говорить тогда, когда пропадает вероятность конкретного подключения ребят в производительную деятельность взрослых. Чем выше становление общества, тем труднее делается этап подготовки ребенка к совершеннолетней жизни. З.М. Богуславская и Е.О. Смирнова утверждают, собственно, что совместно с усложнением форм изготовления случается новое распределение трудовых обязательств. Дети перестают брать на себя конкретную роль в более трудных трудовых операциях. Но все больше всевозможных поступков формируется у ребят на уменьшенных копиях настоящих предметов. При этом почти все из данных предметов начинают терять собственную действенную производительную функцию. Игровые действия приобретают в группе ребят соревновательный характер, появляются игры-соревнования, игры с правилами. Последующее становление производства, появление новых производственных отношений приводят к тому, что вероятность подключения ребят в производительную деятельность осложняется, появляется создание особых предметов для ребят [3, с.98]. При этом сегодня это предметы не для формирования особых профессиональных умений и способностей, а для становления общих зрительно-двигательных и иных координаций. Появляются современные игрушки, и появляется сюжетно-ролевая игра. Появление игры связано не с воздействием каких-то внутренних, прирожденных подсознательных сил, а с абсолютно определенными социальными критериями жизни ребенка в обществе.
Л.В. Артемова в собственной книге «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» утверждала о том, что составляющие ролевой игры начинают развиваться ещё в раннем детстве. В дошкольном возрасте игра формируется в своеобразную деятельность, которая содержит трудную структуру. Непосредственно игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками. В процессе игровой работы случается вторжение дошкольника в мир взрослых. Непосредственно человеческая игра — это такая деятельность, в которой воссоздаются общественные дела между людьми за пределами критерий именно утилитарной деятельности [1, с. 25-26]. Известно такое разнообразие игр дошкольников, что нужно структурировать наши познания. Более актуальными для дошкольников считаются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры. Сюжетно-ролевые игры имеют надлежащие структурные составляющие: Р.И. Жуковская выделяет определение понятию сюжетно-ролевой игре. Как правило дети воспроизводят сцены из домашнего быта и трудовой деятельности.
При этом, каждому дошкольному возрасту характерно воспроизводить различные стороны реальности внутри одного и того же. Содержание – это момент, который выделяет ребенок, как ведущий в деятельности взрослых. На протяжении дошкольного периода случается усложнение, как сюжета, так и содержания игры. В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя конкретные роли и подчиняется правилам, требуя и от иных ребят их соблюдения. Беря во внимание эту индивидуальность сюжетно-ролевых игр, взрослому принципиально важно управлять игрой ребят, дабы донести до них нравственные общепризнанные нормы поведения и критерии, которые воспроизводятся ребятами в процессе игровой работы.
Дидактические игры – это специфичная и содержательная для ребят деятельность. Этот вид игры содержит готовый игровой материал, план и критерии, т.е. дидактические игры используются в педагогическом процессе (в различие от сюжетно-ролевых, которые имеют самопроизвольный характер). Дидактические игры имеют задачу, т.е. данная игра ориентирована на получение определенного итога. Задача содержит два нюанса: – познавательный, т.е. то, чему мы обязаны обучить ребенка; – воспитательный, т.е. те методы сотрудничества, формы общения, которые необходимо привить детям.
Задача дидактической игры ориентирована на становление конкретных психологических процессов, возможностей. В случае нашего изучения цель- становление сострадания, вежливости, чуткости. Непосредственно игровой замысел дает собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он принимает как собственную. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых деяниях, которые предлагаются ребенку, дабы игра произошла. Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова говорят, что важной особенностью игры считаются игровые критерии, которые доносят до сознания ребят ее замысел, игровые воздействия и обучающую задачу [2, с.65]. Взрослый организует игру и ориентирует ее – он может помочь одолевать затруднения.
Дидактические игры считаются разумной для ребенка деятельностью, в которую он охотно вникает. Приобретенный общественный навык становится его собственным достоянием. Игра обязана давать ребенку вероятность использовать на практике то, собственно что ему знакомо и вдохновлять к усвоению нового. Среди дидактических игр возможно отметить:
— игры, нацеленные на становление человечных, моральных отношений, волевых свойств личности, которые выражаются в действиях и деяниях;
— игры, содействующие сенсорному развитию. Они важны для младших дошкольников, когда малыш ещё не выделяет и не понимает отличительные свойства находящихся вокруг предметов. Играя, малыш обучается способам зрительного, слухового, осязательного обследования, помогающим отличать и выделять свойства предметов, ассоциировать их по данным свойства, т.е. у него складываются сенсорные идеалы, которые считаются почвой для полноценного восприятия находящейся вокруг реальности.
— игры, развивающие познавательные процессы.
По словам Л.С. Выготского «в каждой дидактической игре есть два начала: одно носит развлекательный, другое – серьезный характер. Соответствие данных двух начал определяет вид игры» [8, с.320]. Непосредственно подвижные игры ориентированы на закрепление самочувствия, совершенствование совместной физиологической подготовленности ребят, удовлетворение их необходимости в движениях.
Особенность подвижных игр – их эмоциональность (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры обязаны держать увлекательные двигательные задания, игровые образы, внезапные ситуации. Есть подвижные игры, нацеленные на становление ловкости, координации движения, скорости и т.д.
Театрализованные игры – делают вероятным знакомство дошкольника с находящимся вокруг миром сквозь образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов увеличивает притягательность игры. Театрализованные игры разделяют на режиссерские и игры-драматизации. К режиссерским относят настольный театр, теневой театр. Здесь ребенок или же взрослый не считается действующим лицом, а делает сцены, ведет роль игрушечного персонажа. Он функционирует за него, изображает его интонацией, мимикой. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, проживает его жизнь.
Мы можем сделать вывод, что для дошкольника игра – основной вид деятельности. Непосредственно игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками. В процессе игры происходит вторжение ребенка в мир взрослых. Более актуальным для дошкольников считаются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры. Игра обязана давать ребенку вероятность использовать на практике то, собственно что ему знакомо и вдохновлять к усвоению нового.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы