Педагогика дошкольного образования Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Развитие художественно-творческих способностей детей 5-6 лет в процессе обучения технике рисования графическими материалами

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Развитие творческой деятельности в период
детства   5

1.1. Особенности, компоненты и уровни творческой
деятельности. 5

1.2. Развитие качеств творческого воображения и мышления. 7

Глава 2. Рисование графическими материалами как
средство развития художественно-творческих способностей.. 13

2.1. Влияние занятий графическими материалами на процесс
развития художественно-творческих способностей детей 5-6 лет. 13

2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию
художественно-творческих способностей в процессе рисования графическими
материалами. 17

Заключение. 27

Список использованной литературы   29  

Введение:

 

Актуальность работы. Актуальность проблемы развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
обусловлена необходимостью совершенствования организации творческой
деятельности
детей и стимулирования их активного отношения к
действительности. Вследствие этого поиск новых современных приемов, способов и
методов для воздействия на детей с целью развития их творческой деятельности
выступает как актуальный.

Развитие
творчески активной и успешной личности, обладающей способностью эффективно и
нестандартно решать жизненные проблемы, – 
это важная задача, которую призваны решить образовательные учреждения. В
процессе формирования и успешного становления креативной личности ребенка
необходимо принять во внимание целый ряд как возрастных, так и гендерных
особенностей проявления и развития творческих способностей.

Позволим
себе напомнить, что способности являются психолого-педагогической категорией и
понимаются как индивидуальные качества, отличающие одного человека от другого;
как свойства функциональных систем, которые содействуют осуществлению отдельных
психических функций, имеющих собственную меру проявления и относящиеся к
успешному и качественному овладению деятельностью.

Степень разработанности темы исследования. Теоретические
основы научного исследования проблемы выбранной нами темы были заложены в
трудах Бакушинского А.В., Богоявленской Д.Б., Венгер Л.А., , Ветлугиной Н.А.,
Казаковой Т.Г., Кириенко В.И., Комаровой Т.С., Рождественской Н.В. и многих др.

Объект исследования – художественно-творческие
способности детей.

Предмет исследования  развитие
художественно-творческих способностей детей.

Цель исследования – изучить
особенности развития художественно-творческих способностей детей 5-6 лет в
процессе обучения технике рисования графическими материалами.

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Определить особенности, компоненты и уровни творческой
деятельности
;

2.
изучить развитие качеств творческого воображения и мышления;

3.
проанализировать особенности влияния занятий графическими материалами на
процесс развития художественно-творческих способностей детей 5-6 лет;

4.
провести опытно-экспериментальную работу по развитию художественно-творческих
способностей в процессе рисования графическими материалами.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования,
метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической основой
для исследования
послужили научные труды
известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура
курсовой работы
включает
введение, две главы, заключение и список
используемой литературы.

При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, можно сделать вывод, что в современном мире существует большое
разнообразие информационных потоков, что повышает требования к развитию
способностей человека. Творческие способности не только позволяют вносить вклад
в развитие культуры, искусства, науки и общества в целом, однако и способны
выступать в качестве важного ресурса жизнедеятельности.

Творческие
способности – это индивидуально-психологические особенности индивида, имеющие
отношение к успешности выполнения какой-то деятельности, однако, не сводящиеся
к знаниям, умениям, навыкам, уже выработанных у детей.

Развитие
детских художественно-творческих способностей – это  один из самых важных жизненных вопросов
современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу –
воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности
и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьезных
перемен в обществе и жизни в целом.

Знания
в нашей жизни – это непостоянная переменная, они быстро становятся
неактуальными и обновляются, увеличиваясь в объеме. Потому перед современными
детьми, а в будущем, перед сформированными членами нашего общества, растут
требования к следующим качествам: инициативность, изобретательность,
креативность, решительность, предприимчивость. Именно данные качества и
основываются на базе детского творчества.

Итак,
вопрос развития в детях творческих способностей для их успешного становления
как личности в будущем является актуальным. Развитие художественно-творческих
способностей у детей обусловлено огромным количеством разноплановых факторов, которые
определяют как природу, так и проявление творческих способностей. Творческие
способности легче и зачастую проявляются именно в той деятельности, к которой у
детей есть определенные склонности. Потому детей нужно включать и наблюдать как
можно в наибольшем числе деятельностей. Для успешного развития
художественно-творческих способностей детей можно сформулировать некоторые
правила ведения занятий:

1.
Воспитатель должен служить примером для подражания. Творческие способности
успешно развиваются тогда, когда дети, наблюдая за деятельностью воспитателя,
могут по образцу воплотить свою идею.

2.
Позволять делать ошибки. Когда ребенка ругают за допущенные недочеты, они в
будущем опасаются их совершать, и, потому, боятся идти на риск, не стараются
думать независимо, не создают ничего нового.

3.
Поощрять рассудительный поиск. Стимулирование нестандартных и рискованных решений
способствует раскрытию креативной составляющей детской психологии.

4.
Создавать атмосферу, которая будет располагать ребенка к творчеству. Не нужно
критиковать творческую работу ребенка, нужно избегать резких выражений в оценке
результата его деятельности, способных подавить креативную динамичность детей.

5.
Стимулировать и поощрять способность находить, формулировать и первыми
предлагать идеи в решении нестандартных задач.

6.
Нужно вовлекать ребенка в командную творческую работу, для формирования у него
навыка управления креативным процессом.

7.
Необходимо вносить в план воспитания разделы, позволяющие детям
систематизировать и пополнять запас информации, на основе которого они могли бы
создавать что-либо новенькое. В тоже время, важным условием является
возможность демонстрировать на занятиях свои творческие способности.

8.
Поощрять креативные идеи и результаты творческой деятельности. Необходимо учить
ребенка переживать радость творческого открытия, воспитывать потребность к
творчеству.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Развитие творческой деятельности в
период детства

1.1. Особенности,
компоненты и уровни творческой деятельности

 

Изучая проблему развития творческой деятельности
в онтогенезе, исследователи делают акцент на значении дошкольного детства в
творческом развитии. В трудах Лука А. Н. сущность творческого саморазвития в
период детства раскрывается через анализ трех групп способностей, которые
связаны с мотивацией (склонности и интересы), темпераментом (эмоциональность) и
умственной деятельностью. Среди которых:

– способность к сцеплению, то есть способность
увязывать новые сведения с прежним личностным опытом;

– легкость генерирования идей, то есть
обтекание нового в законченную форму в форме идеи, закона, гипотезы;

– зоркость в поисках как специфическое
качество мышления, которое позволяет людям не проходить мимо случайных явлений,
а увидеть в них ключ к разгадке тайн;

– способность к оценочным действиям на основе
выбора одной оценки (простота, изящество и т. д.) из множества альтернатив;

– боковое мышление, то есть способность
увидеть путь к решению на основе использования «посторонней» информации;

– готовность памяти, то есть способность
«выдать» необходимую информацию в необходимый момент;

– гибкость мышления – способность легко и
быстро переходить от одного класса явлений к другому;

– цельность восприятия, то есть умение
оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать их в
наиболее широкие контексты и взглянуть на проблему свежим глазом[1].

Центральным аспектом проблемы творчества
считается создание новейших образов на основе обобщенных впечатлений детей,
обеспечивающих активную включенность детей в творческий процесс, позволяя оценить
их как творческую личность.

В. И. Андреева считает, что компонентами
творческого процесса в период детства являются[2]:

– мотивационно-творческая активность и
направленность;

– интеллектуально-логические способности;

– интуитивные способности, интеллектуально-эвристические;

 
мировоззренческие, эстетические и нравственные качества личности, которые
способствуют успешности творческой деятельности.

Д. Б. Богоявленская отмечает следующие уровни
творческой деятельности[3]:

1) стимульно-продуктивный пассивный уровень,
который характеризуется безынициативным принятием того, что задано извне;

2) эвристический уровень, который
характеризуется интеллектуальной и творческой инициативой, не стимулированной
внешними факторами и субъективной оценкой результатов;

3) креативный уровень, который характеризуется
сознательной субъективной установкой на творческую деятельность.

Итак, переориентация образования на
организацию качественного другого уровня учебно-воспитательной работы требует
установки на формирование инициативной личности, которая способна к опережающей
созидательной деятельности на основе творческой активности, которая умеет жить
и работать в новых социокультурных условиях.

Основной задачей образования является развитие
личности, которая готова творчески преобразовывать разнообразные сферы
социальной жизни.

 



[1] Рахимов А. З. Педагогическая технология творческого развития. Уфа,
2013.

[2] Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий,
2014. – С. 29.

[3] Богоявленская Д. Б. Психология
творческих способностей. М., 2002. – С. 69.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы