Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Развитие грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР посредством дидактических игр

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 7
1.1. Развитие грамматического строя речи у старших дошкольников 7
1.2. Особенности развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР 13
1.3. Дидактические игры как средство развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР 26
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 33
2.1. Констатирующий этап по выявлению уровня сформированности грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР 33
2.2. Формирующий этап по развитию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР посредствам дидактических игр 43
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работа по развитию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР посредством дидактических игр 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

  

Введение:

 

На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических и социальных причин. Распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является системное недоразвитие речи.
Современный ребенок должен полностью овладеть системой родного языка. Он должен связно говорить и полно излагать свои мысли, легко строить развернутые сложные предложения, без труда пересказывать художественные произведения. Такой ребенок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.
Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И.П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа. Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа. Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. У ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменении имен существительных, прилагательных и других грамматических форм. Ребенок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей требуется употребление определенных грамматических форм. Выработка динамического стереотипа облегчается большой его устойчивостью. Если ребенок усвоил падежные окончания, то безошибочно употребляет их, если это соответствует общей системе языка. Но вместе с тем наблюдается недостаточная гибкость в применении динамического стереотипа. Ребенок употребляет усвоенные грамматические формы и в тех случаях, когда имеются отступления от системы.
Проблема формирования грамматического строя речи у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. В настоящее время в работах учёных достигнуты определённые успехи в определении нарушений грамматического строя речи и разработаны методы их преодоления. В работах А.Н. Гвоздева, Г.А Розенгард-Пупко, Д.Б Эльконина, подробно описано становление речи у детей, начиная с самого раннего детства. Менее изученной является проблема усвоения детьми с общим недоразвитием речи отдельных разделов грамматики. Данные об этом представлены в работах Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.
Актуальность нашего исследования заключается в уточнении содержания коррекционного обучения, которое направлено на развитие грамматической строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством дидактической игры.
Преобладание разнообразных видов деятельности приводит ребенка к потребности овладеть речью. Однако и по сей день остается проблема поиска творческих, разнообразных, интересных приемов и методов коррекции речевых нарушений у детей с ОНР.
Игра является ведущим, всесторонне развивающим видом деятельности для дошкольников, который позволяет широко использовать игровые приемы в логопедической работе, а также выводит игру на первый план среди множества методов коррекционного воздействия. Посредством применения игры и отдельных игровых действий в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Объект исследования: процесс развития грамматического строя речи у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР посредством дидактических игр.
Цель исследования: выявить эффективность использования дидактических игр в логопедической работе по развитию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по развитию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР посредством дидактических игр будет эффективна, если:
— последовательно усложнять содержание дидактических игр;
— подбирать дидактические игры с учетом лексических тем;
— использовать разнообразные методы и приемы по развитию грамматического строя речи.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития грамматического строя речи.
2. Выявить уровень сформированности грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
3. Теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность предложенной системы работы по развитию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
4. Предложить методические рекомендации для педагогов по развитию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
Методы исследования:
— анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР;
— педагогический эксперимент;
— количественный и качественный анализ результатов.
Методологической основой исследования послужили научные труды: Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Г.И. Жаренковой, Л.Н. Ефименковой, Т.Б. Филичевой, Е.М. Мастюковой и других.
Теоретическая значимость исследования: теоретически обосновывается и экспериментально подтверждается эффективность предложенной системы логопедической работы по развитию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР посредством дидактических игр.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что результаты и выводы исследования могут быть использованы в работе педагогов по развитию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР посредством дидактических игр.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучив психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме формирования грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня, можно сделать вывод о том, что в логопедической практике данной проблеме придавалось особое значение. Этой теме посвящены исследования А. Г Арушановой, А. Н. Гвоздева, Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской, А. В. Ястребовой и др. По мнению этих специалистов, основополагающим направлением коррекционной работы при общем недоразвитии речи является развитие грамматического строя речи, то есть навыков словообразования, словоизменения и построения предложений. Речь детей с OHP существенно отличается от речи нормально развивающегося ребенка. У дошкольников с OHP наблюдается проблемы в употреблении обиходных слов, а активный словарь состоит из существительных и глаголов. Нарушения в произношении звуков, фонематическом восприятии и как следствие, трудности в овладении звуковым анализом и синтезом приводят к дефектам грамматического строя речи.
Усвоение грамматического строя речи у детей с ОНР, в отличие от детей с нормой речевого развития, происходит не по подражанию, а на специально организованных занятиях. Новые навыки даются этим детям с трудом, так как грамматические значения не всегда конкретны и требуют запоминания многих языковых норм и правил.
Рассмотрев особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников в норме и при общем недоразвитии речи, были выявлены следующие особенности в формировании грамматических средств языка, словообразовании и словоизменении у детей с OHP: неверный порядок слов; отсутствие сложноподчиненных конструкций в предложениях; присутствие агграматизмов в речи; несоответствие объема активного и пассивного словаря; пропуск членов предложения.
Необходимо отметить, что формирование всех сторон речи, особенно грамматического строя, в системе речевого развития является одной из главных задач в дошкольном периоде. Совокупность нарушений грамматического строя речи в дальнейшем становится препятствием в овладении ребенком программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем программой общеобразовательной школы. Чем раньше будет проведена коррекционная работа, тем успешнее будет речевое развитие ребенка.
Развитие речи дошкольников с ОНР в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, однако доминирующим является обучение родному языку при помощи игровых упражнений и дидактических игр. Дидактические игры имеют большое значение для развития ребенка, в том числе и его речи, т.к. в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, замечать логические ошибки. Дидактические игры и упражнения по развитию речи очень важны т.к. способствуют преодолению разнообразных грамматических ошибок в речи ребенка, развитию связной монологической речи, эффективному усвоению речевых умений и навыков.
Проведенный констатирующий этап исследования позволил установить, что уровень развития грамматических средств языка у старших дошкольников с ОНР не соответствует возрастной норме.
Для устранения нарушений, выявленных на констатирующем этапе, мы разработали логопедические занятия посредствам игр. Все навыки развития лексико-грамматической стороны речи мы отрабатывали в игре, где учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка.
В результате проведенной нами работы на формирующем этапе, мы отметили, что произошло повышение уровня изменения состояния грамматической стороны речи. Результативность работы была продемонстрирована при анализе контрольного этапа экспериментального исследования. Данные, полученные на контрольном этапе, говорят о том, что уровень развития грамматического строя повысился.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

1.1. Развитие грамматического строя речи у старших дошкольников
В языкознании термин «грамматика» употребляется нескольких значениях. Во-первых, данным термином обозначается грамматический строй языка, а во-вторых, – раздел языкознания, включающий в себя совокупность правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Методика развития речи предполагает усвоение детьми именно грамматического строя языка.
Грамматический строй — система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают следующие уровни грамматической системы: морфологический и синтаксический. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический — умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении [30].
К. Д. Ушинский называл грамматику логикой языка, которая помогает материализовать мысли и сделать речь организованной и понятной для окружающих [50].
Этапы развития словообразования и словоизменения детей с речевой нормой рассматривались в работах А. Н. Гвоздева, М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной, Н. И. Лепской, А. Г. Арушановой, М. Ф. Фомичевой и других.
Основным источником развития грамматических навыков у детей, по мнению А. Г. Арушановой, является повседневное общение и совместная деятельность с близкими взрослыми [3]. В младшем дошкольном возрасте общение имеет ситуативно-деловой характер, в старшем становится внеситуативным. В семье такое общение возникает и разворачивается самопроизвольно, непредумышленно.
В. М. Смирнов говорил, что на третьем году жизни полноценно развивающийся в речевом плане ребенок начинает высказывать простые суждения о предметах и простых явлениях, при этом используя как однословные предложения, так и предложения из нескольких слов [39].
Недостаточная осознанность и произвольность – характерная особенность детской речи на ранних этапах ее становления, связанная с активным участием правого полушария при организации речевого акта. А при формировании сознательного и произвольного применения речевых средств ведущая роль принадлежит структурам доминантного по речи полушария мозга [23]. В этот период дети овладевают речедвигательными алгоритмами родного языка, что является следствием отработки правильного произношения фонем, усвоения первых грамматических форм, появлении многословных фраз, придаточных предложений, а к концу третьего года жизни — соединительных союзов и местоимений. Базисное формирование функциональной системы речи заканчивается, но ее совершенствование продолжается на четвертом и пятом году жизни [32].
Первые словосочетания заимствуются из речи взрослых или являются творчеством ребенка, на что указывает их оригинальность и неповторимость. Слова, которые употребляются детьми в первоначальных словесных комбинациях, используются ими в заимствованной из речи окружающих форме, без преобразования их в нужную грамматическую форму.
Словоизменение в русском языке отличается большим разнообразием флексий, систематизирующиеся при формообразовании в различные типы склонений имен и спряжений глаголов. Сложность флексийной системы затрудняет и делает невозможным одновременное усвоение ребенком всех форм словоизменения. Последовательность усвоения ребенком грамматических форм слова определяется семантикой и частотностью использования в речи окружающих.
Развитие словаря и грамматического строя в онтогенезе рассматривает А. Н. Гвоздев в книге «Вопросы изучения детской речи». Он считает, что грамматический строй речи усваивается ребенком в виде грамматических категорий определенного значения. Время и последовательность их усвоения зависят от характера значений. Наиболее затруднительны в усвоении те формы, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т.е. то, что не ясно по значению. А. Н. Гвоздев писал, что в первую очередь усваиваются категории с четким, конкретным значением, которое легко может быть понято ребенком [15].
Раньше всего ребенок усваивает число существительных (1 г. 10 мес.), разницу между уменьшительными и неуменьшительными существительными: домик – дом. Рано усваивается детьми повелительная форма, так как она выражает различные желания, которые имеют большое значение для ребенка. Сложнее усваиваются отношения, связанные с предметами и пространством (падежи), со временем (времена) и с участниками речи (лица глаголов). Поздно (2 г. 10 мес.) усваивается условное наклонение, потому что оно выражает нечто предполагаемое, а не реально существующее. Сложно и длительно усваивается категория рода. Это происходит не путем механического запоминания, а связывается с морфологической структурой существительных.
Различные трудности представляют три основные части русского языка: у существительных наиболее трудно усваиваются окончания, у глаголов — овладение основами, в отношении прилагательных трудности возникают при словообразовании (сравнительная степень).
А. Н. Гвоздевым раскрыта следующая закономерность. В усвоении грамматического строя прослеживается четкая последовательность: сначала усваиваются все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы